Научная периодизация всемирной истории
Научная периодизация всемирной истории
Шадрин Юрий Борисович
Непроясненность теоретической ситуации вызывает к жизни интеллектуальный голод и путаницу. Нам предстоит научится корректному разделению процессов на этапы и периоды и выделению их существенных характеристик.
Периодизация исторического процесса является краеугольным камнем всех теорий человеческого общества. Любая предложенная периодизация истории неизбежно влечет определенное представление об эволюции человеческого общества, о ее движущих силах, о направлении развития и т.д.. И философия истории, и историология или историософия обязательно требуют своей периодизации истории.
Что такое история человеческого общества в своей целостности? Это всего лишь текущая фаза развертывающейся эволюции материи. Поэтому сущностное понимание истории должно исходить из представления обо всем процессе эволюции материи и, следовательно, быть неразрывно с философским мировоззрением.
Часть I. Теоретический анализ эволюционного цикла повышения структурного уровня материи
1. Движущая сила эволюции материи
Единственная характеристика материи кроме гносеологического отношения к сознанию есть существование или бытие.
Существование и сущность – понятия не случайно одного корня, ибо существование и есть сущность самого существования, что отражено в едином немецком "das Wesen", означающем одновременно бытие, существование и сущность; аналогичном английском "being" или "essence" (существование и сущность) и "substance" (существование и материя).
Существование не есть данная сущность материи, а результат стремления к существованию, которое выражается в стремлении к самосохранению. Существуют, т.е. обладают бытием лишь те материальные объекты, которые положительно решают проблему своего самосохранения.
Весь мир существует только в силу того, что пронизан стремлением к самосохранению существования. "Быть или не быть – вот в чем вопрос!". Это "основной вопрос" и всех материальных объектов и, соответственно, исходный момент любого учения о развитии материи. В том числе истории. Мы должны говорить именно о самосохранении, а не об устойчивости, ибо последняя по своему понятию подразумевает именно устойчивость, а не самосохранение.
Любое другое онтологическое основание логически потребует сверхестественного определяющего материю фактора. Это другое основание будет означать отказ материи в ее стремлении к самосохранению и приведет к тупику в вопросе о причине ее существования. Если бы реальные объекты руководствовались иной, нежели стремление к самосохранению стратегической целью эволюции, они неизбежно пришли бы к отрицательному решению основного вопроса бытия и погибли. Коль нет существования – любая другая цель не значима. Поэтому все прочие проявления материи априори производны, вторичны и лишь локально значимы, и не могут служить основаниями корректного описания эволюции (истории) материи.
Самосохранение, являясь основой существования, не может не быть и движущей силой развития и эволюции материи вообще. Только теория, выводящая процесс развития из самосохранения может быть строго логичной и, соответственно, научной, т.к. у объектов материи есть единственное тавтологическое стремление "быть, чтобы быть".
Так, синергетика не сможет объяснить причину развития материи, поскольку исходит из некоего, неизвестно откуда имеющего быть всеобщего стремления к упорядоченности, или самоорганизации. Если таковое и имеет место, то за ним нужно видеть более глубокую, точнее самую глубокую, причину - стремление к самосохранению. То же нужно сказать и об историческом материализме Маркса, воздвигшем идол материального производства. Последнее, разумеется, есть лишь один из инструментов, реализующих стремление человечества к самосохранению, но не единственный и реально действующий лишь на определенных стадиях истории, характеризуемых достаточно высоким уровнем развития этого производства.
Значит неверно утверждение, что нет смысла и направленности у материи и истории. Смысл и направленность истории, аналогично всей материи, - в стремлении человечества к самосохранению. Не обязательно это должно быть субъективно осознанно. Движение реки имеет направление и смысл, заключаемые в стремлении к морю, хотя река и не является субъектом. Движение к устойчивому состоянию (простейший аналог стремления к самосохранению) обуславливает видимость воли. Более того, наша воля – это просто проявление высшей формы стремления к самосохранению. "Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни? Самый естественный и ничем не опровержимый ответ на приведенный вопрос тот, что человек существует для того, чтобы существовать, живет для того, чтобы жить".Познать сущность Бытия, т.е. существования вообще, - цель сознания, ибо и оно обладает существованием и стремлением к самосохранению.
Более или менее постоянное, положительное решение проблемы самосохранения материальным объектом означает его воспроизводство.
2. Философская категория движущей силы эволюции
Бытие вообще - слишком абстрактная для анализа категория, поскольку самосохранение всегда конкретно. Конкретное бытие тождественно с понятием качества.
"Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". "Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их". Определенность, устойчивость – дефиниции самосохранения объектов.
Определенность означает наличие предела. "Определенность предмета в силу чего он есть именно этот предмет, а не другой, называется качественной границей". "Граница предмета возможна лишь благодаря существованию других предметов". Взаимное стремление к самосохранению этих предметов и производит указываемое ограничение.
Предел есть граница самосохранения данного объекта. "Присматриваясь ближе к границе, мы находим, что она заключает в себе противоречие и, следовательно, оказывается диалектичной, а именно: граница составляет с одной стороны реальность наличного бытия, а с другой стороны она есть его отрицание". С той, другой стороны границы мы найдем стремление к самосохранению другого объекта, отрицающего самосохранение первого. "Любое определение есть отрицание".
Таким образом, мы видим неизбежность противоречия самосохранения (отрицания), вытекающего из одного факта существования материи. "Противоречие не следует считать просто какой-то ненормальностью, встречающейся кое-где, оно есть отрицательное в своем существенном определении, принцип всякого самодвижения". "Истинное – естественное, историческое и диалектическое отрицание как раз и есть движущее начало всякого развития".
Материя в целом не положительна и не отрицательна, но в своем стремлении к самосохранению она порождает положительные решения этого стремления, вытесняя отрицательную составляющую на их границу. Отрицание - это категория, отражающая противоречие воспроизводства объекта эволюции, за которым стоит энергия всех форм движения, направленная на его самосохранение. Степень отрицания отражает остроту этого противоречия.
Стремление к устойчивости, неизменности, самосохранению объекта, означает, в конечном счете, стремление к конечному, положительному. Предельное, т.е. конечное этого стремления порождает и предельное отрицание этого конечного, т.е. бесконечное. Если конечное это снятое противоречие, то "бесконечность есть противоречие и она полна противоречий...".
"Где мост между конечным и бесконечным?" - спрашивал Гегель. Этим мостом является степень отрицания. Поскольку она выражает собой отношение к конечному, постольку она есть мера этой конечности. При изменении ее от 0 до 1 конечное превращается в бесконечное. Как говорил Джордано Бруно, "кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей".
Полное (100%) отрицание означает бесконечное, неопределенное, изменчивое. Отсутствие отрицания означает собственно конечное, определенное, неизменное. Интересно заметить, что абсолютным конечным, т.е. и определенным и неизменным является также и небытие. Однако оно, в отличие от конечного бытия, не порождает своего отрицания.
Материя Вселенной в целом как некая совокупность положительного конечного бытия вместе с тем включает и равное отрицание своей конечности (порожденной ею же), и оттого бесконечна, т.е. не соотносима ни с чем иным, а в приближении к себе превращается в абсолютную изменчивую неопределенность. Величина отрицания изолированной части материи или материи в целом, должна быть постоянной величиной просто в силу известного закона сохранения энергии.
Отрицание по своей сути склонно к разрешению своего противоречия и переходу в конечное, но абсолютное отрицание, т.е. бесконечное, делает это неотвратимо. Эта ситуация схожа с движением качелей, несущихся вверх, и испытывающих отрицающее это движение воздействие силы тяготения. Однако, лишь с достижением максимального подъема эта сила достигает абсолютного отрицания движения вверх и принуждает к движению обратному настолько сильному, что будет преодолевать все силы противодействующие этому движению.
Сущностное отрицание не просто имеет место, оно всегда нарастает до величины бесконечности, ставящей под вопрос существование охваченных им объектов, а затем только начинает переходить в конечное.
В результате имевшее место противоречие обязательно разрешается с качественным изменением, что мы и называем развитием, и далее исчезает. Оно стремится к своему исчезновению по своей природе. Не будь этой закономерности, противоречие не порождало бы эволюцию, а движение было бы бессмысленным.
Всякое бесконечное отрицание предполагает снятие своего противоречия, исключая принципиальную дальнейшую возможность его возникновения. Для этого необходимо структурное изменение материи, при котором исходное состояние абсолютно отрицается. После этого материя изменяется настолько, что условия породившие необходимость прежнего отрицания исчезают в данной части материи навсегда, а результат этого отрицания сохраняется в эволюционном объекте только в снятой форме онтогенеза. Таким образом, мы (на Земле) навсегда потеряли условия для возникновения жизни, появления человека, возникновения древней или феодальной общественной формации и т.п.
В то же время противоречие самосохранения так же неуничтожимо, разумеется, как и сама материя. Разрешаясь в ходе развития материи, оно только переходит из одной своей формы в другую, реализуя "...взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности."
3. Объект эволюции
Из бесконечной неоднородности и многообразия материи вытекает неравенство условий для ее объектов и неравномерность скоростей их развития. В процессе самоотрицания материя неизбежно делится на отрицающую (объекты эволюции) и отрицаемую как более и менее активные свои части. Объекты эволюции имеют в каждый данный момент опережающее развитие, обладают наивысшей скоростью развития и изменяют в ходе этого развития структурный уровень материи. Отрицающая часть формирует эволюционный ствол развития материи. Ствол – это наиболее быстро эволюционирующая ветвь. Поскольку таковая, как правило, всегда одна, мы имеем единый ствол эволюции.
Рис. 1: 1 - ствол эволюции; 2 - ветви эволюции.
Отрицаемая материя, как правило, не элиминируется в акте самоотрицания. Она не теряет свойства стремления к самосохранению в принципе, но не обладает уже такой энергией самосохранения как отрицающая ее составляющая. В связи с этим интенсивность развития ее теперь будет другого, низшего порядка. Отрицаемая часть материи отходит от ствола эволюции в виде ветвей, образуя древо эволюции. Ветви эволюции занимают между собой определенное функциональное место и образуют в совокупности (природную) среду.
В отличие от них объекты ствола эволюции никакого определенного функционального места в структуре среды не имеют, соотносясь как бы со всей их окружающей средой в целом, благодаря максимальной энергии и степени противоречия самосохранения. Объект эволюции реализует самоотрицание материи в изменении ее структурного уровня.
Совокупность взаимодействующих между собой объектов эволюции и среды образует эволюционную систему. Разумеется, в нашем анализе идеальной, в противоположность реальным системам, обладающим особенными отклонениями. Среда присутствует в эволюционной системе как бы в качестве фундамента, играя необходимую роль для простого воспроизводства объектов эволюции, но второстепенную для самого эволюционного процесса.
С отщеплением ветвей эволюционный ствол постепенно сужается и в прогрессивной эволюции материи участвует все меньшая доля материи.
В свою очередь, увеличиваются размеры объекта эволюции, сложность, способность их к самоизменению, скорость эволюции, и т.д.. Уровень самоотрицания объектов эволюции повышается. Поэтому можно предположить, что в определенный момент, когда объект эволюции достигнет размеров ствола эволюции, и когда внешнее отрицание станет меньше внутреннего, т.е. меньше 50%, - начнется ассимиляция им среды. Возможно, появление Сознания и есть этот переломный момент, поскольку оно породило феномен активного преобразования и включения в себя среды с целью обеспечения собственного самосохранения. Сознание – это высшая форма самоотрицания материи.
В конкретике установить границу ствола эволюции и среды весьма сложно и это должно остаться темой для конкретных исследований. Также непростым является вопрос об идентификации эволюционного ствола. Хотя, правильным ответом является: одна материальная система – один ствол, но в практическом рассмотрении четко вычленить его сложно. Во-первых, ствол эволюции включает в себя не один объект, а их совокупность, образующих систему; во-вторых, в каждый конкретный момент времени существует несколько базовых ветвей, из которых истинный ствол будет выявлен лишь процессом развития; в третьих, сюда же примыкает проблема границы объектов эволюции и среды. Все эти понятия относятся на практике к категории "размытых понятий", поэтому в рамках нашего рассмотрения достаточно ограничиться теоретическим анализом.
Объект эволюции может структурно находиться между двух возможных состояний. Первое, когда его элементы находятся между собой в неупорядоченном взаимодействии, составляя систему как совокупность неорганизованных элементов. Второе, когда его элементы находятся между собой в упорядоченном взаимодействии, составляя систему как совокупность организованных элементов.
В первом случае элементы, представляя собой устойчивые объекты, несут собственное отрицание на границе с другими тождественными между собой элементами, которое обозначим как внешнее отрицание. Устойчивость, определенность, конечность объекта есть устойчивость, определенность и конечность его отношения со средой. Устойчивость таких объектов определяет стремление их к количественному росту и соответственно росту взаимного отрицания, как противоречия их воспроизводства, вплоть до абсолютного, полного, бесконечного отрицания (А). После чего оно должно начать переход (В) в конечное состояние, т.е. в образование организованной системы (С), включающей в себя все элементы, с растущим противоречием со средой.
Рис. 2."Об отталкивании говорят в основном при рассмотрении материи и понимают под этим выражением именно то, что материя будучи многим, в каждом из этих многих одних ведет себя как исключающее все остальные... но каждое из многих само есть единое и поскольку оно ведет себя как таковое, то это всестороннее отталкивание переходит в свою противоположность – притяжение."
Во втором случае система, включая в себя все элементы, не может по определению иметь внешнего отрицания. Отрицание таких объектов, противоречие самосохранения, находится на их внутренней границе со средой, что означает их самоотрицание. Это внутреннее отрицание, или самоотрицание, эквивалентно ее внутреннему конечному содержанию и поэтому она всегда является бесконечной, т.е. абсолютно неустойчивой, изменчивой, неопределенной.
Рис. 3.
В силу неустойчивости таких объектов (А) они стремятся к внутреннему изменению в сторону повышения устойчивости. При возможности они снижают свое внутреннее отрицание (противоречие) за счет образования внешних связей (противоречий) с другими объектами (В) вплоть до эволюции в новый элемент (С).
4. Анализ структурного цикла эволюции
Эволюция как процесс самоотрицания материи в силу закона отрицания отрицания образует цикличность, которая фиксируется в иерархическом ступенчатом структурном строении материи.
"Общая схема иерархического, ступенчатого строения материи, связанная с признанием существования относительно самостоятельных и устойчивых уровней, узловых точек в ряду делений материи, сохраняет свою силу и эвристические значения. Согласно этой схеме дискретные объекты определенного уровня материи, вступая в специфические взаимодействия, служат исходными при образовании и развитии принципиально новых типов объектов с иными свойствами и формами взаимодействия. При этом большая устойчивость и самостоятельность исходных, относительно элементарных объектов обусловливает повторяющиеся и сохраняющиеся свойства, отношения и закономерности объектов более высокого уровня. Это положение едино для систем различной природы."
Вся эволюция материи показывает цикличный характер – от одного элемента к другому, более высшему. Совокупность элементов создает новый элемент и т.д. Последовательность ... "протон, атом, молекула, макромолекула, клеточная органелла, клетка, организм, экосистема" (по Гробстайну) – может иллюстрировать этот процесс. Цикличность эволюции дает возможность найти общие закономерности развития разных уровней материи, включая высший – исторический. Обозначим цикл как переход от элемента одного уровня материи к другому: Е1 ↔ Е2. Абстрактно предполагается возможность направления перехода как в одну так и в другую сторону. Мы должны здесь понимать, что речь идет не о элементе как таковом, а о их системе, т.е о некой совокупности таких взаимодействующих между собой элементов.
Исходная узловая точка - это чистое внешнее отрицание между элементами объектами эволюции, предполагающими (относительное в реальности) отсутствие противоречия их со средой и, соответственно, наличие у них таких индивидуальных свойств как предельная устойчивость, определенность, конечность, тождественность, неразложимость и, таким образом, - элементарность. Устойчивость элемента это адекватное отношение со своей средой. Данные элементы образуют неорганизованную систему.
В соответствии с диалектической логикой конечная точка цикла, соответствуя исходной, должна быть отрицанием отрицания исходной. Очевидно, если за исходное состояние мы примем систему неорганизованных элементов с внешним видом отрицания, то его отрицанием будет организованная система с ее внутренним отрицанием.
Поскольку противоречия должны разрешаться, постольку отсюда вытекает, что эти два вида отрицания неизбежно последовательно переходят одно в другое, обуславливая цикличность в эволюции материи. Внешнее отрицание переходит во внутреннее, а последнее снова во внешнее.
Ранее мы видели как каждое их этих состояний стремится перейти к противоположному.
Таким образом: Е1 ↔ Е2 = Е1 ↔ С ↔ Е2. Тогда цикл разбивается на две фазы в ходе каждой из которых один господствующий вид противоречия (отрицания) переходит в другой, меняется уровень организации эволюционной системы и, соответственно, целостность этой системы по отношению к объекту эволюции. В неорганизованной системе объект эволюции, являясь элементом, составляет часть системы, а в организованной совпадает с ней как целым.
Следовательно, возможны четыре фазы, обозначим их 1, 2, 3, 4;
(4) |