Либерализм и консерватизм: от противоборства к синтезу
Реферат
"Либерализм и консерватизм: от противоборства к синтезу"
Либерализм
Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма. Под либерализмом понимается система взглядов, ориентированных на то, что свобода каждого отдельного человека рассматривается как высший общественный идеал и фундаментальный принцип политической организации. Этимологически слово "либерализм" происходит от латинского liberalis - свободный.
Понятие "либерализм" вошло в политический словарь Европы в 30-40-е годы XIX века, но его идейно- (теоретические корни уходят в эпоху Просвещения XVII - XVIII вв. Творцами "классического" либерализма первого этапа его исторического развития являются Дж. Локк и Ф. Вольтер, Д. Юмм, И. Кант, Ш.Л. Монтескье и Б. Франклин, Т. Джефферсон и А. Смит, И. Гете и Д. Дидро.
Базовые ценности "классического" либерализма включают в себя следующие положения:
абсолютная ценность человеческой личности и естественное ("от рождения") равенство всех людей;
существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;
создание государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;
верховенство закона как инструмента социального контроля и "свобода в законе" как право и возможность "жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе <... > и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (Дж. Локк);
способность каждого индивида к восприятию доводов высших истин разума, к духовному прогрессу и моральному совершенствованию.
С момента возникновения либерализм не был единым течением, но все его сторонники разделяли две обязательные основополагающие установки. Первая из них заключается в признании свободы личности наиболее значимой моральной и политической ценностью. Все остальные ценности рассматриваются либеральной доктриной как средства достижения или поддержания данной свободы. Другая установка - непоколебимая вера либералов в прогресс, в способность науки постепенно разрешить все социальные проблемы.
Основы либеральной экономической теории были разработаны в конце XVIII столетия А. Смитом. Ее основные положения гласят:
в экономической сфере каждый индивид, что совершенно нормально, руководствуется своими собственными интересами, каждый стремится к получению максимальной прибыли;
разные отрасли экономики связаны между собой рыночными отношениями, которые позволяют регулировать отношения спроса и предложения;
участвуя в экономической жизни общества, каждый человек, кроме удовлетворения собственных интересов, поневоле способствует реализации общих интересов, ибо они - не что иное, как "сумма интересов отдельных членов общества".
Стихийное регулирование экономики А. Смит уподобляет "невидимой руке" Провидения, благодаря которой отдельные индивиды и социальные группы способствуют гармонизации экономической жизни общества, считая при этом, что они удовлетворяют свои собственные интересы.
Отстаивая права человека, идеологи либерализма не переставали твердить о необходимости ограничения функций государства, об их минимизации. Государственный контроль в либеральной трактовке - неизбежное зло, без которого нельзя обойтись, но которое следует ограничить областью внешней политики, а внутри страны защитой граждан от посягательства на их жизнь и имущество. Недопустимо, считали они, вмешательство государства в экономическую жизнь, в стихийный рыночный механизм. В экономике государство должно быть "ночным сторожем", обеспечивать порядок, охранять субъектов экономической жизни, но не более того. Признавая свободу личности наиболее значимой моральной и политической ценностью, либералы требовали защиты для частной жизни человека от вмешательства извне. Это требование относилось в первую очередь к государственным институтам: "свобода от..." трактовалась как требование, обращенное к государству, оставить человека в покое.
Возникновение либерализма как социально-политического движения "третьего сословия" датируется концом XVIII - началом XIX столетия. Под его знаменами объединялись в борьбе против абсолютизма и феодальных экономических и политических основ старого порядка городские ремесленники и буржуазия. Вдохновленное успехами английского парламентаризма, опираясь на учение об общественном договоре и разделении властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье), "третье сословие" настойчиво и методично стремилось к расширению личных свобод, обеспечению гарантий частной собственности, установлению правового государства, представительной власти и парламентаризма. "Декларацией о правах" (Англия, 1689), американской конституцией 1787 г. и завоеваниями французской революции (конституция 1791 г) либерализм заложил политические традиции западной (а потом и мировой) демократии.
Процесс демократизации западного общества протекал на фоне бурно развивающегося капитализма по промышленной революции. Эпоха "грюндерского", "манчестерского" капитализма с его неприкрытой хит ческой эксплуатацией наемного труда обнаружила глубокое противоречие в идейных установках либеральной теории: свобода и равенство не желали уживаться друг с другом, одна ценность противоречила другой.
На практике оказалось, что общество "Laissez-faire", которое отстаивали либералы, общество безграничной конкуренции не только не привело к гармоничным отношениям между людьми, но и не дало обещанного развития экономики. Лозунг "равных возможностей", "индивидуальных свобод" преобразовался в право беспощадной эксплуатации миллионов наемных рабочих. Следствием этого стала глубокая социальная и имущественная дифференциация западного общества, что поставило под сомнение ценности либеральных идей в сознании народных масс.
Наибольшей остроты противоречия в западных странах достигли в 20-е годы XX в., которые вошли в историю как "эра великой депрессии". Экономические и социальные стрессы этих лет требовали пересмотра теоретических и политических принципов либеральной доктрины. На смену "классическому либерализму" была разработана концепция "нового" или "социального" либерализма. В ее фундамент были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами. Лозунгом "нового либерализма" стало "государство всеобщего благоденствия" с его программой помощи наиболее незащищенным общественным прослойкам на основе активного вмешательств государства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование. Характерной особенностью "нового либерализма" стала активная социальная политика: доступное всем медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование, расширение системы социального обеспечения и т.д. В политической практике эта доктрина нашла воплощение в политике "нового курса" Ф. Рузвельта.
После Второй мировой войны либерализм получил "второе дыхание" на пути реформирования европейского общества. Либеральные партии снова стали реальной политической силой в Англии, США, Германии и Японии, а также в ряде других индустриально развитых государств.
Социальный либерализм с его идеями государства "всеобщего благоденствия" господствовал в политической, экономической и духовной жизни западного общества до конца 70-х годов, когда кризисные явления, которые наблюдались в процессе реализации идей "социального либерализма", поставили перед идеологами либеральной мысли сложное задание: разработку новых подходов к социальным, экономическим, политическим проблемам современного постиндустриального общества. Эту фазу в развитии либерализма относят к неолиберализму.
Экономическая платформа неолибералов основана на соединении механизма свободного рынка с государственном контролем за экономической жизнью, при этом на смену запрещающим мерам государственного контроля должны прийти поощрительные. Неолибералы также требуют решительной децентрализации государственного регулирования, своего рода разделения функций между высшими и низшими органами государственной власти. Они также разрабатывают программы разгосударствления собственности, выступая за народную собственность. В их экономических доктринах разрабатывается идея "смешанной экономики", в которой должно найтись место не только частному и государственному секторам, но и новым формам групповой и коллективной собственности.
Как и ранее, неолиберализм отстаивает максимальц0 возможную свободу личности, приоритет интересов и про человека и семьи перед социальными группами, классами или государством.
Идеология и политика либерализма и ныне имеет много сторонников. Современное либеральное движение насчитывает около 110 партий, из них 60 объединены в Либеральный Интернационал, созданный в 1947 г.
Либерализм распространен и в независимой Украине. В 1990 г. была создана либерально-демократическая партия Украины, которая выступает за создание правового государства с его характерными чертами: частная собственность как материальная основа свободы человека, свободное предпринимательство, возрождение национальной культуры.
Консерватизм
Как направление в западной политологии, философии, социологии консерватизм возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Понятие "консерватизм" впервые было использовано французским писателем Шатобрианом. История консерватизма (собственно, как и либерализма) начинается со времен Великой Французской революции, которая бросила вызов самим основам "старого порядка", всем традиционным силам, всем формам господства Феодальной аристократии. Именно с того времени берут начало две классические формы консерватизма: первая, которая идет от французских мыслителей Ж. де Местра и Л. Де Бонанда; вторая - от английского мыслителя Э. Берка. Первая, служившая идеологией феодально-дворянской реакции в европейских странах, по мере утверждения капитализма постепенно утратила свои позиции. Другой же была суждена долгая жизнь. Ее отцом-основателем является Эдмунд Берк, чья книга "Размышления о революции во Франции" ознаменовала собой возникновение консерватизма как социального течения Ц направления политической мысли.
Основными чертами консерватизма считают: сохранение древних моральных традиций человечества, уважение к мудрости предков, неприятие радикальных изменений традиционных ценностей и институтов, убежденность в том, что общество нельзя построить в соответствии с умозрительно разработанными схемами.
Наиболее авторитетные представители консерватизма, которые стояли у истоков этого направления (Берк, Шатобриан, де Местр, Токвиль и др.) считали, что человеческий разум ограничен в своих возможностях восприятия общества в его целостности и потому попытки радикально перестроить его могут иметь непредвиденные последствия. По мысли консерваторов, социальный процесс - это результат проб и ошибок, накопленный и передаваемый из поколения в поколение, опыт, который воплощается в общественных институтах и ценностях.
Важное место в концепции консерватизма занимает вопрос о сущности общества, государства и взаимоотношений людей в нем. Начиная с Нового времени, консерваторы противостояли в решении этих вопросов сторонникам концепции естественных прав и договорного происхождения гражданского общества и государства. Основоположники консерватизма, например, Э. Берк, разделяли мысль античных философов о том, что человек по природе социальное существо и потому его счастье невозможно без гармоничных отношений с обществом. По Э. Берку, государство - это некоторая постоянно существующая органическая целостность, которая сохраняется неизменной в то время, как отдельные составляющие ее элементы появляются и исчезают. В XX веке эту мысль наиболее выразительно высказал испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет: общество, государство предшествуют индивиду в современном мире, они - условия нашего существования: юридического, морального и социального. "Государство - это общность, которая предшествует индивиду", - утверждает философ, - поэтому "современный человек ничто, у него нет ни прав, ни достоинств, если он не является гражданином государства".
Страницы: 1, 2