Иными словами, через мирную партийную агитацию на рынке голосов избирателей политики стремятся к власти. Однако в последние годы их роль в этом процессе уменьшается. Эту функцию все больше берут на себя масс-медиа.
На партиях лежит также важная задача по выработке программ развития страны. Именно партия оперативно может реагировать на возникающие проблемы в обществе. Поэтому вполне понятно, что обновление государственного курса происходит именно тогда, когда у руля государственной власти меняется партия.
1.2 Основные тенденции развития партий
В эволюции политических партий можно выделить ряд этапов. Остановимся на двух важнейших. Первый охватывает период с середины ХІХ до середины ХХ века. Он характеризуется классическим типом партий с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов.
Это был период резкого размежевания позиций разных классов, что и отразилось на тогдашних партиях. Они стали выразителями политических интересов классов, ориентировались на них. В свою очередь, социальные группы и классы видели в партиях своего представителя, отождествляли себя с ним. Они видели в партиях лидеров, ведущих их за собой.
Второй этап начинается с 50-х годов ХХ века. В это время эволюция партий связана с изменениями в социальной структуре европейского общества. Ослабляются и разрушаются социальные связи, растет индивидуализм. Сами социальные группы и классы теряют четкие очертания. Но не это главное. Возникнув в определенных исторических условиях, партии воспроизводятся и существуют, как особые объединения людей, прежде всего для самих себя - они борются за самосохранение. Чтобы добиться своих целей (занять посты, фигурировать на сцене истории, делать карьеру, ощущать себя причастными к исторической деятельности и т. д.), партии должны что-то делать и для "народа". Это их способ добывать "хлеб насущный".
В этих условиях партии вынуждены переключить свое внимание на избирателя как такового. Это обусловило их переход в разряд универсальных партий, партий для всех ("партий - хватай всех"). Современные партии не являются выразителями и защитниками интересов каких-то определенных групп населения. Они ориентируются на все категории населения, претендуют на то, чтобы считаться партиями общенародными. Их особенность в - стремлении объединить вокруг себя максимум избирателей самой разнообразной ориентации для решения задач текущего момента, а также персонализация политики, ориентация на прагматизм, на харизматических лидеров.
Партия нуждается в поддержке какой-то части населения, в голосах избирателей, в средствах. Она должна что-то обещать и какие-то обещания выполнять. Она, так или иначе, есть партия для какой-то части населения, отдающей ей предпочтение перед другими. Она должна обращаться ко всем, во всяком случае - к возможно более широкому кругу избирателей, чтобы собрать в свою пользу голоса тех, кто ей отдает предпочтение. Раз партия выживает и существует, это означает, что она устраивает какие-то влиятельные силы общества, так или иначе, служит им в обмен на их поддержку.
Большинство партий не имеют четкой и систематизированной идеологии, то есть определённой концепции развития человеческого общества, истории и человека, совокупности ценностей и моральных принципов, принципов деятельности властей, проектов будущего состояния общества.
Партии не имеют далеко идущих целей и программ их достижения. Они действуют, руководствуясь ближайшими практическими целями. Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах, выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям. Их принцип - обещать немного всем, не угрожать серьезно никаким значительным силам общества.
Новые партии пробиваются к жизни с большим трудом. Политический рынок всячески препятствует появлению потенциальных конкурентов, как это имеет место, например, в отношении новых партий в Германии, США, Франции, в странах бывшего СССР. Им не дают ходу не ради каких-то высших идеалов (последние суть лишь предлог и маскировка), а из опасения, что они могут завоевать на свою сторону избирателей и испортить признанным партиям их политическую ситуацию.
В отечественной и зарубежной практике на всех уровнях иерархии, начиная от местного самоуправления и кончая уровнем страны в целом, происходит превращение партийных активистов и политиков вообще в часть правящего слоя, иначе говоря, происходит сращивание политики и управления. С другой стороны, партии "врастают" в хозяйственную жизнь общества и в другие его сферы. Политики становятся сотрудниками концернов, занимают совсем не политические посты. Образуются своего рода картели больших партий и клики профессиональных политиков.
Они решают, кто и какие посты будет занимать в учреждениях, в которые власти имеют доступ. Они распределяют в своих кругах возможности иметь жизненные блага и привилегии. Клики образуются по принципам личных связей - происходит "феодализация" партийной системы. Через клики происходит допуск к власти.Партии и клики превращают государство в свою добычу, в источник карьеры, жизненных благ. Тенденция к "пропорциональной демократии" ведет к тому, что фактически потеря власти исключается, власть и влияние политиков, партий и клик обеспечивается на длительное время сверх сроков, на которые выбираются политики. По наблюдениям исследователей, в системе государственности имеется устойчивое ядро из партий, клик и политиков по профессии.
Как следствие, во многих странах наблюдается кризис политических партий, падение их влияния и престижа. Этот кризис вызван недовольством со стороны гражданского общества деятельностью партий. Партии "врастают" в государственные структуры, и потому плохо представляют интересы гражданского общества; набирает высоту бюрократизация партий. Партии отдаляются от избирателей, а партийный аппарат - от рядовых партийцев. В сущности, партии превратились в механизм врастания во власть.
Сложная и громоздкая структура делает партии негибкими и неповоротливыми, слабо реагирующими на потребности общественной жизни и изменение ситуации. Отмечены тесное слияние государственной и партийной власти, многочисленные факты коррупции, олигархические тенденции в партиях.
Тем не менее, несмотря на кризис и появление массовых движений, претендующих на лидерство в общественной жизни, партии по-прежнему остаются влиятельной политической силой. Они глубоко укоренены в нынешний тип демократического режима, который без партий существовать не может.
2. Сущность и разновидности партийных систем
Для чего много партий, если все они - "общенародные"? Во-первых, тут сыграли свою роль исторические условия, вследствие которых сложилось именно несколько партий, и они выжили. Во-вторых, любое достаточно большое множество людей распадается на несколько группировок, в силу общих законов коммунальности, какими бы хорошими ни были взаимоотношения между людьми. В-третьих, в большом обществе всегда имеет место различие интересов людей и их конфронтация, что находит выражение в самых различных формах, в том числе - в форме политических группировок.
Поэтому в рамках общества партии образуют партийную систему. В широком смысле слова партийная система - определенная устойчивая конфигурация (соотношение) партий, сложившихся в данной стране. Каждая из партий занимает среди других определённое место (левые, правые и центр), взаимосвязана с ними, имеет предпочтения, которые могут реализоваться в партийных блоках.
В узком смысле слова партийная система - устойчивый механизм и способ чередования партий у кормила государственной власти, т.е. как и в каком сочетании партии формируют правительство и большинство в парламенте.
В формировании и функционировании партийных систем весомую роль играют:
а) характер социальной структуры общества;
б) действующее законодательство (избирательные законы и системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная);
в) социокультурные традиции.
С этих позиций выделяют наиболее значимые партийные системы.
При двухпартийной системе (бипартизме) реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии. Причём одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, и парламентских мест. Вместе с тем это не означает, что в данном обществе существуют только две партии. Просто другие партии не препятствуют двум главным управлять попеременно. Выделяют две разновидности двухпартийной системы. Первая - это классический вариант, где две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей. Остальные же партии лишены доступа к власти.
Подобная двухпартийная система утвердилась в Англии, США, Австралии и ряде других стран. Реально претендовать на власть здесь могут только две партии, одна из которых и побеждает на очередных выборах, а вторая образует мощную и влиятельную оппозицию. Фактически все члены парламента принадлежат либо к первой, либо ко второй партии.
2.1.Достоинства бипартизма
Эта система придает устойчивость государственной власти, поскольку большинство в парламенте и правительство принадлежат к одной партии. Поэтому они свободны от неизбежных при других системах межпартийных раздоров. Благодаря многолетней работе в качестве правящих, такие партии накапливают необходимый для управления страной опыт. Партия полностью несёт ответственность за свою деятельность, не имея возможности, как при других системах, приписывать свои ошибки партнерам. Оппозиция при бипартизме, как правило, конструктивна, так как она сознает свою ответственность и за прошлое и за будущее своей страны. Данная система функциональна и продуктивна, как двухтактный двигатель. Слабой стороной бипартизма является монополизм двух партий, которые пресекают все попытки других партий попасть в их "семью". Этот факт, и небогатый партийный выбор у избирателей, сращивание правящих партий с госаппаратом рождает у населения апатию к политике.
Своеобразной разновидностью бипартизма является 2,5 - партийная система. Её классический пример - Германия. Ни одна из двух основных, реально претендующих на власть партий не может стать правящей без помощи со стороны третьей, менее крупной и влиятельной. Таким образом, власть получает коалиция из двух партий.
Другие разновидности двухпартийной системы связаны с возрастающим значением мелких политических партий. В Канаде, Австрии, Германии "третьи" партии, например, располагают достаточной силой для того, чтобы действовать в качестве потенциального баланса власти. Они предоставляют избирателям доступную альтернативу, которая делает их важным фактором политической борьбы.
Под многопартийной системой понимается такая система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем выделяют трех- четырех - и пятипартийные системы. Общим критерием для такой классификации многопартийных систем является количество партий в стране, получивших в результате выборов парламентское представительство.
У плюралистической системы много вариантов, в зависимости от того, сколько партий входит в правящую коалицию. Суть ее заключается в том, что большинство в парламенте может сложиться из представителей нескольких партий, оно может быть только многопартийным. Соответственно и правительство может получить поддержку в парламенте, когда в него войдут представители партий большинства.
При кажущейся демократичности, у этой системы масса недостатков. Ни одна из правящих партий не имеет возможности проводить свою политику самостоятельно, а потому и выполнять свои предвыборные обещания. Коалиции в силу своей многосоставности неустойчивы, правительственную власть преследуют кризисы. Так, в послевоенный период в Италии сменилось более пятидесяти правительств.