Личность и политическое лидерство

5. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ


Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. Существуют различные основы для классификации и сравнения лидеров. Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающейся классической, принадлежит немецкому философу и социологу М. Веберу. Он выделяет три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

2. Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство. Опирается на законы, правила, нормы. В рамках этого типа лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей, реализации функций руководства.

3. Харизматическое лидерство. Основано на доходящей до фанатизма вере в сверхъестественные способности вождя, наделенного, по мнению масс, особыми исключительными качествами, способностью преодолеть трудности, предвидеть на много лет вперед.

Особого внимания заслуживает харизматическое лидерство. Харизма (от греч. — подарок) — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Если традиционное и бюрократическое лидерство функционирует в стабильных социальных структурах и приспособлено прежде всего к решению повседневных задач, то харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие «харизматический лидер» применяется к личности, которая выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенной сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем не так уж важно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы такими их видели его последователи, которые фанатически преданы харизматическому лидеру.

Сила харизмы лидера может быть столь велика, что его недостатки нередко воспринимаются в качестве достоинств (например, авторитарность), становятся частью эталонного образа вождя. Такому лидеру прощаются провалы в политике, нелегитимные действия. Ответственность за первые возлагается на окружение лидера, вторые воспринимаются как нечто оправданное обстоятельствами, заботой о благе народа. Харизма возникает, когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность. Харизматический лидер не просто лучше других улавливает настроения масс, не только обладает способностью вести себя так, как того желают его сторонники. Он также активно влияет на настроения масс, формирует их, направляя реакцию людей в нужную ему сторону. Харизматическими лидерами были, например, Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин, Мао Цзедун, Ким Ир Сен и др., ими являются Ф. Кастро, С. Хусейн, М. Каддафи и др. Иногда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, языческого преклонения перед харизматической фигурой. Тем самым она перестает быть выразителем объективных интересов, ее действия лишь случайно могут отражать действительные потребности общественного развития. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении, а руководителю непременно учитывать интересы и мнения всех членов организации. Приняты и такие классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности — универсальный лидер и ситуационный лидер; 3) по направленности деятельности — эмоциональный лидер и деловой лидер; 4) по отношению к существующей социальной структуре — лидер «функциональный», стабилизирующий, способствующий ее развитию, и лидер «дисфункциональный», стремящийся ее разрушить; 5) по отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, настойчиво стремящихся к полной и последовательной реализации ее, мобилизующих максимум сил и средств и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, и прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную; 6) по отношению к характеру используемых средств вьщеляют лидеров-радикалов — сторонников решительных, дающих по возможности немедленный эффект средств, и лидеров-реформистов, придерживающихся постепенных преобразований, стремящихся обеспечить преемственность политического процесса. Имеются и другие классификации лидерства. Так, любопытную классификацию политических лидеров предлагает американский политолог М. Херманн. Это:

• лидер, определяющий цели и указывающий направление своим

сторонникам и увлекающий их за собой;

• лидер-«коммивояжер» — смысл своей деятельности он видит в выражении и удовлетворении интересов своих последователей;

• лидер-«марионетка» — им руководят и придают силу его сторонники;

• лидер-«пожарный» — его руководство возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности.

Нужно заметить, что в одних и тех же социальных условиях, из одних и тех же социальных и политических групп могут выдвигаться различные лидеры. Это конформисты, которые «плывут по течению», и нонконформисты — те, кто идет «против течения», преодолевая инерцию и сопротивление.

В политическом лидерстве различают индивидуальное лидерство — лидер и его последователи — и коллективное лидерство — это элита и массы. Роль лидера особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что сильный лидер может решить все проблемы. Действительно, на определенном этапе, в экстремальных условиях, может возрасти эффективность деятельности при жестком, «железном» лидере. Но основная задача лидера — вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Отсюда еще один из аспектов политического анализа — личные качества лидера. Социальная роль лидера подразумевает наличие в большей или меньшей мере ряда характерных личностных качеств. Среди них: организаторские способности; убежденность в избранных идеалах и способность их отстаивать; интеллектуальные данные; умение быть посредником в конфликтах; определенная доля харизматичности; умение представлять и выражать интересы населения (избирателей); сила воли и характера; умение принимать оптимальные политические решения; профессионализм в вопросах управления; коммуникативность и др. Однако в реальной политической жизни они присущи не каждому лидеру. Чаще всего имеет место та или иная их комбинация. Изучение литературы о политических лидерах позволяет предположить, что на политическое руководство могут оказать влияние следующие семь свойств: 1) основные политические убеждения лидера; 2) политический стиль лидера; 3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя; 4) реакция лидера на давление и стресс; 5) то, каким образом лидер впервые оказался в положении политического руководителя; 6) предшествующий политический опыт лидера; 7) политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность. Информация об убеждении, стиле, мотивации и реакции на стресс может дать нам какие-то сведения о личности лидера; данные по другим позициям информируют о происхождении лидера и базе его опыта.

Иногда понятия «лидерство» и «руководство» употребляются как синонимы. Однако это не так. Между ними есть существенное различие. (Кстати, в русском языке для обозначения двух этих различных явлений существуют два специальных термина, так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях.). Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, лидер выдвигается стихийно. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное. Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых у лидера нет. Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, в то время как лидер принимает более непосредственные решения. Отсюда следует, что понятия «политический лидер» и «политический руководитель» хотя и однопорядковые, но не тождественные. Политическое лидерство предполагает наличие у политика определенных интеллектуальных и психологических качеств, в особенности способностей взаимодействовать с общественной средой, аккумулировать мысли и настроения масс, выдвигать собственные идеи. Без этого лидер превращается в заурядного руководителя выборного государственного или партийного органа, прибегающего время от времени к силовым методам в руководстве для поддержания своего лидирующего положения.


6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В РОССИИ


Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что, история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерства (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции.

Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства - вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть .харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но "самым существенным элементом власти таких вождей была харизма. которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь".

В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии. В конце 70-х - начале 80-х годов мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой. Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности он несомненно обладал харизмой. Почти с первых дней правления он начал создавать, новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности. Однако новое время, которое подготовили М.С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным, Переход от вождистского (харизматического) типа лидерства к рациональному не произошел в период президентства Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе народ в основном воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс. Однако российское общество уже перестало быть единым, социально и политически однородным; оно раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению к собственности и др. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического лидера оказалось в известной мере подорвано.

Изменение харизматических представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны:

• проходить специальные подготовку и отбор;

• профессионально заниматься политической деятельностью;

• действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти;

• не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.

Переходным типом - от вождистского к рациональному - является лидерство В. В. Путина: заметно влияние прежних политических традиций в принятии решений, невелика социальная эффективность реформ, высока доля политической риторики, отсутствует механизм политической ответственности элиты и лидеров.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997

2.       Прохоров М.Ф. Политология. М., 2003

3.       www.c-society.ru


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты