Приспособившееся жить и выживать на руинах СССР население начинает все отчетливее осознавать, что распад «империи» явился следствием не только неразумной политики властей. Главная причина - в морально-психологическом надломе русских как государствообразующей нации, в отказе государствообразующего народа от роли хранителя союзной государственности, от значительной части своего народа (с 1991 г. народ разделен границами СНГ) и собственной истории (116).
Естественным ответом на кризис национального бытия в наше время является этнизация русского сознания (117), возрождение здорового национализма, осознание простых истин: в России только русские (более 80% населения страны (118)), способны удержать постсоветское жизненное пространство в его нынешних границах, что многонациональная Россия и впредь должна быть в первую очередь государством русского народа и что ни в каком ином качестве она существовать и развиваться не может, что только государствообразующий русский народ (119) может быть подлинным гарантом свободы культурно-национального развития всех проживающих в России народов на основе гражданского равноправия, социальной и национальной справедливости. Как показывают социологические опросы, в лозунге «Россия для русских» не видят ничего предосудительного 60% россиян и среди них более 85% русских (120). Цифры означают, что россияне воспринимают этот лозунг с позиции здравого смысла: «Россия для русских в такой же мере, как и для всех россиян», а вовсе не как «Россия только для русских» или «Россия только для национальных меньшинств или иммигрантов» (121).
Близится окончание первого двадцатилетия со времени вступления России в новый этап своего развития, ознаменованного разрывом с коммунистической идеологией и распадом СССР. Его итоги с некоторой определенностью позволяют говорить о том, что отказавшись от своего недавнего «интернационалистического» прошлого, страна не пошла по пути возврата к досоветским порядкам, не приняла предлагавшиеся ей проекты монархической и теократической направленности. В то же время она не принимает либерально-космополитические и глобалистские идеологические системы. Внутреннюю и внешнюю политику России все отчетливее определяет приверженность защите национально-государственного суверенитета и поддержание многополярности мира. В советское время как недопустимый объективизм в науке осуждались предложения о замене «классового анализа исторических фактов оценкой их... с точки зрения национально-государственных интересов» (122). К нашим дням определяющей становится отвергаемая ранее точка зрения. Представляется приемлемой и позиция тех, кто названные критерии считает нужным не противопоставлять, а сочетать.
Полагаем, что освещение отечественной истории от рубежа 1917 г. до наших дней с позиций национально-государственного патриотизма, которое воплощено в новейших учебниках и пособиях для вузов (в частности, созданных при нашем участии (123)), помимо своего прямого предназначения, может способствовать выработке рационального отношения к прошлому, формированию духовно-национальной идентичности, осознанному отношению к новым партийно-политическим программам и идеологиям, недостатка которых наше время явно не испытывает.
Список литературы
1. Грищенко Б. Под перевернутым флагом // Аргументы и факты. 2001. 19 декабря. Над домом российского правительства триколор был поднят 22 августа (отмечается как «День Государственного флага Российской Федерации»). Другими важнейшими событиями Августовской или Преображенской революции 1991 года были деятельность (19-22 августа) и арест (22-29 августа) членов Государственного комитета по чрезвычайному положению, демонтаж 22 августа по постановлению Моссовета памятника Ф.Э. Дзержинскому (это стало символом конца коммунистического режима в СССР), разгон ЦК КПСС и указ о приостановлении деятельности КП РСФСР (23 августа), провозглашение независимости Украины и Белоруссии (24 августа), сложение М.С. Горбачевым с себя полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС (25 августа). Начало революционных потрясений приходится на 19 августа - празднование христианской церковью Преображения Господа Иисуса Христа.
2. См.: Социализму в России альтернативы нет. М., 2000; Бузгалин А.В. Ренессанс социализма. М., 2003; Ацюковский В.А. Основы коммунистической идеологии и современность. М., 2004; Славин Б.Ф. Социализм и Россия. М., 2004; Клоцвог Ф.Н. Социализм: Теория, опыт, перспективы. М., 2005; Солопов Е.Ф. Социализм. XXI век. М., 2005; Медведев Р.А. Социализм в России? М., 2006; Петров В.П. Социология СССР. Очерк становления и гибели Советского Союза. М., 2007; Социализм-21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М., 2009 и др.
3. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.
4. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
5. К. Маркс полагал, что основное противоречие между общественным характером капиталистического производства и частнособственнической формой присвоения может быть разрешено победой одного из противоречий, т.е. общественный характер производства должен преодолеть частнособственническую форму присвоения. Это предположение было ошибой. «Диалектическое противоречие не завершается победой одной из сторон - оно завершается синтезом, т.е. переходом борьбы и единства этих противоречий на новый, более высокий уровень. Именно поэтому основное противоречие капитализма обеспечивает вот уже 250 лет постоянное совершенствование и развитие капиталистического способа производства» (Айвазов А. Куда несет Россию? // Агентство политических новостей. 2009. 21 августа. http://www.apn.ru/publications/article21867.htm).
6. Гимн Коминтерна. Слова И. Френкеля, музыка Г. Эйслера // http://al-malakhov.jino-net.ru/spec/poy/index.html .
7. См.: Леонтьев А. Призрак возвращается // Литературная газета. 2008. 12-18 марта. С. 3.
8. Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 390. Об истории нашей страны как особой цивилизации см.: Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1995; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2001-2008; Кеслер Я.А. Русская цивилизация. М., 2002; Русская цивилизация: история и современность. М., 2003; Афанасенко И.Д. Русская цивилизация: История развития. СПб., 2006; Афанасенко И. Д. История русской цивилизации: В 3 кн. СПб., 2007; и др.
9. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск, 1998. С. 4.
10. См.: Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М, 1996; Лейбович О.Л. Модернизация в России. К методологии изучения современной отечественной истории. Пермь, 1996; Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998; Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7; и др.
11. См.: Калашников М. Сломанный меч империи. М., 2002. С. 302; Комаров К. Американцы погубят планету // Взгляд: Деловая газета. 2006. 12 октября.
12. См.: Комаров К. Указ. соч.
13. В «золотой миллиард» не включаются Южная Корея, Тайвань и Сингапур - «азиатские тигры», почти догнавшие (а Сингапур и превзошедший) по уровню душевого дохода страны Европы.
14. См.: Кудрявцев М., Миронин С., Скорынин Р. Секрет богатства золотого миллиарда, 8 января 2005 г. // http://www.glazev.ru/associate/500/ .
15. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
16. Шахназаров Г.Х. Откровения и заблуждения теории цивилизаций. М., 2000. С. 5.
17. См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2005; Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995.
18. См.: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985; Его же. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.; Ижевск, 2003.
19. Зверева Г. Конструирование культурной памяти: «Наше прошлое» в учебниках российской истории // Новое литературное обозрение. 2005. № 74.
20. См.: Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990; Он же. Современный рационализм. М., 1995; Он же. Размышления о современной политологии. М., 1999; и др.
21. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира // Путь: Международный философский журнал. 1995. № 7.
22. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001. С. 16.
23. Прохоров А.М. Физика // Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 27. С. 337.
24. См.: Логунов А. Отечественная историографическая культура: современное состояние и тенденции трансформации // Образы историографии. М., 2001. С. 8-9.
25. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 157.
26. Карамзин Н.М. Соч. Л., 1984. Т. 2. С. 49-50.
27. Переписка А.С. Пушкина. М., 1982. Т. 2. С. 290.
28. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 62.
29. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 22 т. М., 1985. Т. 21. С. 106.
30. Соловей В.Д. Поклонение «священным коровам» // Литературная газета. 2008. 10 сентября.
31. www.stm.ru/archive/06-02/04.html .
32. Выступление английского кинорежиссера Кена Лоха на презентации протроцкистского кинофильма «Земля и воля» в Мадриде, в 1995 г. цит. по: Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001. С. 201.
33. Цит. по: Кичин В. Михаил Швыдкой: Мы по-прежнему живем мифами // Российская газета. 2003. 9 апреля.
34. Цит. по: Медведев Р.А. Великая Отечественная война: память и наследие в странах СНГ // Свободная мысль. 2006. № 7-8. С. 198.
35. См.: Алиев И.И. Этнические репрессии. М., 2008. С. 419.
36. Цит. по: Болтовский И.Россия: ХХ век - предварительные итоги // Правда-5. 1996. 16-23 августа. С. 7.
37. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994. С. 246.
38. Горбачев М.С. Целью моей жизни было уничтожение коммунизма: Речь на семинаре в Американском университете в Турции // Советская Россия. 2000. 19 августа.
39. Яковлев А.Н. Большевизм - социальная болезнь XX века // Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии / Куртуа С. и др. М., 1999. С. 14.
40. Лужков Ю.М. Мы дети твои, Москва. М., 1996. С. 272, 275.
41. Бутаков Я. Дорожная карта для Европы, 2005. 13 мая // http://www.apn.ru/publications/print1395.htm.
42. Сергеев С.М. Русский национализм и империализм начала ХХ века // Нация и империя в русской мысли начала ХХ века. М., 2004. С. 5.
43. См.: Марьина В. Георги Димитров - советский гражданин. 1934-1945 гг. (по материалам дневников Г. Димитрова) // Россия XXI. 2007. № 4. С. 101. И.В. Сталин цитируется по записи Г. Димитрова от 12 мая 1941 г.
44. Цит. по: КафтанЛ. Что ждет Россию с Медведевым // Комсомольская правда. 2008. 8 мая.
45. Тишков В.А. Забыть о нации: Пост-националистическое понимание национализма // Вопросы философии. 1998. № 9; Он же. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.
46. Тишков В.А. Есть такая нация // Реальность этноса. СПб., 2006. С. 24.
47. Шафаревич И. Р. Будущее России // Золотой Лев. 2009. 15 января. № 181-182 (www.zlev.ru).
48. Костиков В. Из какой России мы родом? // Аргументы и факты. 2004. № 45.
49. Цит. по: Стеркин Ф. Возвращение Дзержинского на Лубянку опять не состоялось // http://old.strana.ru/stories/02/09/30/3164/224420.html .
50. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=72113 .
51. Цит. по: Левин К. Национальная идея Путина // Коммерсантъ. 1999. 24 декабря.
52. Путин В. В. Заключительное слово на совещании по проблемам развития малых городов России. 17 июля 2003 г., Старая Ладога // http://www.kremlin.ru/appears/2003/07/17/1800_type63378type82634_49025.shtml .