Особенности функционирования и развития современных политических партий

В 1992 г. были зарегистрированы партия Славянский собор "Белая Русь", выступавшая за присоединение Беларуси к Российской Федерации, и Белорусская партия зеленых. В 1993 г. партийная система Беларуси пополнилась Республиканской партией труда и справедливости и Партией любителей пива.

Второй этап партийного строительства в Беларуси (1994-1996 гг.) также характеризовался массовым появлением новых политических партий, причем если в 1991 г. в республике действовало 15 политических партий, в 1995 – 34, то в 1998 – уже 46 партий, более за тысячу общественных объединений и фондов.

Приближение крупных политических кампаний – президентских выборов и выборов в Верховный Совет XIII созыва вызвало в 1994 г. бум партийного строительства. Появилось сразу 12 новых политических партий: Белорусская партия труда, Либерально-демократическая партия, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская экологическая партия, Республиканская партия, Белорусская партия "Зеленый мир", Белорусская партия женщин "Надзея", Белорусская республиканская партия, Партия Белорусского народного фронта, Белорусская социалистическая партия, Партия всебелорусского единства и согласия, Белорусская национальная партия.

Президентские выборы 1994 г. стали серьезной школой для молодых политических партий Беларуси. Из 21 зарегистрированной политической партии в президентских выборах реально участвовало шесть. Эти выборы сыграли серьезную роль в становлении партийной системы Беларуси. В ходе избирательной кампании, принимавшие в ней участие партии смогли значительно расширить свои ряды и географию своего присутствия в регионах. Кроме того, их активисты приобрели практический опыт участия в выборах.

В 1994 г. Верховный Совет принял Закон Республики Беларусь "О политических партиях". Согласно закону, минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 до 500 человек. После вступления данного закона в действие была проведена перерегистрация, которую прошли все 24 существовавшие в то время политические партии.

В выборах в Верховный Совет XIII созыва принимали участие практически все зарегистрированные политические партии. Однако большинство из них не добилось результатов. По итогам майских выборов и довыборов в ноябре 1995 г. парламентские мандаты получили: Партия коммунистов Белорусская (44), Аграрная партия (34), Партия народного согласия (8), Объединенная гражданская партия (8); по два мандата Белорусская социал-демократическая Громада и Партия всебелорусского единства и согласия; по одному мандату – Белорусская крестьянская партия, Белорусское патриотическое движение, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Белорусская народная партия, Либерально-демократическая партия.

В Верховном Совете XIII созыва были образованы партийные парламентские фракции: аграрная фракция (46); фракция ПКБ (44); социал-демократическая фракция (18); фракция "Гражданское действие" (18).

В общей сложности партийные фракции включали в себя 2/3 депутатского корпуса. В Верховном Совете XIII созыва партийные фракции стали реальной политической силой. Уже на первой сессии парламента его руководящие органы были сформированы на основании межфракционного пакетного соглашения. Ни один серьезный закон не мог быть принят парламентом, если не был поддержан партийными фракциями.

После парламентских выборов 1995 г. процесс появления новых политических партий приостановился. В 1996-1998 годах были созданы только две политические партии – пропрезидентская Партия "Очищение" (конец 1995 г.) и Белорусская партия "За социальную справедливость", зарегистрированная в декабре 1996 г.

Второй период существования политических партий характеризовался довольно жесткой политической борьбой между партийной оппозицией и властью (продолжавшееся противостояние с премьером В. Кебичем до президентских выборов 1994 г. и президентом А. Лукашенко). Итогом кризиса между ветвями власти – исполнительной в лице Президента и законодательной, сформированной более чем наполовину из представителей политических партий, стал референдум 1996 г. и роспуск Верховного Совета XIII созыва. Ведущие политические партии выбрали тактику жесткого противостояния с Президентом и бойкотировали выборы в Палату представителей 2000 г. Такой ход событий привел к практически полному вытеснению партий на периферию политического пространства, ослаблению партий и перегруппировке политических сил.

Третий этап (1996 г. – по настоящее время) характеризуется уменьшением числа партий, интенсивным процессом их реорганизации, объединений и расколов существующих партий. Не последнюю роль в этом процессе сыграла законодательная инициатива Президента, поддержанная Палатой представителей, которая поставила партии в более жесткие рамки деятельности.

В 1998 г. по инициативе Министерства юстиции Верховный суд Беларуси принял решение о ликвидации 8 политических партий, которые после парламентских выборов 1995 г. фактически прекратили свое существование: Белорусская объединенная спортивная партия, Белорусская партия "За социальную справедливость", Белорусская экологическая партия, Народная партия "Возрождение", Партия любителей пива, Партия "Очищение", Партия "Белорусский научно-производственный конгресс" и Партия всебелорусского единства и согласия.

Значительным событием, изменившим партийную систему Беларуси, стал Декрет Президента Республики Беларусь № 2 "О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений" от 26 января 1999 г. Декрет увеличил минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 членов. Была учреждена Республиканская комиссия по регистрации и перерегистрации общественных объединений, состав которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

Из существовавших 28 политических партий 18 приняли решение участвовать в перерегистрации, 17 партий были перерегистрированы.

После вступления в 1999 г. в силу новой редакции Закона Республики Беларусь "О политических партиях" были зарегистрированы Консервативно-христианская партия БНФ и Партия БНФ, которые образовались в результате раскола Партии Белорусского народного фронта. В результате перерегистрации политических партий на политической сцене Беларуси осталось 18 партий, которые представляли практически весь спектр – от правых до левых.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий, поставлено на учет 1114 организационных структур политических партий (65 областных, 425 районных и городских, 624 первичные). Однако все зарегистрированные в лучшем случае являются протопартиями, а не вполне сформировавшимися политическими партиями в собственном смысле этого понятия [Мельник, 233].

Партийная система Беларуси еще окончательно не установилась и обладает значительной по сравнению с соседними странами спецификой.

Наиболее частым эпитетом для белорусских политических партий является термин "оппозиция". Одиннадцать политических партий Беларуси в соответствии с их программами являются оппозиционными в отношении Президента страны и проводимой им политики, это: Белорусская партия женщин "Надзея", Белорусская партия "Зеленые", Белорусская партия труда, Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), Белорусская экологическая партия зеленых "БЭЗ", Консервативно-христианская партия – БНФ, Либерально-демократическая партия, Объединенная гражданская партия, Партия "Белорусская социал-демократическая Громада", Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская.

Жесткая политическая борьба в Беларуси в последние годы придает дополнительный вес и значение идеологическим доктринам. По этой причине сегодня у нас в стране фактически нет партий, которые считали бы себя чистыми прагматиками (центристами) и демонстративно сторонились идеологии.

В настоящий момент белорусская политическая культура имеет ярко выраженный антипартийный характер. Выборное законодательство не стимулирует политическое объединение граждан в партии (партии практически не обладают никакими преимуществами ни на одном из этапов избирательной кампании). В парламенте отсутствуют партийные фракции, нет даже так называемой партии власти.

В этой связи большинство белорусских партий являются, скорее, политическими клубами, чей рейтинг доверия не превышает 5%. Партийная организация сохраняет свое политическое значение только для оппозиционных сил. В данном случае партии являются важным средством накопления людских и финансовых ресурсов, консолидации сил.

В настоящее время существует коалиция оппозиционных партий, которые координировали свои действия во время последних парламентских выборов (осень 2008 года). Речь идет об Объединенных демократических силах (ОДС). Главные участники – Объединенная гражданская партия (ОГП), Партия БНФ, Партия коммунистов белорусская (ПКБ), Белорусская социал-демократическая партия Грамада (БСДПГ).

По итогам выборов в Палату представителей осенью 2008 г. никто из кандидатов, представлявших оппозиционные силы не прошел. Перед голосованием из 98 претендентов регистрационные удостоверения кандидата удалось получить 78 представителям коалиции ОДС: ОГП – 20 кандидатов, Партия БНФ – 16, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) – 14, БСДПГ – 10, беспартийные – 18 (представители оргкомитетов по созданию Белорусской христианской демократии, Белорусской партии трудящихся и ликвидированной властями Белорусской партии женщин "Надзея"). Оппозиция не признала итогов выборов.

Потенциальным кандидатом на роль партии А.Лукашенко может стать общественное объединение "Белая Русь". Оно было создано в Гродно в 2004 г. как областное объединение. В 2007 г. организация решила выйти на республиканский уровень. 17 ноября 2007 г. в Минске во Дворце Республики прошло учредительное собрание пропрезидентского общественного объединения "Белая Русь". Министр образования А. Радьков, который единогласно был избран председателем общественного объединения, заявил, что развитие государства тесно связано с именем А. Лукашенко.

Пока руководство "Белой Руси" не стремится преобразовать движение в политическую партию. При этом многие члены обеих палат белорусского парламента входят в это объединение. Аналитики считают, что в случае необходимости А. Лукашенко может превратить "Белую Русь" в проправительственную партию наподобие "Единой России" в Российской Федерации для укрепления своей власти.

Сложившаяся в Беларуси партийная система не вписывается до определенной степени ни в одно известное определение. Это не однопартийная система, поскольку представители власти не организованы в политическую партию. Кроме того, в стране легально действуют политические партии, ставящие перед собой задачу изменения существующего режима посредством выборов. Правда, для властей характерно отношение к оппозиционным политическим партиям как к некоему антинародному образованию.

Нельзя пока охарактеризовать сложившуюся у нас партийную систему и как многопартийную, поскольку после ноябрьского референдума 1996 г. основные партии оппозиции не принимали участия в выборах в местные Советы и в Палату представителей, а на президентских выборах выдвинули единого кандидата, противостоящего кандидату от "партии власти".

Поэтому некоторые исследователи говорят о существовании в Беларуси так называемой "партии власти" в качестве своеобразной правящей политической партии, не зарегистрированной и не имеющей фиксированного членства. Все остальные демократические партии тогда рассматриваются в качестве единой политической организации – "оппозиции". В этом случае, вероятно, можно говорить о существовании у нас квазидвухпартийной системы, в рамках которой противостоящие друг другу стороны ("оппозиция" и "партия власти") ведут борьбу за власть в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты