Полинезийцы - коренное население Полинезии(маори, самоанцы, тонганцы, таитяне и др.). 1120тыс.чел.(1992).
Cамоа
Острова Мореплавателей (Navigators Islands), группа островов из 14 вулканических островов в Тихом океане. 3 тыс.км2. В политическом отношении делится на Самоа - независимое (с 1962) государство и Американское (Восточное) Самоа- владение США.
Самоанцы - полинезийский народ, основное население островов Самоа(190 тыс.чел.). Живут также в Новой Зеландии, Австралии и др. Общая численность 335 тыс.чел. (1992).
Американское Cамоа 63,8тыс.чел.(1999)
Cамоа
Это государство в Юго-Западной части Тихого океана, в западной части архипелага Самоа. 2,8 тыс.км2. Население 174 тыс.чел.(1998), главным образом самоанцы. Городское население 21% (1996). Официальные языки - cамоанский и английский. Административно-территориальное деление: 11 округов. Столица - Апиа. Глава государства - вождь самоанцев. Законодательный орган - Законодательная ассамблея.
Тонга
Королевство Тонга, государство в юго-западной части Тихого океана, на арх. Тонга. 699 км2. Население 98тыс.чел.(1998), главным образом тонга. Городское население 42% (1996). Крупнейший населённый пункт – Нукуалофа (Nukualofa, 21265 человек в 1986; 34000 человек в 1990). Официальный языки тонга (тонганский) и английский. Административно-территориальное деление: 5 округов. Столица и главный порт - Нукуалофа. Глава государства - король. Законодательный орган - Законодательное собрание. Занимает 2 цепи островов: западная - вулканические острова, восточная - коралловые. Климат тропический. В этническом отношении страна довольно однородна - 99% населения составляют тонганцы; также проживает около 300 европейцев.
Тонга - народ, основное население Тонга. Около 105 тыс.чел.(1992) Живут также в Австралии. Язык полинезийской группы.
В наши дни в политике и экономике стран Тихого океана и Тихоокеанских островов происходят значительные перемены. Народы Меланезии, Микронезии и Полинезии недавно образовали суверенные государства. Некоторые острова и группы островов по-прежнему остаются заморскими колониями Франции, Соединенных Штатов Америки, Австралии или Новой Зеландии. Аборигены Австралии, населявшие материк с доисторических времен, предъявляют свои права на земли, отобранные у них европейскими поселенцами в XIX веке. Маори, первые обитатели Новой Зеландии, также отстаивают свои территориальные права. Традиционные торговые связи Австралии и Новой Зеландии с Великобританией в последнее время ослабли. В наши дни обе страны успешно ведут интенсивную торговлю с Юго-Восточной Азией, Японией, Китаем и Соединенными Штатами Америки.
Многие маленькие островные государства зависят от финансовой и экономической помощи более крупных стран. Развитие промышленности и сферы туризма приносит островам некоторый доход, однако зачастую нарушает жизненный уклад народов, которые веками возделывали землю и промышляли рыболовством.
Глава 2. перспективы геополитического развития и проблемы идентификации государств Океании в современном геопространстве
2.1.Геополитическое положение и модель развития Меланезии
Проанализируем геополитическое положение островных государств на примере стран Меланезии. Подчеркнем, что само название «Меланезия» (т. е. «черные острова») указывает на цвет кожи аборигенов, но на самом деле она варьирует от светло-коричневой до иссиня-черной. Современные меланезийцы говорят более чем на 700 языках.
Для межэтнического общения меланезийцы применяют два языка. Из них пиджин-инглиш удовлетворяет нужды 1/4 всего населения, особенно в северных прибрежных районах и горных областях Новой Гвинеи, а также на островах, становясь первым языком для городских детей. Хири-моту в ходу у жителей южного и юго-восточного побережий Новой Гвинеи. Кроме того, все более широко используется английский язык.
Новая Гвинея - независимое государство. Праотцом независимости Папуа - Новой Гвинеи был наш знаменитый соотечественник Н.Н.Миклухо-Маклай. Ему принадлежит заслуга научного обоснования важного для тех колониальных времен тезиса: папуасы (как и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в развитии лишь в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев. Он тщетно добивался у царского правительства согласия создать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию».
В 1881 году Миклухо-Маклай разработал проект создания независимого государства - Папуасского Союза. Его мечта осуществилась через неполные 100 лет: 16 сентября 1975 года Папуа-Новая Гвинея была провозглашена независимым государством (хотя номинальным главой его по сей день остается королева Великобритании).
Около 82% всего населения живут в сельской местности и занимаются натуральным хозяйством. Главной социальной ячейкой является большая семья. Но ее члены обычно признают свою принадлежность к более крупным родственным группам, напоминающим кланы. Самые крупные группы, особенно в горах, составляют племена. Руководящую роль обычно играют вожди, которые сумели завоевать особое положение и властные полномочия. Гораздо менее характерна передача власти по наследству.
В Папуа - Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Как мы уже отмечали, анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений. С середины Х1Х в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере номинально, числятся протестантами и около 1/3 - католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии - лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога.
В традиционном обществе Папуа – Новой Гвинеи власть проявляется в разных формах. На островах Тробриан правили наследственные вожди, главенство которых распространялось за пределы одной деревни, но в ряде других общин люди подчинялись старейшинам определенных кланов. В большинстве районов местными руководителями становились лидеры племен, выдвинувшиеся благодаря своим способностям в военном деле, силе убеждения, торговле, земледелии или знахарстве. Руководящие позиции занимают также лица, накопившие и раздавшие свое имущество, выгодно женившиеся или преуспевшие в торговле.
После захвата Германией северо-восточной части Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914.
В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку - правительственному чиновнику-европейцу.
С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний. В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа - Новой Гвинеи.
Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс.
Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.
В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа - Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа - Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.
Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.
В Папуа - Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия.
В настоящее время на прибрежных низменностях Новой Гвинеи и других островов выращивают кокосовые пальмы, из орехов которых получают копру, а на севере Новой Гвинеи и еще в больших масштабах на Новой Британии, Новой Ирландии и Бугенвиле - шоколадное дерево. В 1997 в экспорте сельскохозяйственной продукции второе место по стоимости (после кофе) занимало пальмовое масло с Новой Британии.