Объект и предмет политологии

Во-вторых: главным направлением в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства -  деспотии, демократии, олигархии и т.д. Уже тогда, в древние времена, стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти, составляющей стержень политического мира и обладающей особыми характеристиками.

Задача политологии состоит в том, чтобы анализировать не только юридически-правовые аспекты ее деятельности, что составляет предмет государствоведческой и правоведческой дисциплин, а также государство и властные отношения как институты политической системы общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса.

В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль над политической властью со стороны общества.

В-третьих: длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе и политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, участвующих в политических отношениях и процессах, эгоистические интересы которых создают политические отношения.

Человек, как общественное существо, в своем индивидуальном, групповом, национально-историческом, социокультурном и общечеловеческом бытии служит предметом различных обществоведческих дисциплин, но как центральный субъект политической жизни он не мог оставаться вне поля зрения и политологии.

Позднее, уже в 19 веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности - социальные группы, сословия, классы, нации, касты и т.д. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы.

Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.

В-четвертых: в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы и классы создают свои политические и общественные организации - партии, профсоюзы, движения и т.д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Идеология придает значимость институциональным отношениям между людьми (отношениям между представителями различных институтов общества), объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях.

Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем и идейно-политических течений, или, иначе говоря, мир политического имеет идеологическое (идейно-политическое) измерение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых “групп интересов”, “групп давления”, а также идеологических учений является также важной составной частью политологии. Естественно, исходя из этого, политологический анализ не может обойти вопрос о соотношении политики и идеологии, не может не касаться важнейших идейно-политических течений, их истории и влияние на политику.

Однако это лишь одна сторона взаимосвязи данных феноменов.

Вторая сторона ее заключается в том, что политолог, как и любой другой исследователь, в той или иной форме и степени подвержен влиянию определенных идеологических концепций, теорий, что тоже вполне естественно.

Подход исследователя в трактовке любого сколько-нибудь значимого факта, события или процесса в значительной мере определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Конечно, идеален тот случай, когда политолог как ученый беспристрастен и преследует цель найти истину независимо от того, кому результаты его изысканий выгодны. Но наука – это сообщество ученных разных ориентаций и пристрастий, исследующих один и тот же объект с различных точек зрения, с разных сторон и совместно ищущих истину.

Подстраивание любой науки, особенно политологии, под чьи бы то ни было вкусы и интересы неизбежно чревато ее выхолащиванием и вырождением. Наглядный пример этого – политизация и предельная идеологизация  всего обществознания в нашей стране, надолго задержавшие ее развитие.

3. Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин.

Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но и другие науки.

         Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Но подход этих наук, а также  политологии к изучению политического мира далеко не одинаков. И это определяется своеобразием предмета каждой из этих самостоятельных наук. Рассмотрим соотношение политологии с политической философией и политической социологией как составными частями соответственно философии и социологии, наиболее тесно примыкающими к  политологии.

         Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как  составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями. Непосредственным предметом политической философии являются не законы политики, не законы организации, функционирования и развития политической жизни общества, а особенности проявления и действия значительно более общих, философских законов в сфере политического. В политической философии находит свое выражение общемировозреннческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т.д. Но поскольку сущность и содержание законов одной из областей общественной жизни далеко не сводится лишь к специфическому проявлению в ней философских по своей природе законов, поскольку политическая философия не подменяет и не поглощает другие политические науки, в частности, политическую социологию и политологию.

         Менее общей, чем политическая философия, но вместе с тем более широкой наукой, чем политология, выступает социология и ее составная часть – политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др. Все это и многое другое составляет суть и содержание социологического подхода, уровня изучения политики, который особенно близок к собственно политологическому, ибо правильное изучение политических явлений и процессов просто невозможно вне исследования органично связанных с ними соответствующих социальных явлений и процессов. Тем более, что политическое нередко выступает как специфическое проявление социального в широком смысле.

         Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной ( политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством  глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества – экономическую, социальную и духовную – и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

         Но смежный характер и особо тесная связь социологии, включая политическую социологию,  и политологии не означает их отождествления. Одно дело теснейшее взаимодействие и даже взаимопроникновение этих наук, опора на общие категории и их совместное широкое использование, а другое – стирание граней между предметами этих наук. Так, понятие "гражданское общество" – общая, стыковая категория обеих наук, но это не означает, что они одинаково исследуют и используют ее. Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности. Можно сказать, что социология идет от общества к государству, политической власти, а политология – от государства, политической власти к обществу. Для социологии важно выяснить социальную структуру гражданского общества, социальный статус личности, социальных групп и общностей, их взаимодействие в нем и т.д. В отличие от этого, политологию при изучении гражданского общества интересует, прежде всего, политическая система такого общества, политический статус личности, права, свободы и обязанности граждан, их политическая ориентация и активность, соотношение и уровень развития  управления и самоуправления, место, роль и функции политических институтов, организаций и их взаимоотношения и т.д.

         Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.



Политология и история.

         Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль.  В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

         Вместе с тем между этими науками есть и немало различий.  Главное из них состоит в подходе к изучению даже одних и тех же явлений. История по самой своей природе не может отображать исторические события и процессы вне конкретно-хронологического хода и неповторимо индивидуального своеобразия их развития. Политология, как общая теория политики и политической жизни, наоборот, абстрагируется и от конкретной хронологии событий, и от их персоналии, и от неповторимых исторических особенностей. Задача политологии – научно-теоретическое обобщение исторического прошлого,  выделение повторяющегося, сущностного, типического, закономерного в ряду политических событий.

         Политология отличается от истории и в ряде других отношений. История охватывает изучение развития всего общества, а политология – лишь его политическую сторону. И в этом смысле объект политологии уже, чем истории. Другое отличие связано с тем, что история изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, в то время как политология переносит центр тяжести на изучение современной, текущей политической жизни и, кроме того, включает в качестве своего необходимого элемента политическое планирование и прогнозирование.


Политологии и частные политические науки.

         Теперь рассмотрим кратко основы соотношения и взаимодействия политологии и большого числа более частных или специальных политических наук, среди которых можно выделить государствоведение и правоведение, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию. В принципе здесь имеет место такое же соотношение, как и между общеэкономической теорией и другими, частными отраслевыми экономическими науками, между общей социологией и специальными социологиями, между теорией государства и права и другими, сравнительно частными юридическими науками (например, государственным,  административным,  уголовным, гражданским и иным правом).

         Главное здесь состоит в том, что политология, как наука более общего порядка, выполняет роль общетеоретической и методологической основы для частных политических наук, изучающих мир политики не как целое, а ту или иную его часть или сторону. Так даже такая достаточно широкая политическая наука, как теория государства и права, выступает по отношению к политологии как сравнительно более частная политическая наука, ибо она призвана исследовать не всеобщие, универсальные формы проявления политического, а лишь его государственные и правовые формы. Политическая психология также изучает не всю политику, а только ее психологические основы (место и роль убеждений, установок, чувств, ориентаций и мотиваций в политической деятельности и политическом поведении и пр.). Ясно, что необходимым условием успешного изучения этих и других частных проблем в указанных науках является овладение достижениями политологии. С другой стороны, развитие специальных политических наук служит надежной основой творческой разработки общей теории политики и политологии.



Список использованной литературы:

1.     Введение в политологию: книга для учащихся старших классов. Гаджиев К.С. "Просвещение". М. 1993.

2.     Политология: курс лекций под редакцией Радугина А.А "Центр". М. 1997.

3.     Политология: учебное пособие под редакцией профессора Клементьева Д.С. "Знание". М.1997.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты