СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими
(централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально- психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается
(реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся.
Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко
используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя
защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм
иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны,
взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот,
именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и
объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает
людей с полуслова, с полудвижения. «Что может быть легче, чем иметь общий
объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды», во имя которой следует
этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и
прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы,
негры, вьетнамцы, венгры или чехи.И всегда найдется достаточное число
вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно
проиллюстрировать мысль, что именно они во всем виноваты».
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала
национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы,
подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но
одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности.
Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации
стали залогом формирования националистических, авантюристических,
экстремистских, криминальных и коррумпированных сил. По словам
американского политолога Д.Саймса, над которым не довлеют ни
коммунистические, ни имперские идеи, «...на смену «империи зла» , где
основной власти была сила и принуждение, пришли несколько зол: проявление
межнациональной ненависти, столкновение амбиций различных политических
элит. Миллионы людей внезапно лишились общности, ...столкнулись с
нетерпимостью и экстремизмом. Кровавые войны, сопровождающиеся тысячами
жертв, бушуют в различных частях Советского Союза».
При изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на
территории СССР можно и не найти серьезных национальных обстоятельств.
Последние могут лишь в национальный «цвет» политические, социальные,
экономические, территориальный, экологические и иные проблемы. Национализм
в этом случае является солидаризирующей составляющей, выполняющей функции
социального «клея». Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне
подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить:
наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые
законы человеческого общежития подменяются «национальной справедливостью»,
а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не
воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального
отражения мгновенно воспроизводится другой. Обе они неумолимо вступают в
жестокую схватку между собой, которая по принципу «воронки» втягивает в
себя все более и более широкие массы единокровников. В таком круговороте
пропадают правые и виновные, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с
другой стороны.
Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сражения. В них преступления в отношении противоборствующей стороны вершатся с утроенной энергией и с еще большим сознанием своей правоты. Убийства мирных жителей, захват заложников, изнасилования, грабежи, поджоги, разбои, разрушение селений, предприятий и учреждений становятся ответными. Под видом священной мести делается все, что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся все более жестокими. Они стимулируются только что понесенными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, использующих в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости, агрессивности и ненависти.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного
государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории
бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый:
власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми
силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например,
делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между
североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт,
выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне
титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между
азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и
югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте
молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В
аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в
Чечне.
Серьезным барьером для удержания конфликта на мирном уровне является
отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные
противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются
от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия.
Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в
Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным
населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях
постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.
3.Национальные противоречия местного характера
В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные
самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя
не только некоторые национально - , но и административно - территориальные
образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза
ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной
стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки
недовольства и напряженности в этой сфере, питающие центробежные тенденции,
а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный
потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и
механизмы консолидации наций, народностей, регионов.
В связи с большой весомостью социально экономического фактора как
детерминанты межнациональной напряженности вызывают несомненный интерес
суждения охваченных опросами об экономике своего региона и вкладе
последнего в общероссийское достояние. Преобладающим тут был вывод:
«Состояние кризисное, с тенденцией к ухудшению». Но вместе с тем
приблизительно 50% полагают, что отдают гораздо больше, чем получают .
Дальнейший экономический спад может укрепить подобного рода убеждения и
послужить толчком к обособлению регионов, усилению стремления выйти из
кризиса «поодиночке», что в конечном счете усугубит положение.
Надо учесть и то, что каждая из территориальных исторически
сложившихся общностей обладает особым региональным самосознанием. Это порой
находит свое отражение в практике противопоставления себя другим регионам и
народам (мы - уральцы, мы - сибиряки), местном патриотизме и предпочтениях
(своеобразным импульсом которых явились попытки реализации в 80-е годы идеи
регионального хозрасчета).
В региональном сознании есть уровни меньшей общности - скажем, сознание этнических групп. Взаимодействие, «взаимоналожение» этих двух уровней требуют своего изучения, ибо в процессе сосуществования разных этносов в рамках замкнутого пространства могут возникать поползновения со стороны одного доминировать над другими. В настоящее время сие нередко проявляется в претензиях так называемых титульных (коренных) наций. Стоит ли говорить, что это ведет к болезненному обострению взаимоотношений сограждан и даже вражде.
Достаточно глубоко укоренилось представление о неравенстве в материальном положении между этническими группами. Важную роль в определении атмосферы межнационального общения в регионе играют поведенческая практика, складывающаяся из официальных и бытовых контактов, их морально - нравственное содержание.
В обстановке наметившегося этнорегионального сепаратизма, даже если бы произошли позитивные изменения в экономике и политической сфере (что само по себе сейчас маловероятно), конфликтность межнациональных отношений автоматически не исчезнет. Она имеет собственную логику происхождения и развития, да и весьма порядочную инерцию. Подобно тому как историческая память народов хранит нанесенные обиды, массовое сознание живущих поколений не в состоянии быстро преодолеть чувство национальной неприязни из-за нынешних несправедливостей, в чем бы они не проявлялись. Оттого особое значение приобретают проблемы учета и реализации этнических интересов, ущемленность которых) способна стать - и по сути стала - катализатором отчуждения людей друг от друга.
Представление об ущемленности национальных ожиданий, так же, как и претензии наций на приоритетные права, являются не только одним из истоков общественной напряженности в настоящее время. Есть достаточно оснований полагать, что и в обозримом будущем их воздействие не уменьшится.
Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным
статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные
действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы В
Москве 70% опрошенных заявили об этом, и лишь 18% напрочь отвергли от себя
такую возможность.
Столь высокая готовность горожан участвовать в подобного рода разборках не может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод решения назревших проблем становится все заметнее.
Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.
Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида «фобиям» , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от «чужих» или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.
В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации явно националистическими. Пусть большинство из них не пользуется широкой поддержкой не исключено, что при дальнейшим ухудшении социально - экономических условий и углублении кризиса она резко возрастет.
Существуют ли все-таки сегодня объективные предпосылки для того, чтобы
не допустить эскалации этнических конфликтов? они вполне реальны.
Опрошенные в регионах люди из различных социально - профессиональных групп
связывают нормализацию национальных отношений с выполнением Федеративного
Договора. Иными словами, претворением в действительность нового
конституционного принципа сожительства субъектов Российской Федерации,
основанного на учете общих интересов, отказе от пересмотра границ, от
претензий населяющих ее народов, не исключая и русского, на развитие
собственной государственности, рассматриваемое многими как доведение
требования национального самоопределения до абсурда. (Заметим, однако, что
среди лиц, представляющих титульные нации, была выявлена определенная
популярность концепции: Одна нация - одно государство).
Признание Федерации в настоящих границах значительным большинством и выражение готовности защищать ее в случае необходимости(около 70%) заключают в себе прочные опоры для развития идеологии государственного(традиционно-евразийского) патриотизма, нужду в которой необычайно остро испытывает теперь страна. На этой основе Россия, безусловно, сумеет продолжить свою историческую миссию «собирательницы народов» и гаранта их безопасности.
Заключение.
Всё это позволяет не только понять основные тенденции нашего
национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые
общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся
межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и
единства России:
- Повальный рост недовольства существующим положением(социально-
экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ‘
протестного реагирования’ в различных областях общественной практике, в том
числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического
реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и
обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это
стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и
региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности
российского национального федеративного государства.
- Появляется необходимость разработки научной теории гармонизации
национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности
общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент
концептуального подхода должны составить идеи национального
центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его
аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и
административно-территориальным единицам подлинного равноправия).
- Программа практических действий обязана исходить из юридического и
практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого
субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена
асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение
приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр -
республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение
специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с
учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.
- Необходимо заметить, что массовое ущемление потребностей и нужд
этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное
обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как
титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих
прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не
исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса
русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты
возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского
национального движения, более жестким противодействием антирусским
настроениям и акциям.
- Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то
ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного
Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в
состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу
унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким
стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не
противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к
приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию
общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с
демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.
Это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.
Список использованной литературы
Г.С.Котанджян. Этнополитология консенсуса - конфликта. М.:Луч, 1992.
П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. с. 251.
В.Н.Иванов. Межнациональная напряженность в национальном аспекте. 1993. №
7. с.58 - 66.
Страницы: 1, 2