В настоящее время во внешнеэкономической деятельности республики все большее значение придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно партнерскими, что и нашло отражение в подписанной 14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым “Хартии о демократическом партнерстве”. США и Казахстан договорились интенсифицировать контакты в сфере политики, экономики, культуры, образования, экологии, науки и техники, здравоохранении и других областях. Весьма важное значение в контексте казахстанско-американских отношений имеют вопросы обеспечения безопасности, независимости, территориальной целостности и демократического развития Казахстана. Сотрудничество в этой сфере будет осуществляться как на двусторонней основе, так и в рамках действующих международных и региональных структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США будут оказывать необходимую финансовую и техническую поддержку усилиям Казахстана в этом направлении. Конкретными примерами такого рода взаимодействия является заключение двустороннего торгового соглашения, договор о взаимной защите инвестиций, участия Казахстана при поддержке США в программе системной трансформации МВФ, а также деятельное и дающее значительные практические плоды, поощрение администрацией Б. Клинтона масштабного притока инвестиций американского частного сектора в экономику Казахстана. Большой прогресс за последние годы достигнут в казахстанско-китайских отношениях. Китай одним из первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними дипломатические отношения. В Пекине и Алматы открылись посольства. Налажено транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть созданы необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего сотрудничества.
Важнейшим событием в истории двухсторонних отношений стал визит Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993 года, в ходе которого была подписана “Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой”.
С начала сотрудничества между странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя торгово-экономическое сотрудничество. Объем товарооборота между Казахстаном и Китаем за 10 месяцев 1995 года достиг уровня почти 300 млн. долл. США, что на 17 % больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Во время последних переговоров руководители обеих стран отмечали, что уровень торговли может быть доведен до 500 млн. долл. США. [9] Поскольку примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений. [10]
Хорошую основу для развития добрососедских отношений между Казахстаном и Японией заложил официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего сокращению в Казахстане. Тогда правительство Японии внесло 11 млн. долл. в соответствующий японо-казахстанский комитет. Важнейшую роль в укреплении связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные в Казахстане и Японии комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые круги Японии заинтересовались Казахстаном и все основные крупные торговые компании: “Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу” и другие открыли в Алматы свои представительства. Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану предоставлен льготный йеновый кредит для осуществления проекта по реконструкции железнодорожной станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные суммы. Кредиты будут направлены на поддержку экономических реформ в республике. [11]
большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов, закладывающих правовую базу для наращивания широкомасштабного партнерства двух стран.
Оба государства станут развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства и транспорта, в приоритетном плане содействовать тесным контактам между представителями их деловых кругов. Будет также развиваться широкомасштабное партнерство в области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта, туризма. Стороны договорились о сотрудничестве в региональных и мировых организациях, включая ООН, для обеспечения мира и процветания путем совместной работы в областях, представляющих взаимный интерес, таких, как поощрение торговли, охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового уничтожения.
В межправительственном соглашении о научном и технологическом сотрудничестве, подписанном министрами иностранных дел, стороны обязались содействовать партнерству в области науки и технологии на основе равноправия и взаимной выгоды. Подписано также соглашение о культурном сотрудничестве. Стороны договорились прилагать усилия к скорейшему заключению соглашений об избежании двойного налогообложения и по защите инвестиций. [12]
С 1991 г. в Казахстане создан ряд совместных производств с такими крупными южнокорейскими фирмами, аккредитованными в республике как “Корус интернэшнл”, “Голден Велле КоЛТД), “Хан Ян кемика Корпорешин” и другими. Зарегистрировано более 40 совместных предприятий, наиболее крупные из них заняты в производстве цветных телевизоров марки “Нам” на базе казахстанского радиотехнического завода, электробытовой техники, пошиве одежды, строительстве, фармакологии, производстве одноразовых шприцев.
Действует совместное предприятие по производству холодильников и морозильников на базе Карагандинского завода бытовой техники. В г. Жезказгане ведется строительство медицинского комплекса с участием корпорации “Самсунг Корпорейшн”, который включает стационарную лечебницу на 300 коек и поликлинику на 800 посещений в день. Созданы совместные предприятия по реализации, гарантийному обслуживанию и поставке запчастей к автомобилям “Дэу”, по выпуску микроволновых печей, кондиционеров, стиральных машин. Внешнеторговый оборот Казахстана с Южной Кореей за 1994 год составил более 35 млн. долл. В экспорте преобладают минеральные удобрения, хромовые соединения, чугун, корни солодки. Южная Корея завозит в Казахстан медикаменты, ткани, одежду, двигатели. Совместно с корейским Агентством международного сотрудничества осуществляется подготовка специалистов по освоению рыночных отношений в агропромышленном комплексе, по внедрению передовых технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В ходе визита Н. А. Назарбаева в Индонезию прошел обмен мнениями с президентом Сухарто по вопросам казахстанско-индонезийского сотрудничества, региональным и международным проблемам. Были заключены соглашения о сотрудничестве между национальными банками и торгово-промышленными палатами двух стран, которые отражают обоюдное желание укреплять деловые отношения и поощрять развитие торговли, инвестиционной деятельности, установить благоприятный режим для партнерства между государственными и частными структурами, достигнута договоренность о тесном сотрудничестве в рамках международных организаций. Казахстан рассматривает Индонезию как приоритетного партнера в Юго-восточной Азии, через которого возможен выход на прямое сотрудничество с АСЕАИ и АТЭС. Эта тема проходила красной нитью в переговорах в столице Индонезии.
Республика Казахстан установила связи с ведущими государствами Южной Азии - Индией и Пакистаном. В феврале 1992 года в эти государства состоялся визит Н. Назарбаева, во время которого была подписана казахстанско-индийская декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений, а также пакет соглашений с Пакистаном, на основе которого будет расширяться взаимная торговля, финансовое сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее время внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит на качественно новый уровень. Индия выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн. долл. США на создание СП в таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая индустрия, текстильная промышленность. В ближайшее время начнется реализация двух соглашений по чаю, упаковка которого будет осуществляться на казахстанских чаеразвесочных фабриках и по производству упаковочного материала для пищевой промышленности. В общем объеме индийского импорта в Казахстане преобладают товары широкого потребления (чай, фармацевтическая продукция и т.д.). Индия закупает в Казахстане главным образом шерсть, кожу, цветные металлы. [13]
Как видно Казахстан сделал первые шаги по установлению взаимоотношений со США, КНР, Японией, Южной Кореей и другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что все потенциальные возможности в отношении использования природных запасов, в чем нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое задействование помогло бы республике включиться в систему складывающихся здесь структур торгово-экономических связей.
[14] С точки зрения процессов Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений с другими государствами. Становление Казахстана, как полноправного субъекта международных отношений не может произойти одномоментно. В отношении первых лет самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с внешним миром. В настоящее время следует взвешенно рассмотреть вопрос о членстве Казахстана в Организации Исламская конференция )ОИК). Трудно оценить политический, экономический, финансовый, людской, территориальный ОИК. Эта организация включает в себя 52 афро-азиатских государства, все существующие арабские и почти все тюркские страны, т.е. приблизительно одну треть членов ООН. Цели и задачи, закрепленные в Уставе ОИК, полностью соответствуют принципам ООН и международного права. Организация Исламская Конференция заслуживает уважительное отношение к себе со стороны мировой общественности сбалансированностью, сдержанностью и объективностью своей политики. ОИК, в состав которой входят страны с огромным весом в мировой экономике и валютно-финансовой системе, имеет сеть экономических и финансовых фондов и учреждений. Среди них главным является Исламский банк развития (ИБР), через который идут инвестиции в страны - члены ОИК и этого Банка. Зачастую эти инвестиции предлагаются под весьма низкий процент, а иногда предоставляются в виде безвозмездной помощи. Однозначно можно утверждать, что чем дольше будут длиться колебания с решением о вступлении Казахстана в члены ОИК, тем больше мы потеряем от упущенных возможностей по привлечению инвестиций из стран-членов ОИК и их ее экономических и финансовых учреждений. Вполне понятно, что одним из важных направлений внешней политики Казахстана сейчас и в перспективе должно являться ближневосточное. Ближний Восток представляет интерес не только для Казахстана, но и для остальных стран мира не только своими экономико-финансовыми возможностями, но и своим геополитическим положением. Арабо-израильские, межарабские, арабо-региональные отношения, вопрос о возможности существования израильского и палестинского государств, статус Иерусалима, отношение стран региона к ДНЯО, нарастающая проблема пресной воды и другие социально-политические, военные, экономические проблемы, перипетиями своих решений могут и оказывают большое влияние на мировую политику.