Место и роль молодежи в политическом процессе

Для опрошенных из более взрослых групп (от 21 до 30 лет) характерно участие на выборах всех уровней от муниципального до федерального.

Итак, подводя предварительный итог, хочется отметить, что вся опрошенная молодежь, так или иначе, имеет опыт участия в избирательном процессе. Большая часть молодежи Липецкой области участвовала в муниципальных выборах, особенно здесь можно отметить выборы депутатов в Городскую Думу г. Липецк, которые состоялись в марте 2008 года.

В целом по исследованию, отношение к выборам как к механизму, который способствует решению каких либо проблем – более половины опрошенных молодых людей утвердительно ответили, что выборы являются действенным механизмом, в то время как около 40% высказались противоположно – утвердительно


Таблица 7. Как Вы считаете, решают ли выборы что-нибудь в нашей стране?

Нет        

Скорее нет, чем да

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

12.71%

25.42%

26.27%

27.97%

7.63%


Исходя из распределения ответов по полу, представляется следующая картина


Таблица 8. Как Вы считаете, решают ли выборы что-нибудь в нашей стране?

Ваш пол

Нет

Скорее нет, чем да

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Мужской

2.99%

26.87%

29.85%

34.33%

5.97%

Женский

12.71%

25.42%

26.27%

27.97%

7.63%


– представители мужской части опрошенных респондентов более пессимистичны в отношении выборов, как механизма решения каких-либо проблем. Около 50% (суммированный балл) опрошенных не считают, что выборы могут решить что-нибудь в нашей стране.

– представители женской части, в отличие от мужской части общества, более оптимистичны в своих высказываниях. Около 65% (суммированный балл) опрошенных считают выборы действенным механизмом по решению каких-либо проблем в нашей стране.



4. Избирательные планы и мотивы участия молодежи на выборах


Выше уже говорилось, что особая роль в переходном процессе развития российского общества принадлежит молодому поколению, которое в ближайшем будущем способно сменить существующую ныне политическую элиту страны. Большинство молодого поколения России характеризуется низким уровнем доверия к политике и власти, а также высоким процентом политических абсентеистов, что ставит под сомнение легитимность существующей политической системы и возможность становления гражданского общества в нашем современном государстве.

На вопрос: «Скажите, пожалуйста, с чем связана точка зрения, что молодежь в настоящее время аполитична и на выборы в большинстве случаев не ходит?» были получены следующие ответы.

(Здесь стоит отметить, что в данном вопросе респондент мог выбрать несколько вариантов ответов).


Таблица 9. Скажите, пожалуйста, почему молодежь сегодня в основном аполитична и на выборы не ходит?

Выборы ее не интересуют

25.42%

Много дел и не успевают голосовать

16.95%

Выборы все равно ничего не решают

23.73%

Политика – грязное дело

5.93%

Нет достойных кандидатов

21.19%

Голосование не относится к гражданскому долгу

5.08%


Выборы – это игра, в которой результат уже давно известен

29.66%

Затрудняюсь ответить

8.47%


Исходя из полученных ответов, можно предложить следующие модели электорального поведения молодежи на выборах:

Первая модель может быть выражена следующим образом: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют политические силы, способные артикулировать и агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы.

Вторая модель негативного электорального поведения может быть выражена так: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части респондентов данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам.

Третья модель выражается следующей фразой: «На выборы не хожу, потому что никому не верю, политика – это грязное дело». Эта модель голосования объясняет неучастие молодежи в выборах, исходя из общего неприятия действующей власти и института выборов. Выборы – это циничный процесс, их механизм, как полагают молодые избиратели, хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей – и победа обеспечена. Он много обещает, но ничего не делает. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.

Итак, отчужденность молодежи от политики в российском обществе, а также политический абсентеизм ученые объясняют следующими факторами:

Первый фактор – общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое отчуждения в молодёжной среде.

Второй фактор – интересы молодёжи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях.

Третий фактор в том, что молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой – не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации.

Четвертый фактор – в последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодёжи с политикой, а также тенденции усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов.

Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера. К сожалению, число молодых людей, придерживающихся данной позиции, постепенно возрастает.

Таким образом, одной из важнейших задач российского государства должно стать преодоление абсентеизма. Для этого необходимо постепенно внедрять в сознание молодежи установки ответственности граждан за происходящее в стране. Противовесом указанным тенденциям могла бы стать (хотя бы в качестве временной меры) конституционная норма, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан.

Кроме того, свое отношение молодые люди высказали при ответе на вопрос «Как Вы относитесь к применению «черных» или «грязных» технологий избирательной борьбы?». Показательно, что только 28% молодых людей принципиально отвергают применение в ходе выборов «черных» или «грязных» технологий, тогда как 42% опрошенных относятся к этим методам политической борьбы абсолютно безразлично



Таблица 10. Как Вы относитесь к применению так называемых «черных» или «грязных» технологий избирательной борьбы?

Допускаю и принимаю в полной мере

Не одобряю, выборы должны быть честными

Мне все равно

Затрудняюсь ответить

5.94%

28.58%

42.15%

23.33%


Видимо, не случайно в молодежной среде доминирует установка, что политика – это «грязное дело». Регулярное невыполнение политиками своих обещаний, политические скандалы, связанные с коррупцией, личной нечистоплотностью, нечестностью, непорядочностью являются основными темами СМИ во время избирательных компаний, поэтому перестали быть сенсациями. Более того, они оказались органично вплетены в ежедневные обыденные коммуникации, все это в комплексе негативно отражается на характере электоральной активности молодых избирателей, их политических предпочтениях.

Полученные расхождения в данных невозможно объяснить статистическими погрешностями. И, очевидно, допустимо говорить о довольно отчетливо выраженных особенностях электорального поведения юношей и девушек.

Чем моложе участники опроса, тем в меньшей степени они намерены принимать участие в голосовании, и тем больше среди них не определившихся в отношении своих электоральных планов

Так среди 18–20-летних будущих избирателей лишь 31% респондентов намерены участвовать в следующих выборах выборах. При этом около 40% респондентов делать этого не собираются. В то же время среди 21–30-летних доля ориентированных на участие значительно выше – около 40%, но и велика доля, не определившихся свыше 30% молодых людей.

В ходе исследования была предпринята попытка выявить общественное мнение в отношении источников информации, из которых молодежь черпают необходимые данные о политической ситуации.

Главными источниками информации о политических кампаниях для молодежи являются телевидение, печатные СМИ, а также СМИ в целом

Скажите, откуда (из какого источника) Вы в основном получаете информацию о политической ситуации в стране?


Таблица 11

Телевидение

45.62%

СМИ в целом

35.35%

Печатные СМИ (газеты, журналы)

13.29%

Радио

9.06%

Друзья, слухи

7.25%

Интернет

1.81%

Затрудняюсь ответить

0.91%

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты