Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политикоуправленческих качеств является политическая элита.
В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазнотенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.
Что же такое "политическая элита"?
"Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.
Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.
Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель написав: "…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: вопервых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; втретьих, отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.
Политическая элита это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Другими словами, элита это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.
Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 1936 гг.).
Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет...материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".
Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.
Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:
Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
1. Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
2. Для Моски элита политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.
Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.
Последователи Михельса считают, что Ленин, заложив организационные и идеологические основы РСДРП(б) в своем труде "Что делать?", ориентировался на узкий слой профессиональных революционеров будущую элиту. Придя к власти, партия воспроизвела свою структуру в масштабе страны: управлять обществом стала так называемая партократия.
Характерными чертами политической элиты являются следующие:
· это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
· высокий социальный статус;
· значительный объем государственной и информационной власти;
· непосредственное участие в осуществлении власти;
· организаторские способности и талант.
На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.
Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:
1. Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.
2. Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
3. Групповая сплоченность.
4. Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
5. Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.
6. Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.
Ценностные теории элиты характерны:
1. Элита наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита мотор, а массы колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
3. Формирование элиты процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:
1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
2. Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
3. Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:
1. Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
2. Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
3. Происхождение элиты из социальных низов "кто был никем, тот станет всем".
4. Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии заблуждения или происки классового врага.
5. Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтерофицеров" (Сталин).
Таким образом, под элитой понимаются:
1. Лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности (В. Парето).
2. Харизматические личности (М. Вебер).
3. Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.
4. Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска).
5. Люди, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.