Методики оценки мирового экспорта обычных вооружений

4. Методики оценки экспорта вооружений и российский экспорт.


Описанная до этого качественная картина мирового экспорта вооружений идентична российскому экспорту - рост до максимального значения в 1987 г., падение до минимального в 1994 г., с всплеском в 1993 г. и незначительный рост в 1995 г.; отличия проявляются в степенях изменений - если мировой рынок уменьшился с 1987 года по 1994 на 52-72 %%, то российский экспорт упал на 94-95 %% .


Исходя из вышесказанного можно сделать двоякое предположение:


·        или российский экспорт оружия явно зависит от конъюнктуры мирового рынка вооружений,

·        или же именно российский (советский) экспорт задавал тенденцию для мирового.


Для проверки предположения, во-первых, нормируем мировой экспорт на его максимальное значение в 1987 году. На полученном графике на участке 1987-90 гг. кривая может быть аппроксимирована функцией W(Y) = k * Y (k < 0 , Y - год), то есть прямой с отрицательным коэффициентом (точность аппроксимации порядка 5%).


Во-вторых, рассмотрим долю советского экспорта, тоже нормированную на 1987 год. На участке 1986-89 кривую можно представить как Rsh(Y) = const (если отбросить точку CRS-1989, то точность аппроксимации порядка 5%, с точностью порядка 10% участок расширяется до 1990 года). С учетом двух представленных аппроксимаций, получаем формулу: W(Y) = a * R(Y) , где R(Y) - функция, описывающая российский экспорт, a - постоянная (определяется через значения в точке - 1987 год).


Теперь построим зависимость мирового экспорта от российского W(R). Полученные результаты  доказывают, что существует явная зависимость между объемом мирового рынка и абсолютной величиной российского (советского) экспорта. При увеличении российского растет и мировой. Причем эту зависимость довольно точно можно аппроксимировать линейными функциями:

W(R) = k * R + a , где k и a - постоянные


Данные аналитических центров в итоге можно представить прямыми на двух участках: первый 1987-90 гг. и второй 1990-1994 гг. При этом точность аппроксимации составляет от порядка 1% для СИПРИ до 5% для Службы конгресса. Значения k (углы наклона) для прямых довольно близки друг к другу (т.е. прямые почти параллельны) от 0,807 для Агентства по контролю до 0,849 для СИПРИ .


Учитывая тот факт, что вплоть до 1990 года советская доля в мировом экспорте вооружений составляла от 31 до 40%% (Служба Конгресса выдавала значения порядка 40-50%% из-за особенностей их методики) и лишь в 1991 зафиксировано резкое падение до17-21 %%, можно утверждать следующее:


·        вплоть до 1990 года российский (советский) экспорт определял тенденции для мирового экспорта вооружений (при этом коэффициент "влияния" был достаточно близок к единице (порядка 0,8), что означало, что при изменении объема советского экспорта скажем в два раза, мировой экспорт изменялся примерно в 1,6-1,7 раза.

·        начиная с 1990 года влияние российского экспорта существенно уменьшилось (0,3-0,6), однако линейная зависимость по прежнему существует.


С середины 1996 года российскими средствами массовой информации было широко растиражировано утверждение, что начиная с 1995 года Россия по данным СИПРИ вышла на второе место в мире по экспорту вооружений, уступая только США. Одновременно с этой информацией активно распространялись некоторые выводы из доклада Исследовательской службы конгресса США 1996 года [CRS7], согласно которому в 1995 году Россия вышла на первое место в мире по объему полученных заказов. В дальнейшем появились прогнозы, утверждающие, что теперь Россия стабильно закрепилась на втором месте по поставкам вооружений, а с 1998 может обогнать и США. Действительно,

·        А. Согласно данным СИПРИ от 1996 года, Россия поставив вооружений на 3,9 млрд. долл. в 1995 году, заняла второе место в мире по поставкам основных вооружений, обогнав Великобританию (1,6 млрд. долл.), Германию (1,9 млрд. долл.) и Францию (815 млн. долл.).

·        Б. Согласно докладу Исследовательской службы конгресса от 1996 года, в 1995 году Россия и США заключили соглашений на поставки вооружений на 9,1 и 8,231 млрд. долл. соответственно.


Однако все эти выводы требуют более внимательного анализа. Относительно первого пункта: следует сразу оговориться, что речь идет,

·        во-первых, о поставках только основных пяти категорий вооружений;

·        во-вторых, единицей измерения сумм поставок являются не те доллары, которые используются во всем мире для унификации взаиморасчетов, для определения покупательной способности национальных валют, для качественного описания определенных показателей тенденций мирового или государственного уровня (например ВНП, госбюджет) и т. п., а "доллары", являющиеся единицей измерения "тренд -индикатора" СИПРИ, которые очень сильно отличаются от реальной денежной единицы США. Единица измерения, используемая СИПРИ, может очень сильно различаться и при описании экспорта отдельных стран. Например, "доллар" СИПРИ для Великобритании в 1994 году оказывается дороже "доллара" для России в 1,1 раза, а в 1993 году в 3,7 раза (!). То есть СИПРИ довольно сильно занижает экспорт Великобритании по сравнению с Россией.


Общеизвестно, что в последние годы объем российского экспорта выражается цифрами такого же порядка, как и экспорт Великобритании, Германии или Франции (то есть несколькими миллиардами долларов), и что именно эти западноевропейские страны составляют конкуренцию России в борьбе за второе место в мире по объему поставок вооружений и военной техники. Следовательно анализ данных аналитических центров относительно этих стран и даст более-менее достоверную картину того как же именно ранжированы страны по показателю "объем поставок вооружений". В 1990-м году по данным трех агентств - СИПРИ, IISS и ACDA (по данным Службы конгресса в 91-м), стремительно падающая кривая советского экспорта сравнялась с относительно стабильной кривой экспорта США. После этого, согласно данным всех аналитических центров (как впрочем и официальных), США стали лидером, занимая первое место в мире по поставкам вооружений.


Наиболее вероятным претендентом на "реальное" второе место в мире является Великобритания, которая уверенно занимает вторую позицию с 1992 года согласно данным трех центров - CRS, ACDA, IISS и третье место согласно СИПРИ (и это при условии, что СИПРИ существенно занижает объемы экспорта Великобритании по сравнению с "реальными" и официальными). Страна, объем экспорта которой уже в течении десяти лет стабильно колеблется на уровне примерно 4 млрд. долл. (от 3 до 6), имеет больше шансов занимать второе место (по крайней мере ближайшие несколько лет), чем другая страна, экспорт которой осцилирует на уровне на один миллиард ниже.


Для Франции характерны гораздо более резкие колебания объемов экспорта с всплесками в 1985 г. до 7-8,5 млрд. долл., в 1990 г. до 4,5-5 млрд. В настоящее время намечается новый рост, хотя и более плавный чем в 1990 году, но вероятнее всего никак не меньший. Россия же, согласно данным трех агентств - CRS, ACDA, IISS, занимает третье место с 1992 года, а в 1994 и 95 годах по данным Лондонского института - четвертое. Согласно СИПРИ, Россия вообще не опускалась ниже второго места, кроме единственного года - 1994.


По поводу пункта Б необходимо заметить, что, во-первых, необходимо критически относиться к выводам Исследовательской службы Библиотеки конгресса, а, во-вторых, крайне осторожно строить значительные прогнозы на основе их данных.


Во-первых, Служба конгресса не учитывает поставки и контракты США в рамках программы DCS [CRS6] - Лицензируемой коммерческой продажи вооружений и услуг, хотя поставки и соглашения в рамках DCS являются довольно значительными и составляют от 5 до 73%% поставок в рамках всех других программ, учитываемых Службой , или 80-186%%  от соглашений в рамках программы FMS (межправительственные соглашения), которая является основной программой США в области экспорта вооружений.


Даже простое использование среднего (21%) коэффициента соотношения DCS/CRS по поставкам вооружений для объема соглашений США в 1995 году (8,231 млн. долл.) согласно докладу Службы конгресса за 1996 год [CRS7] дает увеличение значения объема экспортных соглашений до 9,978 млн. долл., что превосходит соответствующее значение для России (9,100 млн. долл.). Следует также отметить, что коэффициент соотношения по поставкам гораздо меньше коэффициента по соглашениям-лицензиям и в этом случае при использовании цифры, большей чем 23%, суммарный объем контрактов может вырасти до 12-19 млрд. долл., то есть до цифр, близких к данным других агентств (IISS или ACDA). Таким образом, "скорректированный" объем соглашений США по поставкам вооружений в 1995 году гораздо больше, чем пакет заказов России. Значит, Россия не могла выйти на первое место в мире по показателю "объем соглашений (или заказов) на поставки вооружений и военной техники" и занять лидирующие позиции по их поставкам после 1998 года.


Во-вторых, Исследовательская служба конгресса довольно часто предоставляет в своих докладах противоречивые, а иногда и абсолютно алогичные данные, причем противоречия возникают даже при сравнении одних и тех же данных из разных докладов Службы. Например, согласно докладу от 1996 года, в 1995 году Россия и США заключили соглашений на поставки вооружений на 9,1 и 8,2 млрд. долл. соответственно, а в следующем докладе от 1997 года картина совершенно обратная: Россия в 1995 г. - на 8,3 млрд. долл., а США - 9,3.


В качестве другого примера противоречивости данных CRS можно привести выводы доклада 1995-го года, что в 1994 году Франция заняла второе место в мире по показателю "соглашения на поставки вооружений со всем миром", заключив контрактов на общую сумму 12 млрд. долл., уступив лидеру (США) лишь 453 млн. долл. и первое (!) место по показателю "соглашения на поставки с развивающимися странами" - 11,4 млрд. долл. По этому поводу можно заметить, что сравнение данных Исследовательской службы с данными других агентств показывает, что объем экспортных контрактов, заключенных Францией, гораздо скромнее - порядка 7-9 млрд. долл., а отставание Франции от США существенно больше - от 2,5 до 10 млрд. И наконец, сама Исследовательская служба в своих докладах последующих лет (1996, 97 годов) дает для Франции более скромные цифры: 8,9-9,1 млрд. долл. со всем миром и 8,1-8,4 млрд. долл. с развивающимися странами. Получается, что использование данных CRS для прогнозирования вероятной ситуации чревато получением выводов, которые могут оказаться достаточно далекими от реальности или ошибочными.


Заключение


Подводя итоги анализа существующих международных методик оценки экспорта обычных вооружений, можно сделать следующие выводы:

1.     Создание полной и стопроцентно достоверной картины мировой торговли вооружениями на сегодняшний день представляет собой невыполнимую задачу. С высокой степенью точности можно описать лишь приблизительные качественные тенденции.

2.     При всем различии применяемых методик и получаемых результатов ведущие аналитические центры дают совпадающие качественные картины изменения мирового рынка и изменение экспорта основных поставщиков вооружений и военной техники.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты