Международная политика и международные отношения

В международной области эта тенденция стремительно реа­лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд­ничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремле­ние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сере­дине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшествен­ников. Она способствовала резкому повышению производительнос­ти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: воз­никло множество неординарных, так называемых глобальных про­блем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вре­мя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и про­тивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя со­хранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ны­нешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, мож­но разделить на четыре основные группы: политические, экономиче­ские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия мас­сового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Ха­рактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Ина­че говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее во­обще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими стра­нами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую на­пряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становит­ся международный терроризм, среди различных форм которого на­иболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со­хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичес­кого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы испод­воль, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свя­зана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного разви­тия: увеличением численности населения, его стремлением к про­грессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятель­ность людей опасна своими последствиями, не знающими государ­ственных границ и не признающими никаких преград. Это обязыва­ет все страны и народы объединить усилия, направленные на защи­ту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес­кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас­танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч­но обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Дру­гая трудность вызвана технологическим несовершенством произ­водства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на вы­пуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле­тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван­ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный ха­рактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слабо­развитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демогра­фическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на националь­ном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют плане­тарного объединения интеллектуальных, трудовых и материаль­ных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отно­шений является усиление разделения мира на два полюса — полю­са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст­ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преоб­ладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 ты­сяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не ме­нее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище­ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для • ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкнове­ние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международ­ных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблю­дается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в ус­ловиях самых авторитарных режимов значительно сузились воз­можности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения го­сударством личной свободы граждан, их естественных и политиче­ских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их реше­ний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутнико­вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч­та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно­венное распространение и получение необходимой информации ед­ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде­лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти­тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес­кие отношения с точки зрения их непосредственных участников.


4. Россия в системе международных отношений


В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообщест­ве. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни ро­ли одного из центров мировой политики, равновесного США и их со­юзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распа­дом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточ­ную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаб­лена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее разви­той своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Ев­ропе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, ко­торое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих огра­ниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении от­дельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав сво­ей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных реформ экономический и воен­ный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытесне­ние на периферию, на задворки мировой экономики. По большинст­ву параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономи­ческой, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практи­чески не учитывается.

Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополити­ческого потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

Стремление вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несосто­ятельно и, может, даже губительно.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России при­дется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при ге­гемонии США, так и вероятные перспективы формирования поли­центризма в мировом геополитическом пространстве и изменяю­щихся международных отношениях.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться ис­пользовать благоприятные факторы.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоян­ного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте ми­ра. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной ча­стью страна входит в Европу, восточной в Азию.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. По­нятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного со­трудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой поли­тики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало по­ложение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

Все больше людей в России осознают, что сохранение сувере­нитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в бли­жайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Рос­сия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Че­рез Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Запад­ной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

В российской внешней политике постепенно происходит осо­знание объективного закона — закона региональной общности, ука­зывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеют­ся общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских от­ношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от фак­та многовекового пребывания в едином государстве, географичес­кая близость, единство региональных проблем сами по себе являют­ся фактором установления все более тесного сотрудничества и ин­теграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигранта­ми в новых суверенных государствах.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориенти­рована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сооб­щество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отноше­ний, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовы­годном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Рос­сия должна принимать активное участие в решении глобальных про­блем современности.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление цело­стности Российской Федерации, а также развитие собственного эко­номического потенциала. Лишь при выполнении этих условий воз­можно решение труднейшей задачи — превращения России из уни­женного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свобод­ный субъект международных отношений.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. — М., 1998. — С. 228—315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостра­тегические императивы. — М., 1998.

3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международ­но-политической теории).—М., 1990

4.   Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 1996.




Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты