Образование Содружества Независимых Государств

Образование Содружества Независимых Государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ОБРАЗОВАНИЕ СНГ


















2004

П Л А Н:

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................... 3

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ................................................................................................. 5

1.СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ 6

1.1.Образование Содружества Независимых Государств................................................................................. 6

1.2. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития.................................................................. 7

2.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  СНГ КАК МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕГИОНА, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СНГ ?........................................................................................................................................................................................................... 10

2.1.Осмысление проблем формирования пространства СНГ......................................................................... 10

2.2. «Исламский фактор» как угроза стабильности и безопасности СНГ............................................ 13

ВЫВОДЫ.................................................................................................................................................................................................. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................................................................................ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................................................................... 17


ВВЕДЕНИЕ


Содружество Независимых Государств (СНГ) в настоящее время переживает сложный и переломный момент своего становления в качестве регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.

Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества.

Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют.

Иллюзорными оказались расчеты на сохранение былой экономической общности. Увеличивается разрыв между странами СНГ в социальной сфере.

Сегодня серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли.

Ослабление экономических связей внутри СНГ ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов государств Содружества на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.

Существенные различия в национальном законодательстве, в национальных хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего рыночного пространства. Экономические интересы членов СНГ все чаще расходятся, обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания интеграционных процессов.

Все эти факторы в совокупности создают значительные трудности в формировании нового международно-правового образования СНГ, возникшего на руинах СССР.

Цель курсовой работы - осуществить анализ процесса образования Содружества Независимых Государств и перспектив развития новой международно-правовой общности.

























ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ


Проблемы образования СНГ нашли отражение во многих монографических изданиях, брошюрах: «Особенности развития СНГ на современном этапе» (1995), «Российская диаспора в странах СНГ и Балтии» (1998), «Содружество Независимых Государств» (1999); «Россия и нефть Каспия» (1997), «СНГ. Концепция» (1998), «Дезинтеграционные и сепаратистские тенденции в СНГ» (1999), «Границы России и СНГ» (1999); в сборниках материалов международных конференций и круглых столов, книгах и других изданиях, в том числе в периодической печати: журналах «Дипломатический вестник», «Международная жизнь», «Народонаселение», «Политические исследования», «Социологические исследования», «Федерализм» и др.

Так на страницах журнала «Народонаселение» обсуждаются миграционные процессы в странах СНГ, представляющие для России целый комплекс проблем правового и социально-экономического характера[1].

Во многих периодических изданиях, монографиях и книгах нашли свое отражение различные грани межнациональных отношений в процессе образования СНГ, среди которых следует особо отметить труды К.С.Гаджиева, А.Г.Здравомыслова и др. [2]

Большой вклад в изучение вопросов образования СНГ внесли также работы А.В.Мальгина, Л.С.Бляхмана, М.И.Кротова, В.Б.Мантусова и многих других аналитиков: журналистов, политологов, социологов, правоведов.



1.СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

1.1.Образование Содружества Независимых Государств


СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.[3]

Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).

На основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.

Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

По мнению А.Б.Кеженова, Содружество Независимых Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права.

Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями.[4]

На настоящий момент Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства. Очевидно, что Содружество выполняет функции элементарного структурирования пространства бывшего СССР.

1.2. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития


Многие политики и эксперты обращают внимание на низкую эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.

Серьезным просчетом в деятельности СНГ на протяжении двенадцати лет было чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении и т.д.

Сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.[5]

Другая альтернатива связана с движением по пути реальной интеграции, которая в состоянии помочь государствам СНГ стать важными центрами высокоразвитой экономики, современных технологий, развивать самые передовые отрасли производства, быть равноправными партнерами в мировом хозяйстве.

Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты