Благодаря проводившейся под эгидой Организации Объединенных Наций на протяжении более 30 лет кампании удалось покончить с системой расовой сегрегации в Южной Африке, которая была известна как апартеид. В 1994 году в присутствии миссии наблюдателей Организации Объединенных Наций прошли первые в этой стране выборы, открытые для представителей всех рас.
6.3. Гуманитарная помощь.
В условиях катастроф организации системы Организации Объединенных Наций поставляют жертвам — в большинстве своем детям, женщинам и старикам — продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку. Для покрытия расходов, связанных с предоставлением этой помощи нуждающимся, Организация Объединенных Наций мобилизовала у международных доноров средства на миллиарды долларов. В 1998 году благодаря усилиям Организации Объединенных Наций в ответ на призывы о предоставлении чрезвычайной гуманитарной помощи для приблизительно 25 миллионов человек были приняты обязательства о предоставлении около 2 млрд. долл. США. В 1997–1998 годах Организация Объединенных Наций оказала помощь более чем 51 государству-члену в их усилиях по преодолению последствий более чем 77 стихийных бедствий и экологических катастроф.
В связи с предоставлением гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций приходится преодолевать серьезные проблемы материально-технического снабжения и обеспечения безопасности на местах. Со сложными препятствиями может быть сопряжена уже сама задача добраться до пострадавших районов. В последние годы многие кризисы осложняются несоблюдением прав человека. Гуманитарному персоналу не дают доступа к нуждающимся, а стороны в конфликте умышленно наносят удары по мирным жителям и работникам, занимающимся предоставлением помощи. За период с 1992 года в составе гуманитарных операций в разных районах мира более 139 гражданских сотрудников Организации Объединенных Наций погибли и 143 были взяты в заложники. Стремясь обеспечить защиту пострадавшего населения, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека играет все более активную роль в деятельности, разворачиваемой Организацией Объединенных Наций в связи с чрезвычайными ситуациями на местах, уделяя внимание потенциальной опасности нарушений прав человека в условиях разразившегося кризиса.
6.4. Помощь в целях развития.
Одна из центральных задач Организации Объединенных Наций заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70 процентов деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.
Организация Объединенных Наций обладает уникальными преимуществами в деле поощрения развития. Сфера ее деятельности охватывает весь мир, а ее всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация Объединенных Наций не является носителем чьих-либо узких национальных или предпринимательских интересов. В выработке важнейших стратегических решений участвуют все страны, богатые и бедные.
Организация Объединенных Наций играет решающую роль в выработке международного консенсуса в отношении действий в интересах развития. Начиная с 1960 года Генеральная Ассамблея содействует определению приоритетов и постановке задач в рамках серии десятилетних международных стратегий развития. В программах этих десятилетий, в центре внимания которых находятся конкретные вопросы, неизменно подчеркивается необходимость достижения прогресса по всем направлениям социально-экономического развития. В рамках четвертого Десятилетия развития (1991–2000 годы) приоритет отдается следующим четырем областям: нищета и голод, людские ресурсы и институциональное развитие, народонаселение и окружающая среда.
Благодаря проведению ряда всемирных конференций были определены практические пути решения глобальных проблем в целом ряде областей, таких, как образование (1990 год), окружающая среда и развитие (1992 год), права человека (1993 год), народонаселение и развитие и уменьшение опасности стихийных бедствий (1994 год), социальное развитие (1995 год), улучшение положения женщин (1995 год), населенные пункты (1996 год) и продовольственная безопасность (1996 год). В настоящее время Организация Объединенных Наций в тесном сотрудничестве с государствами-членами занимается осуществлением решений, принятых на этих конференциях.
Организация Объединенных Наций отвечала за разработку ряда новых ключевых задач в области развития, таких, как обеспечение устойчивого развития, улучшение положения женщин, соблюдение прав человека, охрана окружающей среды и благое управление, а также за разработку программ их реализации.
Генеральная Ассамблея изложила новые задачи в совокупности с целями в более традиционных областях развития — таких, как обеспечение экономического роста, искоренение нищеты, торговля, развитие людских ресурсов, — в программном документе, озаглавленном «Повестка дня для развития». Этот преследующий далеко идущие цели документ, принятый в 1997 году, очерчивает рамки международного сотрудничества и утверждает центральную роль Организации Объединенных Наций в международных усилиях в поддержку социально-экономического развития.
Организации системы Организации Объединенных Наций все больше объединяют свои усилия для решения сложных проблем, охватывающих все области их компетенции и непосильных для любой страны, действующей в одиночку.
Например, в осуществлении Объединенной программы по СПИДу, преследующей цели борьбы против эпидемии, которая поразила более 45 миллионов человек во всем мире, участвуют специалисты шести учреждений и программ Организации Объединенных Наций. Рассчитанная на 10 лет специальная Общесистемная инициатива Организации Объединенных Наций по Африке, расходы на которую составят 25 млрд. долл. США, вовлекает в осуществление общей программы, преследующей цели обеспечения базового образования, медицинского обслуживания и продовольственной безопасности на этом континенте, практически все подразделения Организации Объединенных Наций.
Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
6. Правосубъектность участников международных отношений
1. Устав ООН и другие международно-правовые акты признают международную Правосубъектность народов.
Практика международных отношений свидетельствует о том, что народ (нация) имеет специфическую правоспособность, ограниченную рамками права на самоопределение. Национальные образования в системе ООН имеют специальный статус - ассоциированных членов или наблюдателей. Их положение отличается от статуса государств-членов ограниченным объемом прав. В то же время специальный статус позволяет народу, не имеющему своей государственности, участвовать в международных отношениях, реализуемых через международную организацию, и оказывается удобным каналом для осуществления права наций на самоопределение.
2. Устав ООН (ст. 3 и 4) определяет в качестве полноправного члена организации суверенное государство.
3. Особым правовым статусом в системе ООН обладают международные неправительственные организации - международные объединения национальных групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных областях человеческой деятельности. К ним относятся, например. Всемирная федерация профсоюзов. Международная амнистия, Пагуошский комитет и т.д.
Их правовой статус закреплен в нормах международного права и имеет свою специфику:
· многие МНПО имеют соглашения о наличии консультативного статуса в самой Организации Объединенных Наций и в ее специализированных учреждениях;
· статус МНПО дает ей возможность участвовать в международном общении, протекающем в системе ООН;
· МНПО не обладают правом голоса, не выступают на пленарных заседаниях высших органов международных организаций и т. д.;
· МНПО участвуют в работе всех организаций и органов системы ООН практически на равных с официальными делегациями государств: предлагают проекты договоров и конвенций, участвуют в их обсуждении, контролируют их соблюдение после принятия и т.д.
· организации системы ООН оказывают материальную и техническую помощь не только государствам-членам, народам, имеющим статус наблюдателей, но и международным неправительственным организациям;
· организации системы ООН предусматривают, что к МНПО, не выполняющим своих обязательств перед организацией или нарушающим нормы общего международного права, применяются международно-правовые санкции.
4. Физическое лицо (индивид) в системе ООН обладает международными правами и обязанностями в трех аспектах:
· как должностное лицо;
· как лицо, сотрудничающее с организацией;
· как лицо, получающее защиту от организации.
Правосубъектность и правоспособность индивида получили закрепление в различных международно-правовых документах: уставах международных организаций, решениях и резолюциях высших органов международной организации.
8. Заключение.
Наш мир вошел в новой век и тысячелетие с большим количеством проблем политического, экономического и социального характера. Вступление мирового хозяйства в новую стадию развития означает что экономическая мощь каждой страны будет определятся прежде всего тем, насколько она сумеет решить глобальные проблемы, стоящие перед ней. Однако, преобразование мировой экономики, научно-технический прогресс, ускорение обмена информацией, передвижения людей и товаров – все развитие цивилизации ведет к возрастающему единству мира, взаимозависимости между континентами, регионами и странами, и решение проблем будет зависеть от мирового сообщества в целом. Растущая взаимосвязанность противоречивого, но все более целостного мира – важнейшая черта современного мирового развития. Поэтому роль Организации Объединенных Наций не только не уменьшается, но несомненно усиливается на данном этапе. Она объединяет усилиях всех стран, направленные на устранение проблемы, и это позволяет воздействовать на нее более успешно. Благодаря действиям этой организации уже решен ряд проблем, связанных со всеми сферами жизнедеятельности, делаются огромные успехи в достижении мирного, безопасного и благополучного развития большинства стран. Кроме того, она стремится обеспечить одинаковых уровень развития всех стран, и в данный момент ООН концентрирует внимание на обеспечении стабильности и безопасности, соблюдения прав человека в развивающихся и отстающих в развитии странах.
Однако, в связи с тем, что все более усиливается тенденция к образованию однополярного мира, некоторые страны предпринимают попытки игнорировать рекомендации ООН и , стремясь к собственной выгоде, хотят решить проблемы военным путем. Тем не менее, богатый мировой опыт снова показал бессмысленность такого поведения, и все привело только к гибели мирных жителей и военного контингента. Таки примеры ми видим в Афганистане, Ираке, Югославии и т.д.
Поэтому для благополучного развития нам нужно осознать всю значимость незамедлительного решения глобальных проблем, и ООН в этом будет отводится одна из главных ролей.