ПДПЧ предусматривает поддержание постоянной обратной связи между НАТО и кандидатами на вступление в НАТО, консультирование по конкретным вопросам, связанным с подготовкой к будущему членству, а также ряд мероприятий, направленных на повышение шансов каждого кандидата. ПДПЧ не заменяет собой программу "Партнерство ради мира" (ПрМ). Объем и характер участия каждого кандидата в ПрМ и в Процессе планирования и анализа (ППА) определяются, исходя из его конкретных потребностей. Полномасштабное участие в ПрМ/ППА является важным фактором успеха, поскольку это позволяет кандидатам повысить степень оперативной совместимости с силами НАТО и подготовить структуры своих вооруженных сил и свои потенциалы к возможному в будущем членству в Североатлантическом союзе.
Как и ПрМ, ПДПЧ основан на принципе самодифференциации: кандидаты вправе по своему усмотрению выбирать элементы ПДПЧ, которые максимально приближены к их национальным приоритетам и наилучшим образом соответствуют положению дел в их странах. Все кандидаты представили национальные годовые программы подготовки к возможному членству, охватывающие политические, экономические, оборонные/военные вопросы, ресурсы, вопросы безопасности и права. Они самостоятельно устанавливают себе цели и задачи и сроки их выполнения. Предполагается, что эти программы будут ежегодно обновляться заинтересованными странами, однако кандидаты вправе вносить необходимые изменения в любое время.
НАТО следит за успехами каждого кандидата и предоставляет ему политические и технические консультации. На весенних заседаниях Североатлантического совета с каждым кандидатом обсуждается работа, проделанная им в рамках реализации своей национальной программы. В течение года все вопросы, имеющие отношение к членству, рассматриваются на встречах и семинарах с участием гражданских и военных экспертов НАТО в различных областях. На ежегодных весенних заседаниях министров иностранных дел и министров обороны стран НАТО будет заслушиваться годовой сводный отчет о ходе реализации мероприятий в рамках ПДПЧ.
Предполагается, что кандидаты добьются решения ряда известных задач в политической и экономической сферах. К ним относятся урегулирование всех международных, этнических или внешних территориальных споров мирными средствами; демонстрация приверженности верховенству закона и правам человека; установление демократического контроля за своими вооруженными силами; а также укрепление стабильности и благосостояния посредством экономической свободы, социальной справедливости и экологической ответственности.
В оборонной и военной сферах кандидаты должны продемонстрировать свою способность вносить вклад в коллективную оборону и решение новых задач, стоящих перед союзниками. Существенно важным моментом является полномасштабное участие в ПрМ. Используя свои индивидуальные программы участия в ПрМ, кандидаты могут сосредоточиться на решении важных задач, связанных с членством в НАТО. Программы участия кандидатов в ПрМ содержат плановые задания по конкретным направлениям, имеющим непосредственное значение для государств, стремящихся к членству в НАТО.
Ресурсные вопросы сосредоточены на необходимости для каждого кандидата выделять на нужды обороны средства, достаточные для выполнения союзных обязательств, вытекающих из будущего членства.
В сфере безопасности предполагается получение от каждого кандидата гарантий реализации процедур, необходимых для защиты секретной информации.
С правовой точки зрения кандидаты должны обеспечить соответствие правил и договоренностей, регламентирующих сотрудничество в рамках НАТО, своим национальным законодательствам.
Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, включая государства – члены НАТО, образует политическую основу ПрМ и является форумом для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью. Главы государств и правительств 46 стран провели сессию СЕАП на высшем уровне в Вашингтоне, на следующий день после встречи на высшем уровне НАТО.
За последние несколько лет у России и Украины сложились особые самостоятельные отношения с Североатлантическим союзом, позволяющие им по своему усмотрению осуществлять программы сотрудничества по широкому кругу практических вопросов, связанных с безопасностью и служащих интересам этих стран и Европы в целом. Обе страны являются членами Совета европейско-атлантического партнерства.
Россия приостановила свое участие в ряде этих программ после решения Североатлантического союза о военном вмешательстве с целью окончания конфликта в Косово. Однако, несмотря на разногласия по вопросу применения военной силы, страны НАТО тесно сотрудничали с представителями российского правительства в связи с дипломатическими усилиями по окончанию конфликта в Косово и достижению прочного политического решения. В НАТО существует уверенность, что сотрудничество между НАТО и Россией в более широкой сфере получит дальнейшее позитивное развитие. Успешные усилия по сотрудничеству, сначала в ходе участия в Силах по выполнению соглашения (ИФОР) и затем в Силах по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине, а также во многих других сферах, являются весьма обнадеживающими.
В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особого сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе. Безопасность и стабильность на Средиземноморье связаны с безопасностью в Европе.
В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные планирование и операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО – или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.
Консультации также проводятся по экономическим вопросам, относящимся к безопасности, включая такие вопросы, как расходы на оборону и конверсия оборонных отраслей промышленности в гражданских целях.
В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, прежде всего, обязанностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.
НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 г. Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытый в июне 1998 г., координировал действия по оказанию помощи в районах западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положения в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК также играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств-партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию соседним странам.
НАТО также проводит ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, вызывающим озабоченность в Североатлантическом союзе и государствах-партнерах. Эти программы обеспечивают поддержку передовых научных исследований, способствуют развитию национальных научно-технических ресурсов и экономии средств, достигаемой за счет международного сотрудничества. Ряд таких видов деятельности направлен на решение экологических проблем оборонного характера, воздействующих на соседние государства, решение которых возможно только путем совместных действий.
Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея ...) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.
16 ноября 2001 года премьер-министр Великобритании Тони Блэр направил письма генеральному секретарю Североатлантического союза Джорджу Робертсону, президенту России Владимиру Путину и руководителям всех стран альянса с предложением начать обсуждение вопроса об углублении отношений НАТО-Россия. Инициативой Блэра предусматривается усиление сотрудничества НАТО с Россией в таких областях, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, миротворческие операции, а также по вопросам новых угроз, с которыми может столкнуться мир. Целью предложений является "значительное изменение" в сторону улучшения отношений альянса с Москвой. В связи с этим британский премьер предложил упразднить существующий формат отношений в рамках Совместного постоянного совета "Россия-НАТО" и создать новый Совет "Россия-Североатлантический союз". Главной целью этого органа будет выработка новых путей взаимодействия между Россией и НАТО, в частности, путем расширения участия российской стороны в работе существующих в структуре альянса комитетах.
21 ноября 2001 года генеральный
секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон прибыл в Россию. Сначала он посетил
Волгоград, а затем Москву. В пятницу, 23 ноября его принял в Кремле президент
России Владимир Путин. Если в последние два года лорд приезжал к нам сначала
восстанавливать отношения России с альянсом (после бомбардировок Югославии),
затем укреплять их, то теперь он прибыл с качественно новой задачей - обсудить
вопрос о создании новых механизмов взаимодействия альянса с Россией, механизмов
союзнических отношений.
Еще до отбытия из Брюсселя в Россию многие в окружении генсека НАТО говорили,
что тот не везет в Москву никаких конкретных предложений. Главные задачи визита
формулировались, на их взгляд, так: выразить симпатии российскому лидеру и
услышать от него самого, как видит он схему взаимодействия России с альянсом. Встреча
в Кремле показала, что Робертсон свои задачи выполнил: теплыми словами и
горячими приветствиями поддержал высокий градус отношений альянса с Москвой и
получил от Путина "важные ориентиры" для проработки схемы дальнейшего
развития взаимодействия.
В оценках встречи самим Робертсоном проскальзывает "глубокое
удовлетворение". Он предпочитает ссылаться на следующее высказывание
российского лидера, которое дословно звучит так: "С одной стороны, Россия
не стоит в очереди на прием в НАТО, но, с другой стороны, готова развивать
отношения так далеко, как к этому готов Североатлантический альянс". И
кардинально важна еще одна оценка уже самого генсека. "Пока мы даже близко
не подошли к проблеме возможного получения Россией права вето в НАТО. Это будет
зависеть от характера обсуждаемого вопроса", - сказал он. И призвал
"обсуждать все темы и углублять сотрудничество", хотя, по его словам,
остается неясным, "какую конфигурацию" будет иметь новый механизм взаимодействия.
Неясно это и российской стороне. Глава МИД РФ Игорь Иванов хоть и подтвердил,
что "суть наших предложений - это создание совершенно нового механизма
равных партнеров в лице государств - членов НАТО и России", но какой может
стать его компетенция - не уточнил. Равно как министр не считает устаревшим и
ныне действующий Совет постоянного сотрудничества (СПС) в формате 19+1.
На вопрос же: «В чем должны заключаться новые отношения России и НАТО?» –
российские и зарубежные политики и эксперты отвечали так:
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной
политике, замдиректора Института Европы РАН:
- Надо развивать отношения с НАТО, но ни в коем случае нельзя забывать, что эти
отношения - не решение проблемы, а только путь к решению. Проблема создания
новых отношений, преодоления всех остатков "холодной войны". Союз
19+1 не должен стать заменой настоящего союза. На него должны быть нацелены
наши политика и дипломатия.
Великие державы должны рассмотреть возможность создания нового союза -
глобального альянса по обеспечению международной безопасности, используя для
начала механизм "большой восьмерки". Главной задачей нового союза
должна стать борьба с терроризмом, распространением оружия массового
уничтожения, международными криминальными группировками.
Александр Рар, председатель Германского общества внешней политики:
- В своем нынешнем виде Североатлантический альянс исчерпал свой потенциал. Он
помог консолидировать Европу после "холодной войны" и кое-как навел
порядок на Балканах. Но он не готов к новым угрозам, в частности борьбе с
глобальным терроризмом. Нужна новая организация-альянс, куда войдут и Россия, и
"старое НАТО". У нее должны появиться новые структуры, а главную
координирующую роль в ней будут играть не военные органы, а органы разведки и
внутренних дел. Опираться она будет на специальные войсковые подразделения.
Дальновидные политики на Западе и в России стремятся к этому. Но на этом пути
не хотят разрушать сегодняшние консолидирующие структуры. Поэтому с Россией натовцы
будут искать пока промежуточные решения, например, в виде тех, что предложил
Тони Блэр. России надо следить, чтобы "романтическое сближение" с
Западом не оказалось только на бумаге, а стало реальностью. Для этого ей нужно
еще больше приоткрывать двери НАТО, поскольку эта организация сегодня - главная
в создании нового мирового порядка. Она важнее ООН и ОБСЕ.
Владимир Рыжков, председатель президиума организации "Россия в
объединенной Европе", депутат Госдумы:
- Между Россией и Евросоюзом был и остается разрыв, но при всем при этом наша
страна была и остается европейской. Сейчас у России и Европы появилось
уникальное "окно возможностей". И мы должны использовать этот шанс
для прорыва, для максимальной интеграции в политические структуры и структуры
безопасности стран Запада. Там сосредоточены и материальные, и интеллектуальные
ресурсы. Такой прорыв в интересах и России в целом, и каждого россиянина в
отдельности.
Я считаю, что Россия должна войти в политическую структуру НАТО. И в этом
случае это уже будет не та НАТО, а принципиально другая организация по
безопасности. Другая даже в геополитическом плане - у нее появится общая
граница с Китаем.
Хуже всего - это не принять сейчас никакого решения, сохранив нынешний
статус-кво. Я приветствую инициативу Блэра, так как она открывает путь к
конкретным переговорам и конкретным решениям.
Рихард фон Вайцзеккер, бывший президент ФРГ:
- НАТО трасформируется из оборонительного альянса в союз для поддержания
коллективной безопасности. И теперь главный и неизбежный вопрос - какого рода
отношения должны сложиться между НАТО и Россией. Какой должна стать новая
структура. Россия едва ли может сейчас вступить в НАТО. Маловероятно, чтобы,
например, Вашингтон или Лондон согласились зависеть от Москвы в вопросах,
связанных с безопасностью. Да и Россия не захочет связывать себя западным вето
в вопросах обороны. И все же требуется нечто большее, чем просто механизм
консультаций. Нечто, что можно описать словом "членство".
Сейчас у нас в НАТО действует принцип принятия решений консенсусом -
единогласно. Как это будет выглядеть с участием России?
НАТО никуда не исчезнет. Просто организации брошены новые вызовы, и у нее
появляются новые задачи. НАТО выживет только в том случае, если мы, европейцы,
сможем сформулировать единую европейскую оборонную политику.
Использованная литература :
1. «Большая Советская Энциклопедия»
2. Александров В.В.
«Новейшая история стран Европы и Америки 1945 – 1986 гг.»; Москва: Высшая школа, 1988.
Статьи:
1. Мюллер Х.
«50 лет НАТО – гаранту мира и свободы в Европе»; Германия 1999 №2.
2. Черепахин В.
«Восток для НАТО дело прибыльное»; Российские вести – 2000 – 22- 28 ноября.
3. Алексеев А.Н.
«Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы»; Международная жизнь – 1992 – №3/4.
Страницы: 1, 2