Лоббирование в Государственной Думе

Большинство авторов видит решение в правовом регулировании лоббизма. Зачастую предлагается принятие соответствующего закона о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти. И действительно предложение выглядит логичным и закономерным: на сегодняшний день такое явление, как лоббирование в органах государственной власти, не регулируется. Отсюда и все проблемы. Отметим, что такое регулирование «должно решать несколько основных задач»[26]: содействие реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие «как непосредственно, так и через своих представителей»[27] в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); правовое регулирование взаимодействия профессиональных лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий, граждан с органами законодательной и исполнительной власти и др. В качестве целей законодательства, регулирующего вопросы лоббизма, выделяется выведение лоббизма из тени с целью снижения коррумпированности власти, а также обеспечение позитивности и конкурентного характера взаимодействия общества и власти.

Но зададимся вопросом, действительно ли Россия в сегодняшних условиях развития демократических начал нуждается в законе, который непосредственно регулировал бы лоббистскую деятельность в отношении государственной власти? Если посмотреть на зарубежный опыт правового регулирования лоббизма, то увидим, что далеко не во всех развитых странах существует законодательное регулирование лоббизма «в чистом виде». Например, во Франции и Италии лоббизм вообще не признан официально. Баранов С.Д., аспирант социологического факультета МГУ высказывает свои сомнения по поводу целесообразности принятия закона, регулирующего лоббизм, только ради существования данного закона, без серьёзной проработки темы с учётом многих теоретических и практических моментов. В качестве возможных последствий принятия сегодня такого закона он говорит, например, о том, что запишутся в лоббисты в основном «большое количество людей, которые сейчас ходят по комитетам с удостоверениями помощников депутатов»[28], но серьёзные лоббисты вряд ли захотят появляться на их фоне. В результате «серьёзного» института лоббирования не получится. Баранов отмечает также, что и в Думе и в структурах исполнительной власти доминируют так называемые «встроенные лоббисты», которые не упустят возможность заработать. Они также, по его мнению, будут игнорировать институт официального лоббизма.

Свои сомнения в целесообразности принятия в России закона о регулировании лоббирования в государственных органах власти высказывает также Арутюнян Л.Н., аспирантка социологического факультета МГУ. Она задаётся вопросом, «насколько своевременным является данный закон для России?»[29] И отвечает, что принятие закона о лоббизме в России будет несколько преждевременным. Арутюнян мотивирует свой ответ тем, что не решены многие важные социальные проблемы. Это, по её мнению, приведёт к тому, что лоббисты будут осуществлять свою деятельность в интересах узких слоёв населения.

Таким образом, видно, что принятие закона о регулировании лоббистской деятельности в России сегодня преждевременно. Необходимо создать предпосылки для принятия такого закона. Сегодня главное – борьба с коррупцией, которая отвечает интересам представителей отдельных групп и негативно влияет на работу политической системы государства. С учётом вышесказанного целесообразно, видимо, для начала на современном этапе осуществить следующие два направления на пути выхода из сложившейся ситуации. Первое – подготовить и принять законодательные акты, направленные на увеличение ответственности представителей государственной власти, особенно депутатов Госдумы за мздоимство и иные формы незаконной деятельности, связанной с осуществлением своих должностных обязанностей и влияющих на принятие решений государственной важности. Например, в США подобного рода нарушение закона «приводит к лишению свободы сроком до 20 лет»[30]. Параллельно с увеличением ответственности необходимо разработать и применить на практике механизм неотвратимости наказания должностного лица в независимости от его статуса. Также отметим, что ещё одним направлением решения проблем российского лоббизма должна быть работа в социальной сфере. Здесь необходимо создать равные возможности различным группам отстаивать свои интересы в Государственной Думе. Для этого сначала следует несколько «доработать» механизм отзыва депутата: облегчить процедуру. Это должно повысить социальную ответственность депутата и несколько сместить его приоритеты от чисто материальных собственных интересов (или интересов фракции) в сторону отстаивания интересов представителей общественности (граждан). В дополнение к этому необходимо ввести определённые нормы в работе законодателя. В частности необходимо определить моменты (нормы, пределы), когда он не может игнорировать волю обратившихся групп влияния. Например, норма была бы действенна, если к депутату обратилось определённое число граждан с каким-то предложением (прошением) по одному вопросу.

Осуществление данных двух направлений, естественно, потребует определённое время. Вероятно, не один год. Но это обстоятельство нельзя считать негативным моментом, так как данное время может быть использовано, во-первых, для продолжения идущих в стране преобразований, а соответственно накопления естественных условий для перехода в том числе и к цивилизованному лоббизму, а во-вторых, для проведения различных научных исследований и более детального изучения лоббизма как явления с целью в будущем наиболее оптимально применить его в рамках функционирования российской политической системы.

Затем, по достижении целей предложенных мероприятий, целесообразно принятие закона о регулировании лоббистской деятельность в органах государственной власти РФ.

Выше упоминалось, что сегодня на первый план в работе Государственной Думы выходит «чиновник, который «рулит» фракциями». Отметим, что после заключительного этапа урегулирования проблем сегодняшнего лоббирования данная отпадёт сама собой, так как к тому времени, очевидно, в российском обществе сформируется эффективная конкурентная система лоббирования. Верховная исполнительная власть попросту перестанет играть доминирующую роль.

Заключение

Итак, в результате написания данного курсового проекта видно, что основные задачи, которые ставились перед исследователем, были достигнуты. В частности было рассмотрено понятие лоббирования с нескольких позиций, что позволило наиболее полно оценить суть явления и сформировать собственное понимание его. В процессе написания работы рассматривалась практика лоббирования отечественная и зарубежная. Это позволило оценить положительные стороны зарубежного лоббизма и негативные – отечественного, а также причины существования данных положительных и негативных сторон.

Также в результате более подробного рассмотрения российской практики лоббирования в парламенте был определён круг проблем, стоящих перед законодателями, была оценена серьёзность проблемы для всей российской политической системы. В работе затронуты предпосылки возникновения рассматриваемых проблем, которые позволяют более эффективно наметить пути их решения.

В результате данной работы с учётом мнений различных специалистов и других факторов (в т.ч. практики) были намечены способы решения существующих проблем в области лоббирования в России. Была сформулирована и обоснована программа действий, направленная на формирование цивилизованного лоббизма в России.

В качестве основного вывода стоит сказать, что затронутые в данном курсовом проекте аспекты лоббирования как явления – лишь небольшая часть вопросов, возникающих при рассмотрении данного понятия. Безусловно, для учёных остаётся ещё большой фронт работ в изучении лоббирования.

Список используемой литературы

1.     Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 80 с.

2.     Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е М., «Советская Энциклопедия». 1973.

Т.14. Куна – Ломами. 1973. 624 с. с илл., 32 л. илл., 6 л. Карт. + грампластинка

3.     Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с.

4.     Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 287 с.

5.     Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социс. – 2000. - №9. – С. 59-63.

6.     Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25-27.

7.     Павлов В. Есть ли в России лоббизм?// Российская юстиция. – 1998. - №8. – С. 19-20.

8.      Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в                                         России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4.

9.      Сюткина А.П., Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 100-111

10.  #"#_ednref1" name="_edn1" title="">[1] Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25.

[2] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 77.

[3] #"#_ednref4" name="_edn4" title="">[4] Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 159

[5] Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е М., «Советская Энциклопедия». 1973.

Т.14. Куна – Ломами. 1973. 624 с. с илл., 32 л. илл., 6 л. Карт. + грампластинка. С. 589.

[6] Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 25.

[7] #"#_ednref8" name="_edn8" title="">[8] Политология: Энциклопедический словарь / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 159.

[9] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 81.

[10] Там же.

[11] Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости. // Социс. – 2000. - №9. – С. 60.

[12] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 85.

[13] #"#_ednref14" name="_edn14" title="">[14] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 82.

[15] #"#_ednref16" name="_edn16" title="">[16] Там же.

[17] #"#_ednref18" name="_edn18" title="">[18] #"#_ednref19" name="_edn19" title="">[19] Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4.

[20] Сюткина А.П., Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 100.

[21] #"#_ednref22" name="_edn22" title="">[22] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 81.

[23] Павлов В. Есть ли в России лоббизм?// Российская юстиция. – 1998. - №8. – С. 19.

[24] Садчиков А. Люди из прихожей. Политический лоббизм в России// Известия. – 19 октября 2001. – С. 4.

[25] Там же.

[26] Любимов А. Институт лоббирования требует правового регулирования// Российская юстиция. – 1999. - №5. – С. 26.

[27] Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – С. 19.

[28] Сюткина А.П., Костюшко С. Механизм регулирования лоббистской деятельности// Государство и право. – 1998. - №1. – С. 104.

[29] Там же, С. 105.

[30] Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 83.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты