Личность как субъект политики
ВВЕДЕНИЕ.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конеч- ном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти груп- пы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интере- сов и воли определяется содержание и направленность политического про- цесса, всей политической жизни общества.
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно- го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже- ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразо- вание всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию челове- ческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широ- ких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересован- ное участие.
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля- ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс- ким обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управ- ления от общества.
В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот- ребность своих членов участвовать в управлении делами государства.
ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.
Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков уп- равленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более пол- ного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всес- торонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвы- шения человеческого в человеке.
МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей полити- ческой деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способство- вать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенс- твованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации полити- ческого участия или неучастия является очень сложным. Здесь с полито- логией состыкуются социология и психология.
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремле- ние к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремле- ние человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооцен- ку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноцен- ности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижа- ет ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятель- ности сводится к личным, психологичесуим качествам участников полити- ческой жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мо- тивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.
Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязан- ность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или мате- риальную).
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Активное включение личности в политический процесс требует опре- деленных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах пита- ния, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения опреде- ленного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, об- щей и политической культуры.
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосос- тояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономи- чески развитом обществе основные по численности и по влиянию социаль- ные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в об- ществе и объективным интересам составляет опору демократического режи- ма.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к вы- воду, что материально более обеспеченные люди являются более либераль- ными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпу- са профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобра- зовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффектив- ного управления на демократической основе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.
Значительное влияние на формирование политических взглядов лич- ности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от- давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а являет- ся объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.
По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и ,глав- ное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и пос- тупкам.
В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего полити- ческого участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.
Существенной предпосылкой активного политического участия являют- ся также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической полити- ческой культуры, правовая обеспеченность демократических процедур фор- мирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управ- ленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политичес- кого процесса.
Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию полити- ческой активности, раскрытию потенциальных качеств человека как об- щественно-политического деятеля, формированию личности как действи- тельного субъекта политической жизни общества, либо существенно зат- рудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассив- ность.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.
Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потреб- ности, создать достойные для человека условия для существования.
Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в обществен- но-политические организации, право на проведение митингов и демонстра- ций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать фор- мированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-поли- тической активности.
Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человечес- кая жизнь невозможна.