Впрочем, во время августовского путча РНЕ не выступило в поддержку ГКЧП, хотя 19 августа представители ГКЧП агитировали в МГК КПСС в ряду других партийных лидеров и Баркашова. Баркашов объяснял впоследствии, что собирался выступить, но быстро разочаровался в дееспособности ГКЧП.
Надо сказать, что в текстах и выступлениях Баркашова не содержится призывов к массам поднять мятеж. Зато неоднократно говорилось, что РНЕ готово принять участие в национальной революции. Путь к этой революции Баркашов представлял себе так: "Мы будем поддерживать баланс двоевластия в верхах. Состояние нестабильности и процесс ухудшения обстановки — в наших интересах, поскольку обеспечивают пробуждение национального самосознания русского народа и созревание русского национализма"18.
А уже после победы: "Оппозиция должна быть уничтожена и запрещены митинги. Надо будет ввести смертную казнь практически за все виды преступлений и длительный срок за проституцию"19.
В отличие от других правых радикалов "идеологи движения отрицают, будто готовят боевиков для заброски в Сербию или Приднестровье: "Нельзя освобождать других, оставаясь рабами. Мы должны привести к власти новых русских людей... — с сильным национальным инстинктом. Причем — повсеместно, замена трех-четырех мэров ничего не даст"20. Впрочем, Баркашов признавал, что в частном порядке боевики РНЕ принимали участие в приднестровских событиях, а несколько человек поехало в Сербию21.
Формальный отказ от участия в противостоянии на Днестре не означает, конечно, отказа от присутствия в этом значимом для национал-патриотов регионе. Осенью 1994 года там была создана общественная организация "Русская песня", в которую входят студенты Тираспольского университета, работники органов МВД и МГБ Приднестровья. В октябре 1994 года члены организации были в числе главных участников погрома в молдавской школе Тирасполя, а в конце 1994 года один из лидеров "Русской песни", сотрудник министерства госбезопасности Дмитрий Соин убил человека (кстати, его даже не отстранили от должности). "Русская песня" одобрила это убийство. Именно на базе "Русской песни" был организован местный филиал РНЕ. По словам военного коменданта Тирасполя Михаила Бергмана, боевики из РНЕ проходили в Приднестровье военную подготовку. Довольно тесные контакты сложились у них и с руководством МГБ Приднестровья22.
Врагов баркашовцы видят тех же, что и другие национал-патриоты: либерально-демократическая часть общества и "лица кавказской национальности". Характерен тост Баркашова, приведенный членом РНЕ Владиком Немчиновым: "..."Хачики" волокут наших девчонок в"мерседесы", насилуют... Американцы на глазах скупают Россию. За Россию без "черных" и педерастов!"23
Не забывает Баркашов и о еврейском вопросе: "пусть лучше сразу уезжают к себе в Израиль или в Америку, пока еще можно..."24 Впрочем, чаще он рассматривает данный вопрос в историческом аспекте — от мифологических рассуждений о кознях евреев в древней истории до фразы "Я сомневаюсь в существовании газовых камер"25.
В том же духе пишет Баркашов и о западной цивилизации. Для него она представляется источником зла и разложения. Антиамериканская риторика и мифология занимают значительное место и в программных документах, и в книге А.Баркашова "Азбука русского патриота" (во втором издании — "Азбука русского националиста"). После прихода к власти, Баркашов так представляет себе политику восстановления национальной самобытности: "Мы запретим употребление в разговоре иностранных слов, прослушивание записей иностранных рок-групп и просмотр западных видеофильмов. Запретим импорт западных товаров"26.
Патриотизм представляется Баркашову как националистический и имперский одновременно. Предлагается тотально ввести принцип национально-пропорционального представительства, сочетая его с корпоративным. Возврат к границам СССР не фигурирует среди декларированных целей движения: "...Территорией Российского Государства должна стать территория нынешней Российской Федерации до полного и окончательного выяснения подлинных естественно-исторических границ Российского Государства..."2 Во всяком случае, на южном направлении предпочтение отдается выселению выходцев из кавказских и среднеазиатских республик. Формула РНЕ: "Россия должна быть унитарным государством Русских (85%) и Россиян (15%)." Если русские, как и у многих патриотов, — это русские, украинцы и белоруссы, то "под Россиянами понимаются неславянские коренные народы России, для которых Россия является единственным Отечеством и с которыми Русские люди сотни лет живут в мире" (из листовки РНЕ). Тем самым неявно предполагается депортация многих национальных меньшинств.
С другой стороны, неоднократно подчеркивалось, что национализм не предполагает враждебного отношения к другим нациям; РНЕ неоднократно выражало солидарность с радикальными националистами в других странах, в том числе с украинской УНА-УНСО, категорически отвергающей всякое сближение украинцев с русскими. По некоторым данным, есть даже факты сотрудничества РНЕ и УНСО в подготовке боевиков.
Что касается общепринятой среди умеренных патриотов опоры на православие, Баркашов на этом вопросе внимание не заостряет. Видимо, это связано с неопределенностью его религиозной ориентации,сочетающей симпатии к православию, ведическому язычеству и астрологии. Символом РВЕ является сочленение левой (нацистской) свастики и восьмиконечной звезды ("звезды Богородицы"), но напоминает это все-таки скорее свастику. Впрочем, в "Русском порядке" М2-3 за 1994 год была помещена большая статья В.Мехнеса "Церковь, нация, держава", в которой утверждалось, что нация выше государства, а Церковь выше нации и именно православие облагораживает национализм. С РНЕ сотрудничают и некоторые деятели Истинно-Православной Церкви и явные язычники.
В области экономической, РНЕ придерживается доктрины "национального социализма", то есть сочетает идеи национализации крупного производства, финансов, внешней торговли и бесплатного социального обеспечения с идеей приоритета русских в управлении экономикой и пользовании социальными благами.
Можно добавить еще несколько цитат из газеты "Русский порядок", характеризующих стиль барка-шовской программы:
"В основе мировоззрения нашего движения лежат положения о нации как высшей ценности, о естественном приоритете национальных интересов над личными... Только власть национальной иерархии во главе с общенациональным вождем соответствует исторической специфике России и русского народа"28.
"...коммунисты — это люди, признающие догматы импортной сатанинской идеологии, созданной представителем международного кагала сатанистом Марксом и внедренной на нашу территорию шайкой международных тяжких уголовников-иудеев, предводительствуемой сатаной в человеческом облике, кровавым обер-погромщиком, агентом международного сионизма, картавым сифилитиком Ульяновым-Бланком.
Верхушка большевиков всегда была агентом международного кагального империализма.
Мы, конечно, понимаем, кто наш главный враг, враг номер один русского народа. Это международная сионо-масонская финансовая олигархия, стремящаяся к мировому господству... В самом сердце России... разбойничают по наущению своих высокопоставленных ивритоязычных покровителей темнокожие граждане мандариновых республик"29.
Из стихотворения "Правый марш": "Наш путь прям:/ Верить, хотеть, сметь./ Космополитам — псам,/ жидомасонам — Смерть!" 30
"... вырастающий из сознания собственной ущербности комплекс неполноценности, комплекс многовекового раба немцев и поляков, похоже сидит в прибалтах до сих пор...
Их комплекс неполноценности жив и будет вредить нам до тех пор, пока мы вновь не заставим пигмеев считать "человеческое с ними обращение" "за особенную честь"31.
"6. ...Любые проявления русофобии (в т.ч. распространение в той или иной форме антирусских взглядов, идеологии, использование антирусской символики) будут являться тягчайшим преступлением и преследоваться в уголовном порядке. 7... Принуждение в любой форме к вступлению в смешанный брак или связь, наносящие ущерб РУССКОЙ НАЦИИ и ведущие к размыванию, будут преследоваться в уголовном порядке"32.
В том же номере утверждалось, что в штурме Белого Дома принимали участие подразделения сил быстрого развертывания НАТО, израильской бригады спецназа "Иерихон" и еврейской молодежной организации "Бейтар".
Местные организации к распространению материалов центра добавляют иногда что-то свое. Так, калининградская областная организация РНЕ во главе с бывшим флотским офицером Александр Будановым, состоящая из нескольких десятком активистов, распространяла листовки с угрозами в адрес должностных лиц и органов государственной власти.
Пропаганда ведется РНЕ в основном через свой печатный орган — газету "Русский порядок". Первоначально, в 1991 году, вышел один номер ксероксного бюллетеня "Русский стяг" под редакцией самого Баркашова. "Русский порядок" стал выходить с начала 1992 г., сразу типографским способом. Издателем газеты является В.П.Якунин, бывший первый заместитель Баркашова, главным редактором — А.В.Кочетков, его заместителем — Н.В.Кремлев. Интересно, что газету с таким же названием собирался ранее издавать и даже зарегистрировал Виктор Якушев.
В редколлегию в разное время входили: А.Кокорев, Д.Марченко (погибу Белого Дома), Н.Скирдснко, В.Поваров, С.Полубояров, Е.Пономарев, Д.Семенов.
По официальной нумерации, в 1992 году было выпущено 3 номера, в 1993 году — 9, в 1994 году — 7, к сентябрю 1995 года — 8. Но в большинстве случаев выпускались сдвоенные, а то и строенные номера. Тираж на разных номерах указывался и 50 тысяч экз., и 160 тысяч экз., а в последнее время даже 500 тысяч, но зачастую нс указывался вовсе.
Газета содержит в основном документы и пропагандистские материалы РНЕ. Печатаются статьи Баркашова, программные и "теоретические" — о происхождении русских от этрусков и т.п.
К лету 1995 года "Русский порядок", кроме Москвы, печатался уже во Владивостоке, Самаре, Ставрополе и Петропавловске-Камчатском. На нее можно подписаться по каталогу "Роспечати". В октябре 1995 года возобновился выход "Русского стяга", на сей раз как зарегистрированной газеты (регистрационный N 013012). Учредителем выступил Д.Семенов. Главный редактор — С.Полубояров. Содержание "Стяга" ничем не отличается от содержания"Порядка".
РНЕ построено по иерархическому принципу. Возглавляет его председатель, он же — Главный соратник, Александр Баркашов. Костяк организации составляют "соратники", каждый из которых стоит во главе "десятка" "сподвижников" (в десятке может быть от 2 до 10 человек). Каждый "сподвижник" в свою очередь стоит во главе "десятка" "сочувствующих" (количество сочувствующих в "десятке" не лимитировано, но редко превышает три человека, практикуются приписки). Управление строго авторитарно: на каждом уровне руководитель распоряжается единолично, имеющийся при нем Совет выполняет только совещательные функции.
Евреи, цыгане, кавказцы, среднеазиатские тюрки в организацию не допускаются (хотя Баркашов неоднократно это отрицал). Предпочтение отдается "русским" в понимании Баркашова — русским, украинцам и белорусам. Недавно в РНЕ начали принимать женщин.
Баркашов имеет основания гордиться: в его организации большинство составляет молодежь. Часть, вероятно, приходит ради возможности бесплатно потренироваться в боевых искусствах и стрельбе, но те, кто остается и, следовательно, подчиняется сверхжестской дисциплине РНЕ, — уже явно не случайные люди. В РНЕ запрещены пьянство и курение, не говоря уже о наркотиках. Судя по интервью с членом РНЕ В.Немчиновым33, эти запреты не столь строго выполняются, но сам факт их наличия значим.
Довольно высок процент военнослужащих, сотрудников органов МВД и спецслужб, что вытекает и из принципиальной установки Баркашова на проникновение в эти структуры. В списке отряда РНЕ, участвовавшего в защите Белого Дома (см. ниже), можно обнаружить не только отставных офицеров армии, МВД и КГБ, но и действующих. Такова ситуация не только в Москве; например, руководитель краснодарской краевой организации Виктор Зелинский прослужил в МВД 25 лет и дослужился до командира батальона34.