Основные элементы политической системы общества

Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), созданными партиями, общественными организациями и т. п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т. д.).

 

5. Политический статус личности


Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status — состояние) — это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике — это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал — это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.

Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности.

При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.

Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio — перестановка) — резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса.

 

6. Политическая культура общества


Политическая культура — это система индивидуальных подходов в области политики.

Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных с отношением субъектов к политической власти, политической системе, выражающихся в политико-управленческой деятельности и политическом поведении социальных общностей и индивидов.

Политическая культура есть такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень политической активности и политической зрелости субъектов.

Политическая культура личности включает:

политические знания, ценности и ориентации;

превращение этих знаний в политические убеждения;

навыки политического поведения и деятельности в различных политических процессах;

устойчивые способы политической деятельности во всех формах политической жизни.

Таким образом, политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества.

Политическая культура выполняет в целом следующие функции: регулирующую, воспитательную, коммуникативную, интегративную.

 

7. Политическая система общества


Политическая система общества — это совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических норм, сознания, культуры и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества - это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Сущность политической системы раскрывается в ее основных функциях:

Регламентарная разработка различных норм, актов, законов.

Проведение и реализация в жизнь интересов всех социальных групп общества.

Обеспечение нормального функционирования звеньев политической системы общества.

Политическая система структурирована, т. е. расчленена на отдельные элементы, между которыми существует устойчивая взаимосвязь. К ним относятся:

государство в единстве подсистем законодательной, исполнительной и судебной властей;

федеративная система, включающая в себя региональные и местные, системы;

партийная система;

общественно-политические организации и движения;

система международных политических отношений.

Наряду с институциональными организациями — государством, его органами, политическими партиями, в политическую жизнь активно вовлекаются неинституциональные элементы — организации, движения гражданского общества, ассоциации самоуправленческого характера.

Демократизация политической системы в России ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения личности от политической власти. Изменяется соотношение государства наличности. Не личность является безучастным элементом формального государственного образования, а государство призвано гарантировать свободную, достойную жизнь людей. Отсюда вытекает принципиальный вывод: основным элементом политической системы является человек как политический субъект.

Легитимность политической системы основывается па доверии масс к политическим институтам, согласовании интересов общества, государства и политических структур, способности последних управлять на основе принципа законности, признании народом их права обеспечивать порядок и стабильность. В результате политические факторы из дестабилизирующих превращаются в стабилизирующие, интегративные, демократически выраженные.


8. Политический режим, его основные типы


Существуют два основных способа функционирования политических систем: автократический (малая информация населения о происходящих событиях, концентрация власти в руках небольшой части лиц) и демократический.

Конкретная политическая система каждой страны называется политическим режимом страны.

Политический режим — это способ, механизм властвования. Выделяют три основных типа политических режимов:

тоталитарный;

авторитарный;

демократический.

Тоталитарный режим характеризуется всеобщим контролем и насилием; авторитарный — возникновением неконтролируемых властью областей общественной жизни; демократический — осуществлением власти представителями граждан, избранными в соответствии с законом.

По типу взаимодействия людей и власти эти режимы характеризуются соответственно слиянием общественного сознания с властью, отчуждением народа от власти, выбором конкретных носителей власти народом. По наличию горизонтальных структур: разрушение любых горизонтальных структур, допущение их в той мере, в какой они носят профессиональный, негосударственный характер; структура общественных организаций становится основой политической системы. По характеру существующих в обществе запретов: разрешено только то, что приказано властью; разрешено то, что не имеет отношения к политике; разрешено все, кроме того, что запрещено законом.

Основным признаком авторитарного политического режима является безраздельное господство исполнительной власти. Плюрализм предполагает наличие такого признака, как отказ от диктатуры и насилия, разрешение конфликтов непременно в рамках закона, мирными способами. Политический монополизм выражается в монопольном праве на власть высших руководителей; в приоритете государственной собственности; в господстве одной идеологии.

 

9. Демократия, ее основные ценности и признаки


Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа.

Только в условиях демократии возможен равный доступ всех к участию в управлении обществом и государством при гарантированности прав и свобод граждан.

Демократия характеризуется тремя признаками:

Каждый отдельный гражданин или каждая группа имеет возможность выразить свои экономические и политические интересы через механизм представительной и прямой демократии.

Должна существовать возможность закрепления этих интересов в органах законодательной власти.

Законы, принятые по этим вопросам, должны исполняться.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия — это прямое выражение личностью ее интересов через референдумы и митинги, когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия. Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов. Классической формой представительной демократии является парламентская демократия. Механизм реализации парламентской демократии:

выборы в парламент проводятся по избирательным округам;

преимущественное право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям;

политические партии тесно связаны с избирателями и обеспечивают своим кандидатам поддержку на выборах.

Депутаты, избранные от каждой партии, образуют парламентские фракции. Партийные фракции в парламенте имеют равные права. По существующим правилам парламентских демократий депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями. Гласность — неотъемлемая черта демократии.

Демократический механизм голосования не безупречен. Несовершенство этого механизма проявляется в трех моментах:

Расклад политических сил в парламенте может не соответствовать реальной социально-экономической обстановке в стране.

Отдельные представители и группировки в парламенте могут иметь экономические, политические интересы, отличные от интересов избирателей.

Устройство парламентской демократии таково, что в определенной ситуации не обеспечивает возможность принятия политических решений при выявленных политических предпочтениях — парадокс голосования.

Несмотря на все это, демократическая процедура голосования широко распространена на практике.

 


10. Сущность и содержание политического процесса и политической деятельности


Политический процесс — это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и охватывающих все стадии развития политической системы общества.

Политический процесс имеет следующие стадии:

выявление и согласование интересов;

формирование цели и программы деятельности;

обсуждение и принятие политической программы;

осуществление программы в деятельности социально-политических общностей;

контроль за ее реализацией, оценка результатов, определение ответственности субъекта за ее реализацию или провал.

Политическая деятельность — это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней.

Выделяют политико-государственную (законодательную, исполнительную и судебную) и политико-негосударственную политическую деятельность, партийно-политическую, корпоративную, общественно-политическую, массовую и иные виды политической деятельности.

К числу специфических черт политической деятельности относятся:

ориентация действий субъектов на общеколлективные проблемы;

использование политической власти как главного средства осуществления целей;

основным институтом решения общих проблем выступает государство.

Наиболее распространенным в политике является принцип компромисса. Компромисс в политике — это сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства. Это способ разрешения: конфликтов путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности

Выделяют два основных вида политических компромиссов:

вынужденные, под давлением объективных и субъективных политических условий;

добровольные, заключаемые со взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политическая борьба — это состояние противопоставления и противодействия интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Борьба может быть:

революционной (противоположные политические субъекты-антагонисты с помощью жестких, решительных политических средств стараются радикально изменить существующую политическую систему общества в соответствии со своими представлениями);

реформаторской (постепенное поэтапное разрешение противоречий различных интересов социально-политических субъектов, когда они преодолеваются в основном ненасильственными средствами).

Формами политической борьбы могут выступать политические кризисы, войны, мятежи, путчи, бунты и т. д.

 


Список литературы


1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты