Кризис политической системы при первом и последнем президенте СССР
Кризис политической системы при первом и последнем президенте СССРП Л А Н
1. Введение.
2. История СССР 1917-1985 вкратце
3. Предпосылки перестройки (историческая параллель,методы и це- ли).
4. Первые реформы.
5. Реформа избирательной системы, Первый и Второй Съезды.
6. Введение президенства.
7. Первый президент СССР.
8. Ельцин как президент России.
9. Анализ либеральных и других движений.
10. Кризис политической системы: необходимость компромиса.
Приложение Краткая хроника событий (1981-1991 г.г.)
1. Введение.
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает подним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-лась...Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. За столь короткое время, которое было отведено нам для написанияэтого реферата, невозможно полностью осветить все процессы, происхо-дившие в стране за упомянутый период, поэтому я решил акцентироватьвнимание не на делах восьми- или девятилетней давности, (тем более,что объективных сведений маловато, а поднимать подшивки газет за де-вять лет - дело, требующее большого времени), а остановиться именно - 2 -на событиях и проблемах во времена правления президента СССР до ав-густа 1991 года.
2. История СССР с 1917 по 1985 годы вкратце.
Рассматривать события последних лет невозможно, не зная пре-дыстории, поэтому в этой главе мы изложим вкратце, что лежало уистоков этого государства и что привело его к перестройке. Этап1985-1991 годов связывают прежде всего с именем Горбачева, поэтому вэтой главе мы рассмотрим этап от 1917-1985 годов, от прихода квласти Ленина до прихода к власти Горбачева. В 1917 году, воспользовавшись царившим в стране хаосом и умелосыграв на низменных чувствах народных масс, путем военного переворо-та к власти пришли большевики во главе с Лениным. Этим было положеноначало созданию невиданного государства-монстра.
Первым делом большевики спешили удовлетворить запросы той частинаселения, благодаря которой они пришли к власти. Это вылилось в такназываемую "экспроприацию экспроприаторов", но народ говорил проще:"грабь награбленное". Таким образом, власть оправдывала грабеж иму-щества, нажитого путем, который эта власть не признавала за честный:путь коммерции и предпринимательства.
Крестьянам, как известно, больше всего нужна была земля. Свояземля, кровная. Большевики обманули крестьян своим "Декретом о зем-ле", об'явив позже, что земля является общенародной собственностью,понимая под этим собственность государства. Государство взяло на себя все функции эксплуататора, с той лишьразницей, что для борьбы против конкретного эксплуататора можно соз-дать профсоюз или забастовать, и это будет в рамках закона, аэксплуататор-государство само издает законы, и тут же признаетпрофсоюз "контрреволюционным формированием", а забастовку - "сабота-жем" и расстреляет зачинщиков.
Ленин поздно, но понял свои ошибки, введя нэп, но исправлятьчто-либо было уже поздно. Вокруг него создалась когорта тех, комунравилось понукать массы и грозить маузером, и эта когорта потихонь-ку отстранила его от власти, а вскоре он и сам умер.
В тридцатые годы, когда страной правил Сталин, была произведенаколлективизация, приведшая к массовой гибели крестьян как от голода,так и в результате повальных высылок. Бедные крестьяне желали стать богаче, но иного способов, как от-нять имущество у богатого, не видели.
Большевики и не стали искатьиных способов. Кулак был большей частью выкорчеван еще во время ре-волюции, но потребности бедных надо было как-то удовлетворить и бо-гатых середняков произвели в кулаки, которых и истребили. Крестьянамзапретили менять место жительства - фактически сделали из них кре-постных. Время правления Сталина вошло в историю, как годы массового тер-рора.
Террор, с одной стороны, истреблял инакомыслящих и простовредных правящим кругам людей, а с другой стороны, влиял на психикународа: нагнетал страх перед властью и давал почувствовать каждомуиндивидууму, что его судьба - полностью в руках власти. Была введенапаспортная система, причем закрепощенные крестьяне паспортов не име-ли. Паспорт содержал (и содержит) унизительные графы "националь-ность" и "прописка", которых нет в паспорте ни одной из цивилизован-ных стран.
Умных людей, могущих быть опасными, то есть интеллигенцию и ду-ховенство, уничтожали. Насаждалась новая, классовая идеология.Классический пример: сына расстреливали за то, что он не донес наотца. На период правления Сталина пришлась и Великая Отечественнаявойна, едва не проигранная из-за некомпетентности высшего руко-водства и прежде всего из-за самого Сталина. Все умные военачальникибыли им уничтожены: Тухачевский, Блюхер и т.д. Количество погибшихсоветских людей в этой войне, по некоторым оценкам превышает, трид-цать миллионов, и такое их количество обусловлено неподготовлен-ностью к войне и потере вследствие этого огромной территории.
После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев, которыйчерез три года на XX с'езде заявил о культе личности Сталина и вре-де, принесенном этим культом. Многие тысячи невинно пострадавших бы-ли реабилитированы.
С этого момента начинается "хрущевская оттепель", омраченная на-чалом "холодной войны". Еще до смерти Сталина было создано атомноеоружие, а Хрущев продолжил гонку вооружений. Нарастание напряжен-ности вылилось в 1962 году в Карибский кризис, едва не приведший мирк ядерной катастрофе.
Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ. Бы-ло затронуто буквально все: сельское хозяйство, промышленность, фи-нансовая система. Уровень жизни народа стал потихоньку повышаться,цены снижались, были отменены карточки. Крестьяне получили паспорта.Приподнялся "железный занавес", закрывавший пути за рубеж. Имя Хрущева связывают с первым искусственным спутником Земли(1957) и первым человеком в космосе (1961). Во время руководства Хрущева с его стороны были проявления субъ-ективизма и волюнтаризма. Всем памятны его "догоним и перегоним Аме-рику", "коммунизм к 1980 году", "кукуруза - царица полей" и "мы вампокажем кузькину мать!". Увлечение Хрущева ракетной техникой чутьбыло не привело к расформированию артиллерийских войск.
Хрущев - единственный правитель СССР, покинувший пост живым. 14октября 1964 года, во время отдыха Хрущева в Пицунде, оппозиция в ЦКсняла его с должности генсека. Новым генсеком стал Брежнев. Его правление ознаменовалось то-тальной коррупцией, проникающей во все сферы общества: органы внут-ренних дел, прокуратура, партийное руководство, торговля и прочее. ВСредней Азии сформировались настоящие феодальные мини-государства,основанные на взятках. В казне их "правителей" осели ценности намиллионы рублей. Отсюда деньги шли "наверх", в Москву.
Характером Брежнев отличался мягким и добродушным, он не прибе-гал к репрессиям. Уровень жизни народа рос за счет получения валюты от продажинефти за границу. Об этом времени нередко теперь вспоминают,ностальгически вздыхая - надо же, все ведь было... Тотальное распре-деление, подавление инициативы, предприимчивости, отсутствие эконо-мического стимулирования труда, замена его политическими лозунгамиприводят к застою легальной экономики и процветанию "теневой", в ко-торой наличествовали все нормальные товарно-денежные отношения. После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинаетсяголовокружительная "карусель": сначала генсеком становится 74-летний(председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.
9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себеи 12 марта 1985 года опять же скончался. С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 го-да, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно моло-до. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен
3. Предпосылки перестройки.
Чуть более девяти лет назад руководство КПСС провозгласило курсна перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и вовсем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи-ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года вРоссии. Верно и то, что она носит затяжной, мучительный характер. Впоследнее время все реже и реже произносят само это слово - "перест-ройка", зато все чаще говорят, что она завершилась, исчерпав себя ипотерпела поражение. Так завершилась перестройка или нет? Чем она является или, вовсяком случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим - всамых общих чертах - как она развивалась, как менялась роза вызван-ных ею политических ветров. Итак, термин "перестройка" появился в нашей политической лексикев 1985 году. Но чем была тогдашняя "перестройка"? Апрель 1985 годаположил начало медленным, осторожным реформам, направленным начастичное обновление существующей системы.
Перемены, происходившиена протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминалиситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Стотридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима былаосознана в результате поражения в Крымской войне, которая проде-монстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя отдругих европейских держав за время, прошедшее после триумфальной по-беды ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося"ремонта" стало отставание от США в гонке космических вооружений:неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу"звездных войн" убедила правящие круги СССР в том, что соревнованиев сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономи-ческого кризиса говорит хотя бы такой факт: в 1971-1985 г.г. налицобыла отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показа-телям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пяти-летке - 41 процент, в девятой - 28, в десятой - 21, в одиннадцатой -17 процентов. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был37 процентов, в девятой - 25, в десятой - 17 процентов).
Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, процитиру-ем одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого ав-тора. В середине прошлого века он писал о России следующее: "При су-ществовавших политических условиях в стране не была возможна никакаяиная административная система, кроме исключительно господствовавшейв ней и доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы зало-жить основы более подходящей системы, Александр II вынужден былвновь обратиться к идее освобождения крепостных. Ему пришлось бо-роться с двумя грозными противниками: с дворянством и с той самойбюрократией, которую он возымел намерение реформировать вопреки еесобственному желанию и которая должна была в то же время служитьорудием выполнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кро-ме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русскихкрепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже правазадумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать ихподдержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественногомнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цен-зура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной ивесьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже лег-кая и учтивая критика действий чиновников". Это мысли Энгельса из его работы "Европа в 1858 году"(Маркс К., Энгельс Ф., соч.т.12, с.672). Не правда ли, все очень по- хоже - с точки зрения методов?Но вот что касается целей...
Если Александр II поставил в повесткудня вопрос, решение которого могло коренным образом изменить всюсистему общественных отношений, то новый Генеральный секретарьМ.С.Горбачев поначалу лишь возрождал времена хрущевской "оттепели".Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая впол-не устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспосо-бить к новым - прежде всего международным - условиям. Отмена кре-постного права даже в том варианте, который был реализован Александ-ром II, привела к существенному расширению "степеней свободы" длябольшинства населения Российской империи. Напротив, в первоначальномпроекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек- ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора
4.Первые реформы
Причины теперешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов,не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуренародного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду.Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущен-ные в начале перестройки. Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился пра-вильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизироватьчеловеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев из-брал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологи-ческих заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте"заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Ноодними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного пот-ребления была задействована только одна седьмая часть основных про-изводственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию- с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую про-мышленность.
Все это, однако, закончилось провалом уже на первомэтапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно раст-ворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, тех-нологий легкая промышленность так и не дождалась. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средствана закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть обору-дования так и осталась на складах и под открытым небом - нехваткапроизводственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонти-ровать, то и дело давало отказы.
Целые поточные линии простаивалииз-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого ка-чества сырья. Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ни-чего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетнуюсамостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правомбесконтрольного расходования государственных средств и привела квздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту де-нежной массы в наличном обращении.
Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной пот-ребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыг-рало с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и наместах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали вэкономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый плате-жеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потре-бительский сектор промышленности. Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева - антиал-когольной компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, которыйнанесла нашей социалистической экономике реформа 1987 года, вообщене поддается исчислению. Второе дыхание к социализму так и не пришло- началась агония...
5.Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.
Идет Брежнев по базару и видит грузина - тот торгует арбузами. Брежнев хочет купить арбуз и говорит: - Дай-ка мне один арбуз. - Пажалуйста, дарагой, вибирай - любой! - Так у тебя же здесь всего один арбуз! - Ну и что? Ти у нас тоже адын, а ми те- бя вибира-аем! (Анекдот) Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали реше-ния внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва),состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматри-вали изменение структуры высших органов власти и государственногоуправления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных де-путатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, атакже изменение избирательной системы, прежде всего введение выборовна альтернативной основе. 1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в полити-ческой структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народныхдепутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране - 9 -избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможностьвыдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатскихмест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советскимгражданам действительно выбирать одного из нескольких. Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций,что позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной орга-низации" на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизо-ванных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: до-ля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5%предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, чтов условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальными национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенныхв списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества всторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работойСъезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение про-изводительности труда. Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.)стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было тако-го в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотретьна те баталии, что происходили по Съезде, но тогда это выглядело по-бедой демократии. Практических результатов Съезда было немного, вчастности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общихпостановлений, например Постановление об основных направлениях внут-ренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съез-дом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второгоСъезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению эконо-мики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью.Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполити-ческим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Герма-нией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советскихвойск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следствен-ной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привиле-гиях)...
Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагалина него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам на- - 10 -шего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называюттеперь "игрой в демократию", каковой он, собственно, и являлся. КоВторому Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже сталоясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформаизбирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного,насущного она народу дала немного.
6. Введение президентства
Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие изба-виться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможностьнабрать политическую силу и влияние, позволили им представить право-центристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как вре-менный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительногоразвития курса на смешанную экономику, на создание правового госу-дарства и заключение нового союзного договора. Все это объективноработало на демократов. К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно измени-лась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы вреспубликах приведут к победе радикальных сил ("ДемократическаяРоссия", РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики -постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого имВерховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его едино-мышленники выступали еще несколько месяцев назад.
Используя свой ав-торитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - присопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решениеоб учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев по-лучил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепилсвою власть в стране. Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуа-ция вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановкесил на политической арене.
В России победу на выборах, хотя и с ми-нимальным перевесом, одержал блок "Демократическая Россия". Лидеромпарламента РСФСР стал Б.Н.Ельцин - неординарный политик: с однойстороны, он символизирует "сильную личность" (известны те "крутые"методы, которыми Ельцин пользовался в бытность его Первым секретарем - 11 -МГК КПСС), с другой стороны - он прост, открыт, демократичен, егополитическому стилю присущ популизм. Демократы возглавилиМосковский, Ленинградский, ряд советов других крупных городов. Схо-жее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, вПрибалтийских республиках. Затем политическая борьба перешла на государственный уровень.Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республи-канские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга,ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и респуб-ликами велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достиглаапогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокругСоюзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фонебыстрого развала экономики, межнациональной конфронтации междуреспубликами и внутри их.
В результате наметился очередной сдвиг в умонастроенияхобщества. После того, как в крупных индустриальных центрах России иУкраины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуа-ция продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырожда-лась в анархию, усиливая тоску по "сильной руке". Подобные настрое-ния овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь неп-редсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнитель-ные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачевже в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в кото-ром ключевые посты заняли представители "просвещенной" бюрократии ивоенно-промышленного комплекса.
7. Первый президент
.
Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦККПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил.Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но врезультате скрытой, недоступной простому смертному аппаратной игрыпобеду одержала именно его команда. Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А длятого, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со "склеротическимигеронтократами", старой партийной гвардией, он вынужден был провозг-ласить курс на обновление социализма с его ведущей и направляющей -силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу ал-когольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другимотправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и респуб-лик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор КузьмичЛигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил предан-ных людей на все ключевые посты. На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как прави-ло, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько,что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успелановая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том,что перестройка продолжается.
Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось нетак-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтер-нативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депу-татов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидениина двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу:партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов -славой КПСС. Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачевокончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился спереходом к рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, чтоборьба за власть не закончена, напротив - вступает в новую стадию.Инициативу теперь перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.
8. Ельцин как президент
Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения "первоголица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым иновым свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большойсемьи-государства были довольны, сыты и друг друга не обижали."Аар-битр" следит за соответствием всех проявлений жизни писаным и не-писанным законам. И т. д. Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина, каза-лось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председате-лем Верховного
Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что вновой роли он напрочь откажется от прежних политических привычек.
-Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что на-мерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Навер-ное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этогои ждали его приверженцы. Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого народапрезидентом, Ельцин поневоле стремиться держаться за все рычагивласти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим,по-видимому, и обусловлен стиль поведения президента, который анали-тики именуют "конфронтационным".
Конфронтация заложена в том, чтоЕльцин все время стремиться действовать в системе простейшей, при-вычной ему с 1987 года: массы и лидер. Советы, Конституционный суд икто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную политическуюроль, т. е. на выражение части "застолбленных" президентом народныхинтересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "ут-ратившими доверие" и т. п. Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ельцина напосту президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" симперативом российской державности. На первых порах Ельцин, как япомню, "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещалсберечь единство России. Но ведь единство подлинной, историческойРоссии, существовавшей с 1922 года под псевдонимом "СССР", было раз-рушено в Беловежской пуще.
Неясно, был ли Ельцин инициатором бело-вежских соглашений; каким именно виделось ему тогда СНГ и т. д. Носам факт участия в упразднении СССР стал, пожалуй, самым крупным идраматическим событием политической биографии Ельцина. А когда ввнутри РФ Чечня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробо-вал вмешаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские ав-тономии обзавелись собственными президентами и конституциями, Ельци-ну, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным президентомв своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституциянаписана уже и в Вятке, пишется в Туле ...
Совсем недавно Ельцин вдруг объявил, что он "националист" (ко-нечно, в смысле приверженности национальной идее). Но следует все жепризнать, что внутрироссийская региональная политика остается покаодним из самых слабых мест администрации Ельцина. - 14 -
9. Анализ либеральных и других движений.
Рассмотрим, почему не успев народиться, демократия уступаетместо авторитарному президентскому режиму и происходит "перестройкаперестройки"? Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предпола-гает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой историиэто подтверждает. Прежде всего, демократия требует, чтобы в обществедруг другу противостояли свободные и равные собственники, которыенаделены всеми гражданскими правами . Из этих предпосылок демократииу нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство.Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, про-писку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собствен-ности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демокра-тии, а к охлократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономи-ческая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Ноэтого не получилось, а посему складывающиеся политические формы иинституты были лишены адекватного демократического содержания и ра-ботали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демокра-тии.
Естественное и закономерное размежевание в стане демократическихсил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решитьсвою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенкла-туру, отнюдь не укрепило шансы демократической перестройки. Пока де-мократы выступали "против" власть предержащих, набирали очки в пред-выборных кампаниях, они были едины.
На как только перед ними сталвопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей нача-лись разногласия. Обнаружилось, что наиболее организованное, опираю-щееся на мощную системы органов массовой информации крыло демокра-тов, стоит на праволиберальных, пробуржуазных позициях. Более уме-ренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристскийблок. Существует также альтернативный им блок - "Левая демократия".В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалисти-ческой ориентации. В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что инте- - 15 -ресы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и будущих наем-ных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко говоря, не мо-гут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что располагая несравненнолучшей материальной и пропагандистской базой, а так же искушеннымиидеологами, талантливыми публицистами и умелыми ораторами, либералызавладели не только общественным вниманием, но и определенным поли-тическими рычагами. Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои проблемыи разногласия.
Однако расхождения во взглядах между представителямилиберального лагеря не очень существенны. Главное для них - катего-рическое неприятие не только административно-командной системы, но и"гуманного, демократического социализма". По общему мнению либера-лов, последний несовместим с принципами свободы личности, непри-косновенности частной собственности, политического плюрализма. Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими нарож-дающимися движениями - в первую очередь новым рабочим движением. В1990 году была образована Федерация независимых профсоюзов России,укрепил свои позиции Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объ-явивший о создании нового горняцкого профсоюза; аналогичные шагипредприняты рабочими в ряде других отраслей промышленности. Прошел 1Всесоюзный съезд советов трудовых коллективов и рабочих комитетов,который выразил готовность разделить ответственность за ход экономи-ческих преобразований в стране, не допустить бесконтрольной распро-дажи государственной собственности, превращения и прежде всесильныхминистерств в новые монополистические объединения: концерны и ассо-цации (что в настоящее время и происходит).
Все активнее выступали другие массовые демократические движения- экологисты ("зеленые"), Федерация обществ потребителей, молодеж-ные, женские организации. Однако все они так и не стали главнымидействующими лицами политического процесса, не смогли переломить егоинерцию. на деле победой демократов над КПСС воспользовались лишьлибералы, развернувшие отчаянную борьбу против коммунистов-реформа-торов. Однако борьба эта, если вынести за скобки события в Прибалтике,где центру противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция на-ционал-либеральных и национал-социалистических сил, - в целом отнюдьне является борьбой на уничтожение.
Ибо реформаторы в центре, воглаве которых стоит Президент СССР, за последний год сделали значи- - 16 -тельный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей.
10. Кризис политической системы: необходимость компромисса
Борьба на политической арене страны шла главным образом вокругдвух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день).Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепен-ное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство ивведение государственно-бюрократического капитализма "сверху"? Илиже, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование ка-питализма "снизу"? Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непо-пулярных мер, то ответственность за их принятие и все связанные сними издержки возлагаются, как правило, на политических противников.Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось,например, в ходе политического скандала, который разразился в Вер-ховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало реше-ние о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). амежду тем это решение было согласовано и с Б.Н.Ельциным, и с И.С.Си-лаевым.
Известны и обратные случаи, когда Центр сам находил "козла":введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъяв-ший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть ме-нее миллиарда (931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет МинистровРСФСР. К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму-нисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности,добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере.Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщейанархии. Первые - потому что в значительной степени утратили под-держку народа, вторые - потому что после своих первых побед успелиподрастерять многих своих приверженцев.
Понимание необходимости политического компромисса наблюдалоськак в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и дажекоммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах вто-рой половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражалиготовность создать не просто блок сил "социалистической ориентации", - 17 -но пойти на союз со всеми демократическими партиями и движениями. Ихоппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которымиони столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республи-канском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничест-ву. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания сильнойисполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог-раммной статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что де-лать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согласия путемприостановки действия иди полного роспуска всех политических партийстала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангахлиберально-демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак,и лидер либерально-демократической партии России В.В.Жириновский.Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и неначавшись. Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз.Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Про-возгласив лозунг "Вся власть - Советам!", реформаторы даже не заду-мывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными рем-нями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс полити-ческого развития.
Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных де-мократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им при-надлежит большинство. "Некомпетентные демократы" кивали на "саботаж"со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти,мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризисконца 1990 года - результат не столько некомпетентности или сабота-жа, сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход изэтого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государствен-ные сословия" - те слои, само существование которых было поставленосейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Вер-ховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режи-ма при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колеба-ний, вынужден был идти на это. он нуждался в поддержке, но получитьже ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационныеспособности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказаласьинерция конфронтации. Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформациирежима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, теиз них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали - 18 -( и рассматривают) усиление исполнительной власти, авторитарные ме-тоды перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а некак временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не толькодемократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках.Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть:тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей демократией,но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от комму-нистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изме-нение фундамента политической системы, на трансформацию советскойвласти в парламентскую республику.
И все же определенный шанс предотвратить окончательную "автори-таризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократи-ческих движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый век-тор" преобразований (наряду с консерваторами, реформаторами и либе-ралами) может существенно изменить политическую погоду. Даже автори-тарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной ба-зе. Поэтому демократические движения добиваются того, чтобы осущест-влялся не бюрократический и не анархический вариант капиталисти-ческого развития. Крайне важно обеспечить участие общественных орга-низаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода крынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию госу-дарственной собственности.
Не реформаторы и не либералы, а только демократические, самодея-тельные общественные организации трудящихся могут воспрепятствоватьзамыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народ-ный бунт против грядущего рынка, антирыночную, тоталитарную контрре-волюцию. Для этого, однако, всем общественно-политическим, потреби-тельским, культурно-просветительным, профсоюзным и иным организациямнеобходимо сплотиться в мощный блок демократического единства.
¦П Р И Л О Ж Е Н И Е¦
Краткая хроника событий (1985-1991 г.г.)
1985 - 19 -
МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева Генеральным секретарем КПСС.
АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим", впер- вые прозвучали слова "перестройка" и "ускорение". Начало борьбы с пьянством и первых кадровых перемещений.МАЙ: В речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул вклад в нее Коммунистической партии во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. 1986ЯНВАРЬ: Впервые за последние десять лет генсек обратился к народу по телевидению с новогодними поздравлениями лично. Пе- рестройка телевидения, возвращение "прикрытых" передач.ФЕВРАЛЬ- -
МАРТ: XXVII С'езд КПСС.
АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа. ИЮЛЬ-АВГУСТ: Закон об индивидуальной трудовой деятельности и бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ: Алма-Ата - первые волнения на нацио-нальной почве. Возвращение Сахарова из Горьковской ссыл- ки. 1987
ЯНВАРЬ: На очередном пленуме Горбачев предупреждает: впереди еще самый трудный этап перестройки.
МАЙ: Смена министра обороны в связи с прилетом Руста. Первые раз- мышления о многомандатных выборах.
СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии то- тальных дефицитов.
ОКТЯБРЬ: Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд". 1988
ФЕВРАЛЬ: Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая кровь в Нагорном Карабахе.МАРТ: Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами".
ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое не единогласно. - 20 -
СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со- вета СССР. 1989ЯНВАРЬ -
АПРЕЛЬ: Выборыветаховногою Победы, Горбачев подчеркнул вклад Народных депутатов СССР. Артем Тарасов - парт- взносы с трех миллионов.
АПРЕЛЬ: Кровавое воскресенье в Тбилиси.
МАЙ: Первый Създ народных депутатов СССР.
ИЮНЬ: Первые забастовки шахтеров. ОКТЯБРЬ: Начало"откола" Восточ- ной Европы от СССР. ДЕКАБРЬ: Второй С'езд народных депута- тов СССР. Смерть Сахарова. 1990ЯНВАРЬ- МАРТ: Выборы в республиканские и местные Советы. Первые стотысячные демонстрации в Москве. АНТ: неудачная попытка торгов- ли танками.
МАРТ: ВС Литвы принимает "Декларацию независимости". III С'езд народных депутатов отменил 6 Статью Конституции СССР. Введение поста Президента СССР.
МАЙ: С'езд народных депутатов России: избрание Бориса Ельцина Председателем ВС РСФСР. Начало "войны законов" и "парада суверенитетов".
ИЮНЬ: Российская партконференция: Полозков и Макашов.
ИЮЛЬ: XXVIII С'езд КПСС. Массовый выход из партии. АВГУСТ: Вступил в силу Закон о печати.
СЕНТЯБРЬ: Особые полномочия для Президента.
ОКТЯБРЬ: Нобелевская премия для Президента. Продовольственная помощь для народа.
НОЯБРЬ: Программа "500 дней" нача- лась, но быстро завершилась.
ДЕКАБРЬ: IV С'езд С'езд народных депутатов СССР. Отставка Шеварднадзе, инфаркт Николая Рыжкова. Избрание ви- це-президентом Геннадия Янаева. 1991
ЯНВАРЬ: Трагедия в Литве. Новый премьер Валентин Павлов начинает с обмена денег. - 21 -
ФЕВРАЛЬ: Постановление о совместном патрулировании. Выступление Бориса Ельцина. Митинг на Манежной площади.17
МАРТА:Референдум сказал "да".2 АПРЕЛЯ:Новые цены.
МАРТ-АПРЕЛЬ: Внеочередной С'езд народных депутатов РСФСР. 19 АВГУСТА: Победа демократии. ------------------"ВМ" 6 мартаО степени доверия москвичей различным органам власти: Да 50/50 Нет Не знаю Я Ф Я Ф Я Ф Я Ф1. Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 102. Кабинет министров СССР -- 11 -- 18 -- 53 -- 183. ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 164. ВС РСФСР 47 40.5 24 26.5 16 19 13 155. МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10-----------------"МК" 23 февраляПоголовье скота сократилось на 15%, к маю на 40%. Не засеяно4 млн га озимых, не вспахано 13.5 млн га зяби. Остановлено500 заводов и фабрик легкой промышленности. Павлов обещал повыше-ние цен на 60%.-----------------"МК" 18 апреляПопулярность политических лидеров: октябрь апрель + ? - + ? -М.С.Горбачев 61 25 24 34 21 45 - 22 -В.С.Павлов 22 30 48 - - -Б.Н.Ельцин 73 18 9 70 15 1515 И.С.Силаев 55 34 11 - - ------------------ "ъ" Рост потребительских цен с 1985 года:1985 100%1986 103%1987 106%1988 111%1989 116%1990 125%1991янв 134%1991фев 153%1991март 176%1991апр 300%1991май 311%1991июнь 348%1991июль 410%1991авг 493%"АиФ" На территории СССР количество преступлений в 1990 по сравнению с1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них тяжких более250.000. Число преступлений против личности возросло на 10%(умышленных убийств - 14.979 (15.4%), тяж ких телесных поврежде-ний - 39.673 (11.4%), изнасилований - 14.443 (2.7%). Количествоимущественных преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж- на 24.3%. Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытымиосталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в 1989 г. Количество зарегистрированных преступлений за январь-февраль1991 года увеличилось на 24%. Каждое второе убийство - предумыш- ленное. Уровень преступностимолодежи в возрасте 14-17 лет в 1.5 раза выше, чем среди25-28-летних."АиФ" - 23 - За январь-февраль 1991 г. 5%-налог составил сумму 931.5 млн.руб. Данные по республикам (млн. руб): РСФСР - 582.2 Украина - 15.1 Белоруссия - 82.2 Узбекистан - 62.4 Казахстан - 66.5 Азербайджан - 7.3 Молдова - 55.9 Кыр- гызстан - 36.4 Таджикистан - 4.2 Армения - 2.3 Туркмения - 17.0"АиФ"Средняя чистая зарплата - 220 руб (1989)."АиФ"На проведение референдума - 118.000.000 руб."АиФ"Эмиссия денег в СССР:1988 - 11.5 млрд. руб.1989 - 18 млрд. руб.1990 - 25 млрд. руб.1991 - 50 млрд. руб.(по оценкам экономистов)."РабТрибуна"Итоги референдума: 76% - ДА 22% - НЕТ 2% - ? Да:РСФСР- 71.3% Украина - 70.2% Белоруссия - 82.7% Узбекистан - 93.7% Казахстан - 94.1% Азербайджан - 93.3% Таджикистан - 96.2% Киргизия - 94.6% Туркмения - 97.9% - 24 -
Список литературы
1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991
3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991
4. "Перспективы", апрель 1991
5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991
6. Материалы XVII Съезда КПСС
7. "Страницы истории советского общества", 1989