Тэтчер была твердо убеждена, что терроризм не может быть оправдан ни в каких интересах и борьба с ним должна вестись повсеместно.
В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом или установление совместного управления Северной Ирландией. Нор ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра.
ИРА снова начала набирать силу – ее политическое крыло сумело провести в парламент своего лидера. Это говорило о необходимости срочно возобновить переговоры с Лондоном. Коллеги Тэтчер уговорили ее пойти на это.
Стороны пришли к соглашению спустя год после возобновления переговоров. В ноябре 1985 года в замке Хиллсборо под Белфастом Тэтчер и Фицджеральд подписали англо-ирландское соглашение. Этот документ подтверждал, что любое изменение статуса Северной Ирландии требует согласия большинства, а также то, что нынешнее большинство не хочет никаких изменений. Если в будущем большинство выступит за объединение Ирландии, стороны пообещали пойти на это. Как политическое решение, соглашение зафиксировало принцип передачи власти – постепенный переход управления от Британии к местным властям. Было принято также решение о формировании британо-ирландского органа – Межправительственной конференции.
Достигнутое соглашение не устраивало только протестантов-лоялистов Северной Ирландии, лидеры которых расценили допущение консультативной роли Дублина как полную эрозию британского господства. Впоследствии они оказывали давление на Маргарет Тэтчер, чтобы она отошла от данного соглашения. Но она не пошла на это в надежде, что подписанное соглашение остановит разгул террора.
Но надежды премьер-министра не оправдались. Когда спустя чуть больше года руководству ИРА стало понятно, что со времени подписания соглашения ничего не изменилось, ее активисты стали негодовать. С 1987 по 1989 год прошла очередная волна убийств.
За годы правления Маргарет Тэтчер подход Британии к вопросам Северной Ирландии изменился к лучшему, считает ее биограф Крис Огден. «Когда дело касалось ИРА, Тэтчер была сурова, на что имелись личные и государственный причины, но и движение вперед пошло при ней интенсивнее, чем при Вильсоне или Хите. Помогли и усилия, предпринимавшиеся ею в области и Британской экономики. Лондон смог тратить больше на улучшение положения на севере, а это значит, что, несмотря на ослабевающее напряжение и экономические проблемы, повседневная жизнь католиков Северной Ирландии стала легче».
ТРЕТИЙ СРОК ПРЕМЬЕРСТВА.
Третьи выборы были для Маргарет Тэтчер более трудными, чем прежние. Не могли не сказаться неудачи, постигшие ее во время второго премьерства. Кроме того, в первый раз она стала премьер-министром в условиях, когда стране был нужен новый лидер, во второй – на волне фолклендской победы. Сейчас же все чаще стали раздаваться голоса о том, что Тэтчер исчерпала свои возможности как премьер-министр. Понимая, что на этот раз ей будет сложно победить, она начала готовится к выборам за полтора года.
Тэтчер объявила на заседании кабинета министров, что выборы состоятся 11 июня 1987 года. Она удачно подобрала время, так как оно совпало с победой тори на муниципальных выборах, что сыграло большую роль в формировании мнения избирателей о том, какая из партий является лидирующей.
Говоря об успехах консерваторов, Маргарет Тэтчер неизменно подчеркивала, что это лишь начало, и планы тэтчеризма предусматривают меры дальнейшего роста экономики страны. А для осуществления этих планов правительству необходимо время.
Между тем сложным оказался вопрос о социальной политике Тэтчер. Тэтчеризм практически полностью исключал это понятие, и последствия политики консерваторов в последние годы вызвали недовольство социально незащищенных слоев населения. Первое, о чем заявила Тэтчер, - это о снижении инфляции как о факторе, который помог сберечь средства наименее обеспеченных людей. Но главное – еще в ноябре 1986 года канцлер казначейства Лоусон внес в парламент «мини-бюджет», предусматривающий выделение 1,7 млрд. фунтов на социальные нужды и 1,3 млрд. дополнительно на здравоохранение.
В результате голосования Консервативная партия получила 42,3% голосов, лейбористы – 30,38%. Вместе с тем, поскольку на выборы пришли лишь 75% избирателей, консерваторов поддержало только 32% населения страны, что говорило о снижении их авторитета.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОЙ ЛЕДИ» И «ГОРБИ».
Уверенность, с которой Маргарет Тэтчер подошла к третьим выборам во многом объяснялась установившимися у нее прочными отношениями с такими влиятельными политическими лидерами, как Рональд Рейган и Михаил Горбачев.
Она смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, осознав, что какова бы ни была разница между принятыми в Англии и СССР образом жизни, «мы должны жить вместе, либо мы вместе умрем». На практике проявленная Тэтчер гибкость во внешней политике и, в частности, в перемене ее отношения к СССР выразились в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.
Первая встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева состоялась в декабре 1984 года. Тэтчер решила провести встречу с одним из потенциальных советских лидеров. И выбор пал на Михаила Горбачева. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю.
Между ним и Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Его манера, так сильно отличавшаяся от поведения прежних советских руководителей, вызвала расположение британского премьер-министра. Однако их встреча не была безоблачной. Она обнаружила ряд существенных расхождений во взглядах, которые и впоследствии оставались между ними. Вместе с тем, они согласились, что нет смысла побуждать друг друга к пересмотру политических систем двух стран.
Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная инициатива). Тэтчер волновал вопрос контроля над вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. Эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Жаркие дебаты, даже с повышением голоса, станут нормальной практикой в общении двух лидеров.
В ходе встречи с Горбачевым в 1984 году Тэтчер поняла, что он представляет собой одного из самых перспективных советских политиков. Она сказала, что «с ним можно иметь дело» и в дальнейшем в советском руководстве отдавала ему полный приоритет.
К тому времени, когда спустя три месяца умер Черненко, в политическом багаже Маргарет Тэтчер уже имелось личное знакомство с новым советским лидером – Михаилом Горбачевым. Она сразу же отправилась в Москву на похороны и вместе с руководителями других стран стояла на морозе перед Мавзолеем Ленина.
На март 1987 года, за два месяца до выборов в Великобритании, был запланирован официальный визит Маргарет Тэтчер в Москву. Политические наблюдатели считают, что этот визит она с блеском использовала для своей избирательной компании 1987 года. Она очень тщательно готовилась к встрече с Горбачевым, понимая, что их предыдущие встречи, не носившие характера официальных, были лишь репетицией перед настоящим диалогом.
Маргарет Тэтчер прибыла в Москву в конце марта 1987 года. На их встрече присутствовали только по одному стенографисту и переводчику с каждой стороны. Тэтчер и Горбачев практически полностью расходились во взглядах по существу обсуждаемого вопроса. Тэтчер твердо убеждена в том, что Европа обязана миром с 1945 года ядерному оружию, считала это оружие лучшей гарантией безопасности Запада. Горбачев же подробно изложил советскую программу системы всеобщей безопасности, центральным моментом которой было сокращение, а затем и полное уничтожение ядерного оружия.
Тэтчер настаивала на том, что английские ядерные силы независимы и не могут учитываться в советско-американских переговорах. Кроме того, они весьма не значительны по сравнению с советскими, говорила Тэтчер.
Считается, что в отношении ядерного оружия Тэтчер занимала самую жесткую позицию среди лидеров Западной Европы. Кроме прочего, это объяснялось также несогласием ослабить ту сторону внешней политики, которая принесла ей прочную поддержку избирателей, не согласных с лейбористской программой одностороннего разоружения. Тэтчер поддерживала идею многостороннего разоружения, но не любой ценой. Но в целом «перспектива неядерной Европы, не говоря уже о безъядерном мире, наполняла ее ужасом», - пишет британский политолог М. Холмс.
После этого визита принесшего ей большую поддержку соотечественников, Тэтчер еще не раз встречалась с Михаилом Горбачевым. Они так и не находили взаимопонимания в вопросах о ядерном оружии, но Тэтчер активно поддерживала все начинания СССР в вопросах перестройки.
Между двумя лидерами, имя каждого из которых вошло отдельной строкой в мировую историю, самым очевидным сходством было то, что за границей их ценили выше, чем дома.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЕВРОПА.
90-е годы выдвинули перед премьер-министром нелегкие задачи. Конец «холодной войны», на фронтах которой сражалась Тэтчер, поставил ее перед необходимостью либо приспосабливаться к процессу, либо смерится с тем, что она рискует остаться за бортом, пока советский блок отходит от коммунизма. Не легко было подавить и свое глубоко укоренившееся неприятие интеграции с Европой.
Тэтчер никогда не была фанатичным сторонником членства в Европейском сообществе. С одной стороны, она критиковала лейбористов за «еврофобию», с другой – социал-демократов за «еврофанатизм». Последние подвергали критике премьер-министра за нежелание внести британский вклад в дело возрождения Европы, а также за то, что она относится к Европе как к, своего рода, «конторе, где обращаются «наши деньги».
Как отмечают политологи, главной необъявленной целью Тэтчер было воспрепятствовать превращению Сообщества в западноевропейское федеральное государство и таким образом способствовать сохранению британского суверенитета. Именно эта цель и определяла политику Маргарет Тэтчер в отношении Европейского сообщества. Она же и стала камнем преткновения на пути ее долгой политической карьеры. В вопросах европейской интеграции политическое чутье Маргарет Тэтчер стало ей изменять.
Она решительно отвергала мысль о политической интеграции стран – членов Европейского сообщества. Наиболее ярко позиция британского премьер-министра в отношении ЕС была изложена в ее речи 20 сентября 1988 года в Брюгге. По мнению Маргарет Тэтчер, основополагающим принципом взаимоотношений между европейскими странами должно стать «добровольное и эффективное сотрудничество между независимыми суверенными государствами». «Надо ценить свое национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия», - заявила она.
Британский премьер министр обратил особое внимание на то, что совместная деятельность не требует ни централизации власти в Брюсселе, ни бюрократизации процесса принятия решений: «Мы не для того успешно сдвинули границы государственной власти в Британии, чтобы вновь расширять их на европейском уровне, где европейское супергосударство осуществляет новое руководство из Брюсселя».
Возражая против углубления интеграции, Маргарет Тэтчер тем самым высказывала опасение, что «либеральные социальные законы» европейских стран будут распространяться и на Великобританию, что подорвет завоевание тэтчеризма. Премьер-министр говорила, что это будет противоречить всему тому, что было ею достигнуто за 10 лет пребывания у власти. «В Европе есть много стран, которые мыслят по-социалистически, поэтому они, прежде всего, пытаются ввести контроль в ряд областей», - говорила Тэтчер. Она предупреждала, что возражает против того, чтобы «паралич социализма» проник в Британию с «черного входа».
Тэтчер напротив, хотела ориентировать жизнь Европы на те принципы, которые она проповедовала в свое стране, - свободное предпринимательство, свободное движение капитала, свободный рынок, отсутствие протекционизма.
Нельзя утверждать, что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности говорило о необратимости происходящих в мире интеграционных процессов вынуждало британского лидера идти на компромиссы. Как бы то ни было, пишет американский журналист С. Салливан, «на Европе, которая возникает в конце столетия, будет лежать неизгладимый отпечаток Маргарет Тэтчер, самой несговорчивой из всех европейцев».
АТМОСФЕРА ЮБИЛЕЯ.
4 мая 1989 года исполнилось десять лет, как Маргарет Тэтчер стала премьер-министром. Никто в XX веке так долго не занимал в Британии этот пост. В те дни ее называли «самой известной и сильной женщины Европы».
Проведенные правительством Тэтчер энергичные меры придали импульс развитию британской экономики. И уже начиная с середины 80-х годов экономическая ситуация в Англии начала улучшаться. По данным британской прессы, темпы роста ВВП составили в этот период от 3-4%, причем три года подряд (в 1986,1987,1988 годах). Великобритания обогнала по этому показателю большинство промышленно развитых стран мира. В 80-е годы промышленность труда возрастает на 2,5% в год – показатель, уступающий лишь Японии. Англия добилась в эти годы роста эффективности использования основного капитала.
За 1981-1987 годы инфляция была сбита с 15% в год в конце 70-х годов до среднего показателя 5,3% в год.
Достигнув пика в 1986 году, безработица составила тогда 11% работоспособного населения. Затем она пошла на спад, и в августе 1989 года безработными были 6,1% активного населения.
Правительство Тэтчер передало в ведение частного бизнеса нефтедобывающую, газовую, авиационную, телекоммуникационную промышленности и многие другие отрасли, что привело к повышению эффективности их работы.
Но, как ни удивительно, юбилей пребывания Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра проходили на фоне отрицательного отношения общественности к большинству принимаемых правительством мер. Опрошенные на кануне десятилетнего юбилея пребывания тори у власти, англичане чаще полагали, что это событие уместнее оплакивать (40%), чем праздновать (35%).
В чем же причина такого отношения к деятельности правительства?
Многие находят ответ в том, что власть находилась в руках Тэтчер слишком долго. Общества с развитой демократией не приемлют этого, поскольку сам факт столь долгого пребывания у руля государства одного человека начинает напоминать автократию, если не диктатуру.
Объективной причиной таких настроений англичан было то, что в 1989 году в экономике начали наблюдаться неблагоприятные тенденции – инфляция выросла до 7-8%, были установлены самые высокие в Европе банковские учетные ставки – 15%, рос дефицит платежного баланса, и снижались темпы экономического роста. Эти явление у большинства британцев начали ассоциироваться с провалом экономической политики правительства.
Помимо некоторого ухудшения дел в экономике все большее недовольство начала вызывать социальная политика правительства. Британцев не устраивало положение в здравоохранении, образовании, рост тарифов на коммунальные услуги.
Росту социального расслоения населения способствовало налоговое законодательство. В результате снижения подоходного налога 10% высших по доходам слоев населения платили государству на 47% меньше, чем полагалось по ставкам 1978-1979 финансового года, в то время, как для налогоплательщиков с низким уровнем доходов это снижение составило 17%. В итоге, пятеро из шести опрошенных согласились с формулировкой «простые люди не получают заслуженного вознаграждения».
ОТСТАВКА.
В 1989-1990 годах протест против Маргарет Тэтчер и проводимой ею политикой достиг критической отметки. Одним из его проявлений стало голосование в Европейский парламент летом 1989 года, когда за консерваторов проголосовало лишь 34%, что на 6 % меньше чем за лейбористов.
Страсти подогревала сама Тэтчер. Оказавшись в ситуации, когда нападки на нее стали усиливаться, она стала действовать еще жестче. В конце октября 1989 года разразился правительственный кризис, вызванный отставкой министра финансов Лоусона. Причиной трений между ним и Тэтчер было то, что Тэтчер отказалась присоединиться к единой Европейской валютной системе. Министр был напротив активным сторонником этого.
Тэтчер пренебрегла мнением своего министра и пригласила себе в качестве консультанта бывшего советника по экономике Уолтерса. Поставив премьер-министра перед выбором: или он или Уолтерс, Лоусон заявил, что уйдет в отставку, если ему не будет предоставлена возможность формировать экономическую политику. Последнее не входило в планы Тэтчер и отставка Лоусона стала фактом.
На фоне разразившегося кризиса правительство пошло на крайне непопулярный шаг – введение новой системы муниципального налогообложения, при котором размер налога не соотносился с имущественным положением налогоплательщиков. Это был настоящий взрыв. Трудно представить, что могло бы нанести больший удар по консерваторам.
Это налог предполагал взимание в местный бюджет фиксированной суммы с каждого проживающего на территории данного муниципалитета британца, достигшего 18 лет.
Введение 1 апреля 1990 года подушного налога сопровождалось размахом антиправительственных выступлений. Многотысячные бурные демонстрации против подушного налога вылились в антиправительственные протесты. Количество демонстрантов, вышедших 31 марта на Трафальгарскую площадь составило от 40 до 70 тыс. человек. Они требовали отставки правительства Тэтчер и отказа от политики Тэтчеризма.
На 20 ноября было назначено голосование по кандидатуре партийного лидера тори. Бывший министр обороны Хезелтайн, имевший к этому времени достаточный вес в партии и называвшийся в числе приемников Тэтчер выдвинул свою кандидатуру. В ходе первого раунда Тэтчер победила с небольшим перевесом. На 22 ноября был назначен второй раунд голосования. Осознавая неизбежное поражение, премьер-министр объявила о том, что снимает свою кандидатуру. Маргарет Тэтчер отказалась от лидерства.
Принятие решения об уходе в отставку было слишком мучительным процессом для Тэтчер. Она не могла так просто оставить политику, занятие, которому она посвятила всю свою жизнь. Она меняла свое мнение, по крайней мере, 3 раза. В конце концов, Маргарет Тэтчер приняла решение. Она будет писать книгу о годах в должности премьер-министра.
***
Мемуары Маргарет Тэтчер «Годы на Даунинг стрит» вышли в 1993 году и сразу же вошли в списки бестселлеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На протяжении всего времени пребывания Тэтчер на посту премьер-министра степень ее личной популярности в стране постоянно менялась. Но даже в очень тяжелые времена англичане оставались высокого мнения о своем премьер-министре.
Как отмечает английский политолог Риддел, стиль руководства Маргарет Тэтчер действительно завоевал уважение в британском обществе. Он производит впечатление убежденности, компетентности и решительности.
Многие отмечали, что «движущей силой Маргарет Тэтчер на протяжении всей ее карьеры всегда был некоторый мужской элемент, который заставлял ее сначала стать химиком на производстве, потом заняться правом, который и сформировал осторожный ум юриста…».
«Самым значительным конкретным достижением» Тэтчер ее биограф К. Огден назвал «излечение «британской болезни», проявлявшейся в том, что власть профсоюзов вышла из под контроля, участились неуправляемые «дикие» забастовки, а закостенелые трусливые руководители были не в состоянии принимать смелые решения».
Оценивая в целом итоги ее деятельности на посту премьер-министра, К. Огден пишет: «Для своих сторонников Тэтчер – Геркулес, уникальный политический колос, сумевший отбросить чреватый тяжелыми последствиями лозунг социализма, заменив его на «свободное предпринимательство плюс большие возможности». Она сломила власть профсоюзов, ликвидировала жесткий правительственный контроль и возникшие из – за него ограничения, влила новую жизнь в экономику, восстановила былое положение Великобритании в мире.
О результатах своих усилий на посту премьер-министра сама Тэтчер сказала так: «Я постаралась отрыть все возможности перед людьми. Да, я желаю каждому стать капиталистом, я хочу, чтобы у каждого человека была принадлежащая ему собственность – будь то кусок земли, собственный дом, вложенные в какие-то предприятия средства. Нынешнего уровня демократии и благосостояния нельзя было бы достичь без широких свобод, например, свободы открыть собственное дело, пусть даже при наличии некоторых ограничений. Как мне представляется, мы сейчас благоденствуем благодаря нашим свободам, в том числе свободе заводить свое дело и вступать в конкуренцию. Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник».
Политическим приемником Маргарет Тэтчер стал Джон Мэйджор. Вступив в должность премьера, после отставки Тэтчер, Мэйджор 16 месяцев правил по ее мандату. А после четвертой подряд победы консерваторов на очередных парламентских выборах в 1992 году получил уже собственный мандат под свою предвыборную программу.
На приеме в редакции «Дейли Телеграф» в ночь подсчета голосов собрались все наиболее видные деятели Консервативной партии. Когда были оглашены итоги и подняты бокалы с шампанским, Маргарет Тэтчер сказала: «Эта победа, сохранила все, чего мы добились».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Воропаева О. Маргарет Тэтчер (Жизнь знаменитых людей). – Мн.: ООО «Кузьма», 1998.
2. Ларин В. Лондонский дневник. – М.: Политиздат, 1983.
3. Гаджиев К.С. Современный консерватизм. – М.: Наука, 1992.