Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности России
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
‹‹Уфимский государственный нефтяной технический университет››
Кафедра ‹‹Политологии, социологии и связи с общественностью››
Реферат
на тему «Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности России»
по дисциплине «Национальная политика России»
Студент гр. БГБ 07-02
А.И. Абхаликов
ст. преподаватель
И.И.Ахмадуллин
Уфа 2010
Содержание
Введение
1. Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности
России
2. Способы формирования стратегии управления конфликтами
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня среди специалистов и ученых ведущих стран мира ширится понимание ограниченности силовых мер как инструмента разрешения конфликтных ситуаций, растет убежденность в необходимости и целесообразности преимущественного применения в этих целях несиловых, ненасильственных мер.
Специалисты и ученые развитых стран мира приходят к выводу о том, что важным инструментом достижения необходимого для этого взаимопонимания и доверия могут стать их совместные усилия:
— по изучению последствий возможных войн с применением современного оружия и технических средств;
— по контролю за испытаниями и нераспространением ядерного оружия, за сокращение обычных вооружений и ограничением военной и военно-морской деятельности;
— по участию в совместных миротворческих операциях в различных регионах мира.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Сегодня одна из основных задач в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации состоит в разработке конструктивной теории и создании действенного механизма для целостного, комплексного использования всех имеющихся средств (с приоритетом несиловых) при разрешении вооруженных конфликтов на ранних фазах их развития. До настоящего времени еще не разработана стройная теория вооруженных конфликтов, отсутствует единая и сколь-нибудь совершенная система подготовки страны и вооруженных сил к предотвращению и разрешению вооруженных конфликтов, отсутствуют достаточно разработанные критерии и методы оценки эффективности мер по их разрешению на разных фазах развития. Исторический опыт свидетельствует о существовании целого арсенала невоенных, а также несиловых мер, успешно применяемых для разрешения вооруженных конфликтов, эффективность которых различна не только в каждом отдельно взятом конфликте, но и на различных этапах их развития.
В реальной жизни все чаще конфликтуют общности, которые принадлежат к разным цивилизациям и «запрограммированы» на разные стратегии отношений. При этом возникают «асимметричные» конфликты, в которых одна сторона (государство, блок, коалиция), будучи на одном уровне цивилизационного развития, исходит из одних представлений о мире, о ходе и исходе возможной войны, а вторая — из прямо противоположных.
В модели меняющегося мира такого рода конфликты, особенно имеющие идеологические корни (любого происхождения), представляются наиболее вероятными и опасными с точки зрения угроз национальной безопасности Российской Федерации и миру в целом. Если воспроизвести на карте районы наиболее значительных вооруженных конфликтов прошлого и сопоставить их с крупнейшими военными и военно-морскими базами развитых стран мира, сохраняющими до настоящего времени свою готовность к использованию в соответствии с их предназначением, можно заметить своеобразную дугу «нестабильности», к которой, по-видимому, и должно быть приковано особое внимание специалистов, стремящихся предотвратить возникновение вооруженных конфликтов и создать надежный механизм их разрешения с комплексным использованием всех возможных средств и мер (с приоритетом несиловых и ненасильственных).
Во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах, имевших место на нашей планете за последние 50 лет, основными факторами, связанными с их возникновением, развитием, ведением и разрешением, были экономические факторы. Они отражали возможность государства обеспечить материальные потребности жизни и развития общества, а также производить все необходимое для войны.
Отмечается строгая закономерность: в своем подавляющем большинстве инициаторами и участниками локальных войн и вооруженных конфликтов были государства с нестабильной экономикой, резким сокращением общественного производства, а иногда и находящиеся в состоянии общего кризиса их систем. Отсутствие экономической стабильности общества и государства способствовало появлению лидеров, которые прибегали к авантюрным мерам, к развязыванию локальных войн и вооруженных конфликтов. Опыт имевших место вооруженных конфликтов позволяет утверждать, что государствам, имеющим слабую экономику, неустойчивый политический строй, необходимо в первую очередь заботиться о создании своих вооруженных сил, их укомплектованности, обученности и боеготовности. Вооруженные силы являются не только атрибутом государственности, но и той силой, которая может играть сдерживающую роль от развязывания вооруженных конфликтов против суверенного государства. Таким образом, суверенитет государства непосредственно зависит от расходуемых средств на создание своих вооруженных сил.
Морально-политические факторы также являются весьма важными в вооруженных конфликтах. Они во многом зависят от созданной государственной системы и связаны с готовностью не только вооруженных сил, но и всего народа выстоять в борьбе за национальную безопасность и суверенитет государства.
К величайшему сожалению, в России этим факторам не уделяется должного внимания. Сейчас никто не занимается вопросами единения общества. С уходом в небытие коммунистической идеологии еще не выработано другой идеологии государства, способной поднять общество на решение сложнейших задач. Имеющиеся в России различные движения, блоки, партии преследуют лишь узко корпоративные интересы —добиться победы на различных выборах, сформировать поддержку или оппозицию руководству государства.
Военные факторы, которые определяются возможностью государства поддерживать и непрерывно совершенствовать свою военную мощь, также являются весьма важными. Это фактически та общая военная сила, которая, кроме вооруженных сил, включает в себя пограничные и внутренние войска, а также другие войска, созданные государством на правовой основе.
Опыт многих локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что в большинстве из них основой военной силы выступала лишь армия, что не всегда было оправдано обстановкой. Обеспечить безопасность общества и государства от вооруженного насилия можно, лишь опираясь на военную организацию государства, а не только на армию.
Важным для государства является научный фактор, определяющий способность науки, и в частности военной науки, решать научные проблемы, связанные с вооруженными конфликтами на любой фазе их зарождения, развития, ведения и разрешения.
Представляется очевидным, что каждой фазе вооруженного конфликта требуется совершенно конкретный набор мер по его локализации и разрешению, применение которых на различных фазах должно носить комплексный характер и соответствовать фазе развития конфликта.
1. Ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности в России
ненасильственный вооруженный конфликт национальная безопасность
Данные методы заключаются в проведении ряда политических, дипломатических, правовых, информационно-психологических (идеологические меры) мер. Каждые из них делятся на конкретные действия, которые приведены ниже.
Политические меры:
— встречи (официальные, неофициальные) глав государств и правительств, политических делегаций;
— переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений;
— проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций для совместных действий;
— объявление ультимативных требований государствам-агрессорам;
— использование международных институтов (ООН, ОВСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку.
Дипломатические меры:
— активизация переговоров по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях государств;
— укрепление мер доверия;
— организация (перенос, отмена) визитов политических лидеров, государственных делегаций;
— передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией;
— сокращение численности персонала посольств, консульств и представительств, вывоз членов семей дипломатов;
— разрыв дипломатических отношений. Экономические меры:
— прекращение (расширение) внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам;
— заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе;
— прекращение переговоров о расширении торгово-эконо-мического сотрудничества;
— уменьшение (прекращение) кредитов, инвестиций, введение эмбарго на поставку сырьевых энергоносителей;
— осуществление блокады воздушных, наземных и морских границ;
— полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других сообщений.
Правовые меры:
— требования соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений;
— подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений;
— использование юридических средств (переговоры, посредничество, примирение, судебные разбирательства, обращения к региональным органам, заключение соглашений);
— использование международных правовых институтов (например, суд ООН и др.). Военные меры:
— демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на штаты военного времени;
~ демонстрация перевода резерва на военное положение;
— формирование новых соединений и частей;
~ перебазирование и рассредоточение сил и средств ВВС;
— перебазирование и рассредоточение сил и средств флота;
— демонстрация оперативного развертывания соединений и частей вдоль границы;
— вывод войск из пунктов постоянной дислокации и развертывание войск прикрытия вдоль государственной границы;
— официальное заявление о повышении степени боевой готовности войск (сил);
— наращивание состава дежурных сил и средств;
— организация целенаправленного сбора разведданных в приграничных районах;
— приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой готовности;
— подача ядерных боеприпасов к средствам доставки.
Страницы: 1, 2