Либерализм как социально-политическое течение
p> В вопросе о правах человека либертаристы опираются на философско- политическое учение Дж. Локка. Незыблемыми являются для них: право индивидуальной безопасности, право защиты собственности, законность и др. "Любой закон ограничивает в какой-то мере индивидуальную свободу:
Но правозаконность ограничивает возможности правительства, не дает ему произвольно вмешиваться в действия индивидов: Зная правила игры, индивид свободен в осуществлении своих личных целей и может быть уверен, что власти не будут ему в этом мешать".1

Либертаристы выступают за равенство перед законом, используя утилитарную логику - ''Здесь аргумента два. Первый - равенство в свободе т.к. свобода эффективна. Второй - равенство перед законом способствует поддержанию гражданского мира. В противном случае появляется соблазн
__________________________________________________________________
1. Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. N 11. С. 124.

создания коалиции обделённых, стремящихся к изменению закона''.1

При этом, либертаристы подчёркивают, что естественные права - права ''негативные''. По их мнению, в XX веке марксизм и социал- демократия извратили подлинную концепцию прав человека. Они утвердили в сознании так называемые ''позитивные права'': право на труд, отдых, крышу над головой, право на справедливую заработную плату и т.п.
Социальное равенство в марксистском понимании, считают либертаристы, утратило гуманистический смысл, так как провозглашает равенство условий
(а это есть посягательство на право частной собственности), а не равенство возможностей.

Социализм, по мнению либертаристов, используя такие демократические понятия как свобода и равенство, а на самом является противоположностью народовластию.

Лучше всех сумел разглядеть это де Токвиль. "Демократия расширяет сферу индивидуальной свободы, - говорил он в 1848 г., - социализм её ограничивает. Демократия утверждает высочайшую ценность каждого человека, социализм превращает человека в простое средство, в цифру.
Демократия и социализм не имеют между собой ничего общего, кроме одного слова: равенство. Но посмотрите, какая разница: если демократия стремится к равенству в свободе, то социализм - к равенству в рабстве и принуждении".2

Демократическое устройство государства является одной из основных ценностей либертаризма. ''Создав правительство, нам придется смириться с тем, что нами управляют. Подчинение правительственным чиновникам - обязанность и постыдного в этом подчинении ничего нет. Быть полицейским или Президентом такая же профессия, как быть инженером или предпринимателем. Разделение труда применимо и здесь. Единственное, что отличает государственных чиновников - то, что они имеют право чинить насилие в отличие от сапожника, от чьих услуг мы можем и отказаться.
Если правительство ведёт дела неприемлемо для большинства населения, то оно неизбежно окажется заменено. Причём не так важно, хорошо ли это правительство в реальности - большинство не обладает никакой особой мудростью и вполне может ошибаться. Тем не менее, либерал всячески должен стремиться предотвратить насилие, разрушающее разделение труда.
Отсюда необходимость существования мирного способа смены власти, которым является демократия. Эта необходимость является единственным серьёзным аргументом в пользу принятия решений большинством. Либерал не думает, например, что таким образом будут приняты самые правильные и
__________________________________________________________________
1 Новиков В.В. Три источника и три составные части либерализма. 1999. http://www.libertarium.ru/libertarium/l_reader_sources - diss.
2 Discours prononce a assemblee constituante le 12 Septembre 1848 sur la question du droit au travail Oeuvres completes d'Alexis de
Tocqueville, vol. IX, 1866. P. 546. тщательно просчитанные решения''.1

Либертаристы выступают за минимальную социальную политику государства, позволяющую лишь разряжать опасную социальную напряжённость, и призывали правительство опираться исключительно на рынок в реализации и осуществлении своих программ. При этом основная ответственность при реализации программ помощи бедным должна лежать на местных органах власти и промежуточных общественных институтах: семье, церкви, школе, общественных фондах.

Центральным понятием в теории неоклассического либерализма является собственность. ''Программа либерализма… если выразить её одним словом, будет читаться так: собственность, т.е. частное владение средствами производства [в отношении товаров, готовых к потреблению, частное владение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами]. Все остальные требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования''.2 По мнению либертаристов, частная собственность на средства производства наиболее эффективна. Тому есть много причин. Главная - то, что при общественной собственности исчезает ценовая система и любая рациональная экономическая деятельность становится невозможной. Кроме того, общественной собственности сопутствуют и другие проблемы - уменьшение количества инноваций, снижение производительности труда и т.д.

Социально-экономическая государственная система, которая основывается на частной собственности, называется капитализмом, либертаристы осознают, что она несовершенна, но лучше не придумано.
''Либерализм выводится из строгих наук -- экономики и социологии, которые не делают ценностных суждений и ничего не говорят о том, что должно быть, или о том, что хорошо и что плохо, но, напротив, всего лишь выясняют, с чем приходится иметь дело и как оно возникает. … эти науки показывают нам, что из всех мыслимых альтернативных путей организации общества может быть реализован лишь один, а именно система, основанная на частной собственности на средства производства, потому что все остальные мыслимые системы общественной организации неосуществимы…'' 3
Частная собственность, в неоклассической традиции является основой процветания и общественной свободы, ещё одной важной ценности. ''…нигде и никогда не существовало народа, который без частной собственности сумел выйти из состояния самой гнетущей нужды и дикости, едва отличной от животного существования... Частная собственность создаёт для человека сферу, где он свободен от государства. Она ставит пределы осуществлению
__________________________________________________________________
1 Новиков В.В. Три источника и три составные части либерализма. 1999. http://www.libertarium.ru/libertarium/l_reader_sources - diss.
2. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М., 1994.С.56.
3. Там же. С.57.

воли властей. Она позволяет другим силам действовать бок о бок и в оппозиции к политической власти. Частная собственность становится, таким образом, основой всех видов деятельности, которые свободны от насильственного вмешательства со стороны государства. Она является почвой, на которой вырастают зёрна свободы и в которой коренится автономия человека, а в конечном счёте - весь интеллектуальный и материальный прогресс''.1

Фридман выразился короче: “Я не знаю... примера более или менее свободного общества, которое не использовало бы в том или ином виде свободный рынок в качестве средства организации экономической жизни”.2

В ряд со словом "собственность" в программе либерализма вполне можно поставить слова "свобода" и "мир". Свобода необходима людям не из соображений гуманизма или справедливости, а только по причине своей продуктивности. ''Мы, либералы, не утверждаем, что Бог или Природа задумали всех людей свободными, так как не посвящены в замыслы Бога или
Природы, и мы из принципа избегаем вовлечения Бога или Природы в спор о земных делах. Мы утверждаем, что система, основанная на свободе для всех работников, гарантирует наивысшую производительность труда и, следовательно, служит интересам всех''.3 Свободный труд гораздо более эффективен и именно поэтому современный рабочий живет гораздо богаче египетского фараона, владевшего тысячами непродуктивных рабов. Поэтому отмена рабства и феодализма была необходима не только для рабов и крестьян, но и для их хозяев, которые отныне могут пользоваться всеми выгодами общего роста производительности труда. Кроме того, только сам индивид компетентен в оценке своего счастья. Никто, кроме него, не в состоянии этот уровень счастья оценить. Поэтому ему нужна свобода для того, чтобы выбирать образ жизни, более всего ему подходящий.

Мир же является важной ценностью, потому что, разделение труда не может нормально осуществляться в условиях угрозы войны. Именно общая обстановка враждебности в Средние века заставляла феодалов вести натуральное хозяйство. С ростом уверенности в мирной жизни разделение труда охватывает всё новые и новые сферы, постепенно перешагивая границы стран. Поэтому мир, по мнению либертаристов, становится критически важен. Если разделение труда охватывает целую нацию, то гражданская война должна быть за пределами возможного, если весь мир - то должен быть установлен мир между народами. ''…не война, а мир является отцом всех вещей. Единственное, что дает возможность человечеству двигаться вперед и
__________________________________________________________________
1. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М., 1994.С.67.
2. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University og Chicago
Press, 1962. P.89.
3. Мизес Л., Либерализм в классической традиции. М., 1994.С.56.

что отличает человека от животных, это социальная кооперация.
Единственное, что производительно, это труд: он создает богатство и тем самым закладывает материальные основы для внутреннего расцвета человека. Война только разрушает; она не создает… созидательный труд - это особое, присущее только человеку свойство. Либерал питает отвращение к войне не как гуманист, не потому, что она имеет "полезные" результаты, а потому, что последствия её только вредные''.1

Из той же утилитаристской логики проистекает либертаристская уверенность в том, терпимость, является важной социальной ценностью.
Общественный прогресс сильно зависит от многообразия, отклонения от общепринятых норм. Нововведения - всегда привилегия меньшинства.
Поэтому люди в обществе должны воздержаться от попыток навязать другим отказ от поведения, которые сами считают неправильным. ''Свободный человек должен уметь мириться с тем, что его сограждане действуют и живут не так, как он считает правильным. Он должен освободиться от привычки звать полицию, как только ему что-то не нравится. Либерализм, однако, сам должен быть нетерпим к любому виду нетерпимости''.2

Неоклассический либерализм провозглашает терпимость к любой религиозной вере и любому метафизическому учению не по причине безразличия к этим "высшим" вещам, а из убеждения в том, что гарантия мира внутри общества должна иметь приоритет над всем и всеми.

Либертаристы убеждены в том, что необходимы социальная иерархия и признание в качестве единственно возможного только ''нравственного равенства''. ''При нашем общественном порядке только потому и возможно неравенство в богатстве, что оно стимулирует каждого производить столько, сколько он может и при самых низких издержках, - и человечество имеет сегодня то суммарное годовое богатство, которое теперь доступно для потребления. Если бы этот побудительный мотив был уничтожен, производительность снизилась бы так сильно, что та доля, которая при равном распределении досталась бы каждому, была бы значительно меньше, чем получает сегодня даже самый бедный''.3 Этот тезис позже был прекрасно проиллюстрирован в странах социалистического лагеря.

Уважение и вера в традиции народа, согласно либертаристской теории, являются существенной чертой эффективной политики.

Правые интеллектуалы неоклассического направления обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США.
Вместе
__________________________________________________________________
1. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М., 1994.С.60.
2. Там же. С. 75.
3. Там же. С. 77.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты