Ярким примером такого временного образования является толпа - общность, возникающая на основе физического и эмоционального взаимодействия людей (например, на митинге, собрании, шествии). Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.
Массовым политическим поведением обладает также публика - особая социальная общность, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив. У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.
Еще одним распространенным основанием для типологии политического поведения является различие политической деятельности и политического участия. Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянный, зачастую профессиональный участия в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.
Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания какого-либо влияния на политический процесс, на формулировку или принятия определенных политических решений. По степени интенсивности политическое участие может систематическим или эпизодическим, по мотивации - автономное (сознательно избранные формы поведения) или мобилизованное (основанное на внешних импульсах, внеличностных стимулах), по отношению к существующему общественному порядку - конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (нелегальные, противозаконные). Политическое участие является лишь одним из проявлений социальной активности личности и не занимает, как правило, доминирующего положения среди других форм поведения. Его основными формами являются участие в политических собраниях, акциях, шествиях, единичные контакты с политическими деятелями, участие в выборах, членство в общественных организациях, участие в политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения, в акциях гражданского неповиновения и т.п.). Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.
1.5. Мотивация политического поведения
В основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация. Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета ли отрицательных, связанными с неполнотой настоящего положения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.
Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важных можно отнести следующие:
- волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий),
- степень эмоциональности,
- импульсивности поведения,
- соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации,
- темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств),
- реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида),
- наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения,
- степень психологической самодостаточности,
- фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.
Наряду с проявление глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду ( государство , класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:
- статус - устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);
- роль - особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;
- форма поведения - комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.
2. Политическая социализация
Диалектичное взаимодействие внутренних (биопсихологических) и внешних (социальных, институциональных) факторов и определяет мотивацию личности во всей ее полноте и целостности. Процесс развития личности, сопряженный с синтезом этих факторов и образованием на их основе единой системы ценностных установок, поведенческих стереотипов, осознанных мотивов и иррациональных ориентаций называется социализацией.
Социализация личности - это комплексный процесс, охватывающий все стороны развития личности. Его важным компонентом является политическая социализация - процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. На основе процесса политической социализации индивид определяет приоритетные для себя политические цели и ценности, формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации, определяет свое отношение к существующей политической системе, формирует идеологические убеждения и ценностные установки.
Политическая социализация может носить прямой и косвенный характер. Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний. Косвенная социализация - это своего рода "проекция" общесоциальных ориентиров личности на формируемые политические установки. По характеру приобретаемых личностью установок и ориентаций политической социализация может быть плюралистической (основанной на формировании активной гражданской позиции, желания конструктивно участвовать в общественной жизни), конфликтной (основанной на формировании лояльности к определенной группе и враждебного отношения к другим группам), системной (основанной на формировании лояльного отношения к существующему общественному порядку), гегемонистской (основанной на формировании остро негативного отношения к любой иной общественной или политической систем, кроме "своей").
Подобно общему процессу социализации, политическая социализация проходит в несколько этапов. Первый из них охватывает детский возраст и основывается на прямой трансляции представлений родителей о политической жизни на детей. Детские представления о политике чрезвычайно тесно переплетаются с общими представлениями об окружающем мире, не образуют обособленную систему взглядов и предпочтений.
Второй этап социализации также, как правило, связан с возрастными психологическими особенностями. Он соответствует характерному для подростков процессу самоидентификации, отождествлении или противопоставлении собственного "я" определенным социальными категориям, ценностям, стереотипам, образцам поведения и мышления. Самоидентификация обеспечивает осознание индивидом своей тождественности определенной социальной группе, общности. Психолого-возрастные особенности подростков обуславливают преобладание особых механизмов самоидентификации, основанных на жестком противопоставлении образов "я" и "они", "мы" и "другие". Познание собственного "я" зачастую строится именно на противопоставлении оставлении "другим". Эта же закономерность проявляется и в сфере политической социализации. Причем, восприятие политики на основе упрощенных стереотипов, персонифицированных образов, жесткой групповой солидарности может быть характерно не только для подростков, но и для вполне взрослых людей, чья политическая социализация не получила по тем или иным причинам дальнейшего развития.
Более зрелая форма политической социализации предполагает образование устойчивого эмоционального и ценностного отношения ко всем формам политических явлений и процессов. Мир политики начинает восприниматься не только к контексте личного участия или неприятия, но и сквозь призму идеальных образов, отражающих общие социальные установки и предпочтения индивида. Формирование устойчивых политических идеалов возможно только для личности, уже достаточно социализированной, осознавшей собственное положение в обществе и определившей отношение к собственному статусу.
Четвертой и наиболее зрелой формой политической социализации является формирование теоретических представлений о политических отношениях и их субъектах. На этой стадии происходит переход от персонифицированного и идеалистического представления о политике к более абстрактному, непосредственно не связанному с личным опытом и ценностной ориентацией. Мир политики понимается в его собственных категориях, на основе рационального и комплексного анализа.
Итак, содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам, и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Этот процесс основан на воспроизводстве определенных образцов политической мотивации, стереотипов политического поведения. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре.
3. Политическая культура
Политическая культура это ценностно-нормативная система, широкий комплекс установок, символов, идей, поведенческих стереотипов, которые формируют мотивацию политического и общественного поведения людей и обеспечивают целостность общественного сознания в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического и общественного поведения, а обществу - систематизированную структуру ценностей и рациональных доводов, норм и идеалов, обеспечивая целостность и интегрированность общественного сознания в этой сфере. Базой для формирования политической культуры является общенациональная культура и ее доминирующие компоненты.