Мир после 11 сентября: геополитический аспект
Курсовая работа
на тему:
«Мир после 11 сентября: геополитический аспект»
План
Введение
I Глава. Взгляды Е.М.Примакова на сущность и роль терроризма в конце XX – начале XXI века.
II Глава. Оценка Е.М.Примакова геополитических изменений в мире после теракта 11 сентября 2001 года.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Политическая глобализация, которая проявляется в современном мире, ведёт к активным взаимодействиям различных государств, к объединениям их в союзы и блоки. Объединение в союзы происходит на основе общности интересов стран в политике, экономике, культуре. Поэтому явно видна конфронтация, столкновение интересов различных союзов государств. Особенно эта конфронтация проявляется между развитыми и развивающимися странами, между странами Запада и Востока. Как следствие этих острых противоречий на международной арене появляются террористические организации с ортодоксальной направленностью, которые специфическими методами пытаются достичь своих целей, отличных от целей каких-либо групп государств.
Поэтому особо остро стоит проблема более тесного взаимодействия государств, блоков государств в области борьбы с террором.
В настоящее время в мире создаются различные организации и штабы по борьбе с терроризмом и защите от него. Не осталась в стороне и Россия, которая активно включилась в международную деятельность по борьбе с терроризмом.
Цель моей курсовой работы – проанализировать взгляды политического деятеля Евгения Максимовича Примакова на сущность и роль терроризма в современном мире; проанализировать его оценку геополитических изменений в мире после теракта 11 сентября 2001года и того, к чему могут привести эти изменения Россию и весь остальной мир.
При написании курсовой работы я руководствуюсь понятиями геополитики и терроризма.
Геополитика – одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы[1].
Определение понятия терроризма во всех источниках разное.
В своей же работе я буду опираться на более полное определение этого понятия, данного в ст.3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений[2].
В курсовой работе я использую следующие исторические источники:
I. Документы государственных и управленческих структур
К этой группе относится Конституция РФ, по которой только президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ (ст.86);
Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», принятый Государственной Думой 3 июля 1998года и подписанный президентом РФ 25июля 1998года - №130-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом[3].
II. Труды политических лидеров
К этой группе относится работа Евгения Примакова «Мир после 11сентября», в которой автор раскрывает содержание международного терроризма, анализирует события 11 сентября 2001 года и их влияние на геополитику.
III. Периодическая печать
К этой группе относятся статьи Е. Пахомова и Б. Виноградова, в которых содержатся интересные факты из жизни бен Ладена, а также последние данные о военной операции в Афганистане и Ираке.
IV. Ресурсы Интернет
К этой группе относятся заметки историка Л.Баткина «Мир после 11 сентября», а также статья М. Маргелова «11 сентября: вопросов все еще больше, чем ответов», в которых содержатся представления авторов о геополитических изменениях в мире после 11 сентября 2001 года.
На основе анализа этих источников можно раскрыть цели курсовой работы.
I Глава. Взгляды Примакова на сущность и роль терроризма в конце ХХ - начале ХХI века
11 сентября 2001года произошел самый масштабный террористический акт за всю историю человечества. После эмоционального шока наступило время раздумий и осмысления ситуации. Этому и посвящена книга Е.М.Примакова «Мир после 11 сентября».
У Примакова террор – это специфические методы достижения целей, главным образом политических, путем убийства государственных деятелей и расправ над мирным населением[4].
Террор имеет не только достаточно длительную историю, но и прошел определенную эволюцию. Чтобы разъяснить феномен международного терроризма в его наиболее острой форме, проявившейся 11 сентября 2001года, Примаков останавливается на качественной эволюции террора в XIX - ХХ веках.
В ХIХ - начале ХХ века террор был связан с националистской деятельностью, объектами его были политические деятели. Примеров этому много, но самый красноречивый - убийство русского царя Александра II преступной группой, во главе которой стояли Желябов и Перовская.
Убийство политических деятелей продолжались и во второй половине ХХ века. В 1963 году неизвестные лица убили президента США Джона Кеннеди, в 1984году сикхские сепаратисты – премьер-министра Индии Индиру Ганди.
Но вместе с тем террористические акты стали направляться на мирных жителей. Применение газа зарина террористической сектой «Аум Синрикё» в токийском метро – бесспорное этому доказательство.
Террор стал затрагивать мирный жителей, но по–прежнему какое-то время оставался «внутристрановым», не выходя на международную арену. Баскские сепаратисты действовали только в «своей» Испании, «Аум Синрикё» проводила теракты только исключительно «у себя» в Японии.
В конце ХХ века во весь голос заявили о себе чеченские террористы. Террор, направленный против населения России, унес жизни сотен мирных жителей.
Примаков подчеркивает, что во второй половине ХХ века террор приобретает две особенности:
1. Он входит в число средств сепаратистских и экстремистских или политических движений.
2. Террор широко распространяется за национальные рамки и действует на международной арене.
Положение обострялось тем, что в своей международной разновидности терроризм сращивался с отдельными государствами и их структурами. Так, например, постшахский Иран на первых порах провозгласил лозунг «исламской революции» и осуществлял действия по ее проведению.
Но уже в конце ХХ века эта модель международного терроризма начала терять связи с государственными структурами. Иногда сохранялась финансовая или иная поддержка террористов отдельными странами, но и она шла на убыль. Это произошло благодаря действиям США, России и европейских стран. США делали ставку на санкции и военную силу, Россия же использовала в основном политические меры. Такой же позиции придерживались и страны Европейского союза. Е.М.Примаков подчеркивает, что и те, и другие сыграли огромную роль в становлении Ливии на мирный курс. Ливия перестала финансировать боевиков и вести их подготовку на своей территории.
В девяностые годы позитивные перемены произошли во внутренней жизни Ирана. Граждане этой страны стали поддерживать Хатеми, человека известного своей сдержанностью, призывами отказаться от экстремистской деятельности в общественной и религиозной жизни, во внешней политике. Хатеми выиграл выборы с большим отрывом, а в 2000году, после выборов, в меджлисе главные позиции заняли реформаторы.
Естественно перемены в Иране произошли не без участия России и европейских стран, взявших курс на преодоление изоляции Ирана от внешнего мира.
Из особенностей терроризма на грани ХХ и ХХI веков Е.М.Примаков выделяет ослабление связей террористических групп с государственными структурами.
А уже в ХХI веке, по его мнению, мы столкнулись с новой разновидностью терроризма - самодостаточной системой, не связанной с каким–либо государством. И эта система заявила о себе 11 сентября 2001 года.
Что конкретно произошло 11 сентября в США? Е.М.Примаков описывает события этого дня: «11сентября 2001года. Си-эн-эн «живьем» показывает, как самолет врезается в один из «близнецов» - небоскреб торгового центра в Нью-Йорке. Эту передачу ретранслируют во всём мире. Не успеваешь даже понять, что происходит, - наверное, не только у меня сначала мелькнула мысль об ужасной авиакатастрофе, но вдруг ошеломленная дикторша: «Смотрите, второй самолет врезается в соседний небоскреб!» Пожар, огонь растекается по фасаду, небоскреб на глазах оседает, дрCгой разваливается на части. В «близнецах» находились тысячи людей, большинство из которых погибли.
Одновременно еще один самолет врезался в здание Пентагона в Вашингтоне. Похищенный террористами четвертый самолет не дотягивает до цели - то ли до Белого дома, то ли до Капитолия»[5].
Таково было кульминационное проявление самодостаточного терроризма.
И если раньше только отношения между государствами, группами государств и возникающими и распадающимися их альянсами определяли ход развития международной обстановки, то теперь этого стало недостаточно.
И этому Е.М.Примаков дает простое объяснение: «Если бы организация, совершившая террористическое нападение на США, была связана с любым государством Ближнего, Среднего Востока, Африки или Юго-Восточной Азии, об этом бы знала по меньшей мере одна из разведок ведущих стран мира - Служба внешней разведки России, Центральное разведывательное управление США, британская МИ-6, германская БНД, французская, китайская, индийская или любая другая»[6]. Сам Примаков руководил Службой внешней разведки России, и его выводу о том, что любая спецслужба передала бы американцам информацию о готовившемся теракте, можно доверять.
А, как напоминает Примаков, подготовка к преступным акциям 11 сентября велась довольно долго: нужно было накопить финансовые средства, пройти подготовку террористам-смертникам для управления пассажирскими авиалайнерами, сфабриковать документы, не вызывающие подозрений. В осуществление этой операции должно было быть вовлечено огромное количество людей: необходимо было проникнуть на территории целого ряда аэродромов США, обойти контрольные пункты, похитить в небе синхронно 4 авиалайнера, уйти из зоны наблюдения аэродромных радаров и нанести синхронные удары по намеченным заранее целям. И все это произошло без единой утечки информации.