Во-первых, Запад должен поддерживать Украину и препятствовать формированию "корейского синдрома", который может возникнуть, если политика расширения НАТО приведет к разделению украинского общества на сторонников и противников вступления в НАТО.
Вторым императивом (неразрывно связанным с первым) является необходимость прогнозирования возможного влияния расширения Альянса на региональную безопасность в Центральной Европе и, в частности, в странах, которые не входят в состав первой волны расширения (высказывается мысль, что второй волны в ближайшие десять лет может и не быть, то есть это то время, которое будет нужно Западу, чтобы "переварить" новых членов Альянса).
Следующий, третий императив, состоит в необходимости облегчения для стран Центральной Европы процесса вступления в Европейский Союз путем решения вопросов, связанных с их безопасностью. Не вызывает сомнений, что случаи расхождения политических позиций при обсуждении проблем расширения состава участников ЕС связаны с распределением финансовых обязательств среди членов союза и с процессом политических и экономических реформ в государствах-кандидатах. При этом официальные представители ЕС считают, что вступление центральноевропейских стран в эту организацию без выяснения возможных последствий в сфере безопасности и обороны не представляется возможным.
Четвертый императив является самым актуальным для стран - членов НАТО. Любая стратегия относительно Украины должна отвечать не только внутренним политическим потребностям НАТО, но и принципу консенсуса, который Альянс признает ведущим. В более широком контексте решение украинского вопроса будет рассматриваться как основное испытание на прочность многократно провозглашенных заверений Североатлантического Альянса о том, что его расширение укрепит не только безопасность новых участников, но и стабильность во всей Европе.
То есть украинский вопрос должен учитывать и проблему взаимоотношений РФ и Запада. Именно это является сложным и деликатным моментом как в переговорном процессе РФ и НАТО, так и в диалоге РФ - США. И если расширение НАТО будет происходить неосторожно, то это может усложнить проблемы безопасности Украины и вызвать противодействие со стороны РФ, не исключая стремления последней ускорить интеграционные процессы в СНГ с всеми отрицательными следствиями такого развития событий.
Для того, чтобы отвечать вышеизложенным императивам, которые часто противоречат друг другу, стратегия НАТО относительно Украины должна быть основана на нескольких принципах, которые взаимодополняют друг друга, и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. При условии надлежащего уровня координации дальнейшей деятельности кумулятивный эффект всех составных стратегии будет превышать арифметическую сумму результатов отдельно взятых компонентов. Ключевыми составными элементами будущей стратегии должны стать нижеприведенные факторы.
Поддержка политических и экономических реформ. Не основным ли ручательством независимости и безопасности Украины в будущем является процесс реформ? Их успех, причем как политических, так и экономических, есть первичное условие независимости Украины, ее интеграции в западный мир и поддержки ее внешнеполитических усилий со стороны государств Запада. Чем быстрее Украина будет продвигаться по пути внутренних политических и экономических реформ, тем вероятней может быть помощь Запада. В случае успеха внутренних реформ Украине будет легче интегрироваться в европейские структуры; более того, успешные реформы укрепят ее независимость и отдалят от советского прошлого. И наоборот, торможение процесса реформ до сих пор является опасным препятствием на пути к успешной интеграции Украинского государства в европейский мир.
Оборонительное сотрудничество с НАТО. Сотрудничество в области обороны и безопасности также может стать важным компонентом любой стратегии, призванной укрепить независимость Украины. Естественно, что региональная безопасность стран Центральной Европы должна начинаться именно с Востока, то есть со стран, которые географически расположены на восточных границах Европы и в которых все еще длятся процессы создания и развития собственных систем национальной безопасности и обороны. В настоящее время вооруженное нападение какой-либо страны региона на своего соседа является маловероятным, но полностью исключать такую возможность не следует.
В связи с этим НАТО следует оказывать содействие Украинскому государству в наращивании уже существующих между ними договоренностей о воинском сотрудничестве и общем обеспечении региональной безопасности. При условиях, когда в политической элите страны не всегда есть единое мнение относительно целесообразности вступления в Альянс, расширенное военное сотрудничество между Украиной и НАТО заслуживает поддержки как шаг на пути к более эффективной системе региональной безопасности и организации обороны. Общие действия в области военного сотрудничества, во-первых, будут оказывать содействие оборонительному строительству Украинского государства, а во-вторых, создадут условия для дальнейшего продвижения Украины к западной модели развития, независимо от того, вступит ли она с течением времени в Альянсу или нет. В конце концов, с политической точки зрения для Украины важно продемонстрировать, что она является активным членом строительства европейской архитектуры безопасности, а не наблюдателем событий, которые происходят в Европе.
Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года. (Это многостраничный документ, детально определяющий аспекты взаимодействия: от целей до ответственных исполнителей.) По своей сути эта программа реализует механизм вступления Украины в НАТО.
1. Общие положения.
Стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры.
Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе и весомую составляющую системы общеевропейской безопасности.
Новый уровень и характер отношений между Украиной и НАТО определяется Хартией об особом партнерстве от 9 июля 1997 года (далее Хартия).
Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО (далее Программа) рассчитана на период до 2001 года и имеет целью обеспечить полное и качественное выполнение Хартии.
Цели Программы:
достигнуть до конца 2000 года выполнения основных задач, определенных Хартией;
углубить сотрудничество в рамках Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии Украина-НАТО и Программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) с тем, чтобы вывести его на уровень, которому должны соответствовать отношения особого партнерства между Украиной и НАТО;
служить основой для формирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и Индивидуальной программы партнерства (ИПП), а также инструментом, обеспечивающим их полное и качественное выполнение;
достигнуть определенных Украиной целей взаимосовместимости в соответствии с процессом планирования и оценки (ПАРП);
содействовать установлению тесных связей между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, и соответствующими структурами НАТО;
создать действенный механизм информационного обеспечения сотрудничества с НАТО.
2. Сотрудничество в политической сфере
Украина развивает сотрудничество с НАТО в политической сфере, исходя из существующих политических реалий.
Цели сотрудничества:
повышение уровня гарантий политической независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины;
ускорение интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры;
расширение и укрепление позиций Украины в механизмах, созданных под эгидой НАТО.
Направления сотрудничества:
Кризисный консультативный механизм разрабатывается совместно с НАТО на случай угрозы территориальной целостности, суверенитету или безопасности Украины. Его основные параметры должны предусматривать:
проведение консультаций по инициативе Украины или НАТО (срок созыва 12 часов);
налаживание прямой телефонной связи между президентом Украины и генеральным секретарем НАТО;
предоставление контактному посольству государства-члена НАТО в Киеве статуса уполномоченного по рассмотрению кризисных ситуаций.
Региональное сотрудничество
Украина осуществляет шаги, направленные на начало регионального сотрудничества в таких форматах:
Украина-НАТО-государства, приглашенные вступить в НАТО (Польша, Чешская Республика, Венгрия);
Украина-НАТО-другие государства ЦВЕ - потенциальные кандидаты на вступление в НАТО (Румыния, Словения, Болгария, государства Балтии);
НАТО-ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).
Направления сотрудничества:
обсуждение вопросов региональной безопасности, изучение опыта подготовки государств ЦВЕ к вступлению в НАТО, участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах и программах сотрудничества, открывающихся для будущих членов Альянса.
4. Сотрудничество в военном сфере
Сотрудничество с НАТО в военной сфере является одним из приоритетных направлений военной политики Украины. Главными направлениями сотрудничества Украины с НАТО в военной сфере являются военно-политическое и военное сотрудничество.
4.1. Военно-политическое сотрудничество Украины с НАТО
Цели сотрудничества:
содействие со стороны Альянса обеспечению национальной безопасности Украины от внешних военных требований и угроз;
содействие реформированию военной организации Украины, прежде всего ее основы - Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса.
Направления сотрудничества:
консультации по военно-политическим вопросам осуществляются министром обороны Украины во время его участия:
в заседаниях СЕАП и Комиссии Украина-НАТО (два раза в год);
в переговорах с Комитетом оборонного планирования и Группой ядерного планирования НАТО на уровне министров обороны (тематика и сроки - по взаимному согласованию).
Научные исследования в военно-политической сфере:
сотрудничество в научных исследованиях в военно-политической сфере реализуется путем установления и поддержки прямых связей между Национальным институтом стратегических исследований Украины (НИСИ) и Директоратом НАТО по вопросам науки, Офисом информации и прессы НАТО, а также научно-исследовательскими учреждениями государств-членов НАТО и стран-партнеров.
4.2. Военное сотрудничество Украины с НАТО
Цели сотрудничества:
использование опыта и помощи государств-членов НАТО и стран-партнеров для реформирования и строительства Вооруженных Сил и других военных формирований Украины;
повышение взаимосовместимости органов управления, подразделений и частей Вооруженных Сил Украины с Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО, призванной обеспечить их способность действовать совместно при выполнении общих задач;
подготовка военной инфраструктуры государств для взаимодействия с ОВС НАТО.
Военные консультации
Консультации по военным вопросам осуществляются:
Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, командующими Сухопутных войск, Военно-Воздушных Сил и Военно-Морских Сил Украины, руководителями Тыла и Вооружения Вооруженных Сил Украины, главных управлений кадров и военного образования, а также военного медицинского управления Министерства обороны Украины.
Регулярные консультации в военной сфере в формате "16+1" осуществляются также на уровне "Международный военный штаб, агентства (директораты) НАТО - Миссия Украины при НАТО".