Межнациональные противоречия в современной России

Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида ‘фобиям’ , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от ‘чужих’  или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.

В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации явно националистическими. Пусть большинство из них не пользуется широкой поддержкой (лояльность партиям, отстаивающими  независимость от Центра, выразили от 1% участников опроса в Ставрополе до 6% в Уфе и Якутске), не исключено, что при дальнейшим ухудшении социально - экономических условий и углублении кризиса она резко возрастет.

Существуют ли все-таки сегодня объективные предпосылки для того, чтобы не допустить эскалации этнических  конфликтов? Анализ материалов дает веский повод утверждать. Что они вполне реальны. Опрошенные в регионах люди из различных социально - профессиональных групп связывают нормализацию национальных отношений с выполнением Федеративного Договора. Иными словами, претворением в действительность нового конституционного принципа сожительства субъектов Российской Федерации, основанного на учете общих интересов, отказе от пересмотра границ, от претензий населяющих ее народов, не исключая и русского, на развитие собственной государственности, рассматриваемое многими как доведение требования национального самоопределения до абсурда. (Заметим, однако, что среди лиц, представляющих титульные нации, была выявлена определенная популярность концепции: Одна нация - одно государство[2]).

По мнению львиной доли респондентов национальные проблемы следует решать в рамках культурно - национальных автономий. Против выхода республики (края, области) из состава России выступают от 60% до 80% в разных группах населения. Примерно столько же отрицательно относятся к изменению федеральных рубежей  административно - территориального деления.

Подавляющую приверженность идее сохранения целостности государства подтверждают и данные, которые приводятся в табл.4.

Признание Федерации в настоящих границах значительным большинством всех опрошенных и выражение готовности защищать ее в случае необходимости(около 70%) заключают в себе прочные опоры для развития идеологии государственного(традиционно-евразийского) патриотизма, нужду в которой необычайно остро испытывает теперь страна. На этой основе Россия, безусловно, сумеет продолжить свою историческую миссию ‘собирательницы народов’ и гаранта их безопасности.

Таблица 4.Распределение ответов на вопрос

‘ Что такое Россия в национальном отношении ? ’, %


Мнения

  Улан-Удэ

  Оренбург

  Черкесск

    Якутск


Нерусс

Русские

Нерусс

Русские

Нерусс

Русские

Нерусс

Русские

Вся территория

бывшего СССР

   12             21

   13            14

    19            39

    16           18

Вся территория

        РФ

   44             48

   50            55

    48            51

    43            60

Территория РФ

без автономий

   28             19

   18            17

    14              4

    33             8

Затрудняюсь

ответить

   16             12


   19            14

    19              6

    10            13

Заключение.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

- Общий рост недовольства существующим положением(социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ‘ протестного реагирования’ в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

-     Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

-     Программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

-    Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

-   Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.[3]

        Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.

Список использованной литературы

1.В.В.Лунеев. Преступность в межнациональных конфликтах//Социологические исследования. 1995. № 4. с.103 - 107.

2.В.Н.Иванов. Межнациональная напряженность в национальном аспекте. 1993. № 7. с.58 - 66.

3.Г.С.Котанджян. Этнополитология консенсуса - конфликта. М.:Луч, 1992.

4.П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. с. 251.   


[1] Распространению таких взглядов способствовала фактическая бессистемность в оказании Центром региональной экономической помощи и распределении льгот. Так, в 1992 г. из почти 1,5 трлн. руб., выделенных регионам, республика Коми получила более 113 млн., в то время как Смоленская обл. - 1 млн., а  Ханты - Мансийский национальный округ вообще ничего не получил.

[2] Уместно вспомнить высказывание выдающегося русского социолога Питирима Сорокина в связи с получившим в свое время известное распространение тезисом о национальном принципе в качестве критерия для будущего переустройства европейской карты. Подчеркивая его утопичность и негуманность (‘ мелкие национальности будут принесены в жертву крупным’), он обосновал вывод о том, что спасение несет ненациональный принцип, а Федерация государств, сверхгосударственная организация всей Европы на почве равенства входящих в нее личностей, поскольку же они образуют сходную группу, то и народов. Очевидно, выход в том, чтобы права человека были приоритетными при решении всех проблем национально - государственного устройства. И от равенства прав личности надобно идти к равенству прав наций.

[3] Убедительный пример консолидированного региона являет собой ассоциация ‘ Cибирское соглашение’, объединившая 19 сибирских областей и национальные центры от Тюмени до Читы. На этой необозримой земле проживает свыше 16 млн. человек, она располагает богатейшими природными ресурсами, здесь имеются развитая промышленность и множество научных учреждений.





Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты