Что касается собственно межнациональных отношений, то партия выступает против возможной перспективы создания монархического строя в форме мононационального государства, считая этот вариант развития для Казахстана исторически необоснованным и бесперспективным. Г. Абильсиитов утверждает: "Общество расколото по национальному признаку, во властных структурах доминируют представители коренного этноса. нет объединяющей общество государственной (национальной) идеи". Он предупреждает, что сложившаяся ситуация чревата не только межнациональной напряженностью, но способна "расколоть общество по родоплеменным стыкам". Отсутствие взвешенной национальной политики делает эту угрозу вполне реальной, замечает Г. Абильсиитов, хотя ни он сам, ни сопредседатель партии П. Своик не предлагают конструктивных путей в своих докладах и публикациях [17, 55].
Некоторые принципиальные подходы к формулировке основных положений национальной политики содержатся в докладе М. Ауэзова на учредительном съезде партии. Первым тезисом здесь является вывод о многонациональном народе Казахстана как "народе с единой исторической судьбой", о его этнической многосоставности как "фундаментальной и в обозримом будущем неизменной данности". Вторым является положение: "Никто в Казахстане не может находиться в исключительном положении в связи со своей национальной принадлежностью. Это должно стать не только юридической, но и нравственной нормой". Именно в многонациональности состава М. Ауэзов видит "потенциал жизнестойкости и динамизма народа Казахстана". Он настаивает на создании реальных условий для развития всех этносов и возлагает надежды на "пробужденную энергию множества народов, назвавших Казахстан своей Родиной и свой богатейший созидательный опыт отдающих его процветанию". Третьим тезисом служит положение о необходимости "преодолеть. наследие колониального прошлого, всеобщей подмятости тоталитарным строем". Речь идет о стереотипах сознания: "В современном казахском сознании, к примеру, нередки робость, конъюнктурность, соглашательство, нежелание "возиться" с противоречиями, метафизичность и неумение видеть целое в развитии. С другой стороны, русское население Казахстана не спешит освободиться от стереотипов, взращенных российской колониальной системой". "Осколочный имперский снобизм остается в их сознании, и они отгораживают себя от истории и культуры этой земли".М. Ауэзов призывает всех, "кто всерьез и ответственно включается в борьбу за процветающий Казахстан", повернуться лицом к судьбе казахского народа, к его стремлению возродиться и самоутвердиться. М. Ауэзов уверен в том, что "энергия возрождения и способность к самоутверждению заложены в судьбе, природе и жизнедеятельности казахского народа". Это и есть базовое основание, на котором могут сойтись и слиться воедино усилия всего многонационального народа - именно "его (т.е. этого основания) мобилизации и усилению энергией всего многонационального народа партия "Азамат" должна уделить первоочередное внимание".
Коммунистическая партия Казахстана (КПК). Создана в октябре 1991 года. Имеет свои отделения во всех областях республики и объединяет более 55 тыс. человек. Социальная база - работники наемного труда, пенсионеры, представители научно-педагогической интеллигенции, государственные служащие. Программная цель - построение в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма.
Партия совершенно не приемлет основ той политической, экономической, культурно-исторической реформы, которая начата в республике. Анализируя сложившуюся в стране ситуацию, она констатирует, что "республика находится в состоянии экономического, политического и социального кризиса" и что "существующая авторитарная система политической власти не способна решить важнейшие жизненные проблемы общества, вывести республику из кризиса".
Важнейшим принципом ее деятельности является пролетарский интернационализм, на основе которого и предполагается решить все вопросы межнациональных отношений. Партия коммунистов выступает за равенство между людьми разных национальностей, "за единство и братство, уважение национального достоинства всех народов многонационального Казахстана, всех народов мира".
Борется за возрождение подлинного народовластия в форме Советов и в качестве последовательных шагов к завоеванию власти предполагает создание мощного политического блока левоцентристских сил, формирование коалиционного правительства, завоевание большинства мест в представительных органах власти. Высшая цель партии - построение коммунистического общественного строя.
Республиканская народная партия Казахстана (РНПК). Создана на учредительном съезде 17 августа 1998 года, зарегистрирована 1 марта 1999 года. Председатель - бывший премьер-министр республики А. Кажегельдин, а руководитель исполнительного комитета (заместитель председателя) - бывший сопредседатель Социалистической партии Г. Алдамжаров. В настоящее время партия объединяет около 7 тыс. человек. На втором съезде, 18 августа 1999 года, выдвинут партийный список кандидатов в депутаты из 8 человек и 20 человек - по одномандатным округам. Однако в канун выборов РНПК объявила бойкот выборов по партийному списку и сняла своих кандидатов, хотя по одномандатным округам продолжали баллотироваться ее самовыдвиженцы (Г. Алдамжаров, А. Косанов и др.). Партия переживает кризисный период, во многом обусловленный вынужденным пребыванием ее председателя вдали от центра политических событий. Скандальный выход из ее рядов Л. Байсеитовой, Б. Мукушева, В. Воронова и других известных политиков потряс ряды партии и остро поставил вопрос о ее единстве.
С самого начала она создана как оппозиционная действующей власти и ставит своей целью "завоевание политической власти как в центре, так и на местах", преобразование политической системы путем "активного участия в парламентских выборах и выборах в местные органы власти". Своим идеалом партия считает "демократическое государство с социально ориентированной рыночной экономикой". По заявлению Г. Алдамжарова, партия выступает против существования режима недемократической личной власти в республике, конституционным путем добивается полного упразднения авторитарного режима и "является единственной политической силой в стране, намеренной провести кардинальную политическую реформу, привести всю систему в соответствие с демократическими стандартами". РНПК объявляет себя "всенародной партией", "партией гражданского мира и согласия", которая ратует за государство, "в котором хорошо и счастливо будут жить все граждане независимо от их этнического происхождения". По вопросам межнациональных отношений выступает "за реальное равноправие в Казахстане всех национальностей, за решение проблем межэтнических отношений посредством принятия законов, и прежде всего закона "Об основах межнациональных отношений в РК". РНПК против деления граждан на "коренных" и "некоренных", утверждая, что "все мы - казахстанцы. Казахстан - наш общий дом".
Объявляя казахский язык, казахскую национальную культуру "безусловными приоритетами", РНПК выступает против дискриминации по языковому признаку, за государственное двуязычие. Еще одним из своих приоритетов она считает "культурное возрождение всех народов Казахстана".
Среди политических партий и движений, не представивших партийные списки для участия в выборах, но имеющих относительно большое (по меркам Казахстана) число сторонников, наиболее подробно раскрыты принципы подхода к межнациональным проблемам в программах общественного движения "Орлеу" ("Прогресс") и Ассоциации русских, славянских и казачьих общественных объединений в Казахстане (АРС).
Общественное движение "Орлеу" - социал-демократическое объединение, резко и бескомпромиссно оппозиционное нынешнему режиму политической власти в Казахстане. Оно создано на учредительной конференции 10 апреля 1999 года. Председатель движения - известный общественный деятель С. Куттыкадам. В основание социальной политики программой движения заложена "национальная идея казахстанского народа, идея партнерства и социальной справедливости", защита "ценностей, выработанных на протяжении веков казахским народом, представителями других братских национальностей". В программе движения провозглашается культурная политика, ориентированная на полиэтническую модель развития: "В современную казахстанскую культуру внесли большой вклад русские и немцы, евреи и татары, украинцы и уйгуры - и наша святая обязанность свято беречь и приумножать это богатейшее духовное наследие".
Утверждается, что государство должно уделять большое внимание развитию культур и языков всех этносов, населяющих республику, при приоритетном развитии казахской культуры и языка; "все нации и народности Казахстана должны обладать равными возможностями во всех сферах - образовании, науке, бизнесе и производстве, государственной службе" [17; с.69].
В Ассоциацию русских, славянских и казачьих общественных объединений (АРСК) входит созданное в 1992 и зарегистрированное в 1993 году республиканское славянское движение "Лад" (руководитель - В. Михайлов), Русская община, зарегистрированная в 1993 году (руководитель - Ю. Бунаков), Русский союз, зарегистрированный в 1994 году (руководитель - Б. Цыбин), представители казачества: Семиреченская казачья община, Союз казаков степного края, Уральское казачество, Верхне-Иртышская казачья линия и другие. Председатель исполкома - Г. Беляков. АРСК настаивает на том, что русские в Казахстане являются государствообразующей нацией наравне с казахами. Исходя из этого, Ассоциация ведет активную общественно-политическую работу, защищает интересы русского и русскоязычного населения в Казахстане. Эта деятельность и программные заявления принимают порой радикальные формы. В политическую программу Ассоциации включены требования, специально направленные на решение национального вопроса: вхождение Казахстана в Союз России и Белоруссии; образование русской национально-культурной автономии в республике; конституционное закрепление двуязычия с русским языком как вторым государственным; пересмотр Государственной программы функционирования и развития языков в республике; формирование структур власти и силовых органов на основании национально-пропорционального представительства; категорическое соблюдение принципа равноправия наций при занятии руководящих постов. Все эти и ряд других требований конференция АРСК, состоявшаяся 13 июня 1999 года, направила в виде обращений к президенту, парламенту и правительству Казахстана.
1.1.3 Деятельность партий и движений после выборов
Прошедшее после выборов время вряд ли можно назвать особенно плодотворным в деятельности партий, представленных в парламенте. По крайней мере, у населения очень скудные сведения об их работе. Депутатские запросы, по мнению ряда избранников, предпочтительнее рассматривать без представителей прессы, так как "они мешают нормальной работе парламента" [18; с.35]. Что же касается общей расстановки сил, то партии организовали три парламентских фракции: "Отан", Аграрная и Гражданская партии и несколько депутатских групп: "Аул", "Жер мен ель", "Парасат", в которую вошли некоторые политически активные депутаты независимо от партийной принадлежности. Цель группы "Парасат" - демократизировать властные структуры и не допустить противостояние ветвей власти [19; с.14]. Возможно, будет создана фракция компартии. Как отмечают обозреватели, все фракции и группы пока что созданы лишь на бумаге, а депутаты, вошедшие в ту или иную фракцию или группу, чаще всего не знают, в чем, собственно, должна состоять фракционная работа [20; с.44]. Однако в последнее время началось обсуждение важнейших законопроектов. Бурные дискуссии в парламентских фракциях и среди партий, не вошедших в парламент, вызвал правительственный вариант законопроекта о земле, который активно эксплуатируют лидеры этноориентированных партий и движений. Вопрос: "Кому принадлежит земля Казахстана?" - стал предметом ожесточенных дискуссий, в которых национал-патриоты заняли жесткую однозначную позицию (земля в Казахстане является собственностью казахов), повысив тем самым степень национальной напряженности. Во многом ее удалось смягчить усилиями партии Народный конгресс Казахстана и ее лидера О. Сулейменова, которые, по мнению наблюдателей, сумели состыковать, казалось бы, не стыкуемые мнения и направить их в более-менее определенное русло [21; с.76]. В парламент направлено обращение, подписанное представителями почти всех партий, кроме Аграрной и Гражданской. Тем не менее острые дискуссии по этой проблеме в обществе продолжаются и поныне [22; с.15]. Бурную политическую полемику в начале 2000 года вызвало предложение АРСК о присоединении Казахстана к Союзу России и Белоруссии. В г. Астана 6 февраля по инициативе республиканского славянского движения "Лад" и "Союза казаков Степного края" прошел санкционированный митинг под лозунгом "Процветание Казахстана - в союзе с Россией и Белоруссией!". Выступающие приняли обращение к народу и главе государства с предложениями провести всенародный референдум о вхождении Казахстана в союз Белоруссии и России. Властные структуры расценили эти призывы как попытку изменить существующий конституционный строй, вмешательство общественных объединений в дела государства и грубое нарушение конституции и законов Казахстана [23; с.89]. Обозреватели отдельных телеканалов (например, 31-го) отмечали, что этот вопрос способен расколоть общество по национальному признаку. В отношении повседневной деятельности партий наблюдатели отмечают, что Гражданская партия активно защищает интересы своих избирателей (например, в корпорации "Актобемунайгаз"). "Отан" делает ставку (в этом направлении) на создание новых рабочих мест, коммерческих структур, развитие малого и среднего бизнеса. Партия труда ставит своей целью защиту интересов научных коллективов и наукоемких производств, "Азамат" ориентируется на достижения реального самоуправления в городах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10