Надежда на улучшение отношений с Молдовой оказалась проигрышной – республика приняла активное участие в создании антироссийского блока ГУУАМ, а молдавские коммунисты не смогли остановить процесс тотальной дерусификации в республике (это при том, что 30% населения Молдовы – не молдаване, а, как правило, русскоязычные). Непоследовательность по отношению к Приднестровью привела к укреплению позиций Украины в регионе. Например, на празднование десятилетия ПМР в сентябре 2000 года приглашена делегация УНА_УНСО, где члены этой организации будут награждены медалями за оборону ПМР.
Однако можно предположить, что Россия не заинтересована в прохождении ПМР пути от квазигосударства до реального признанного государства. В результате недавнего референдума в Черногории появилось новое государство, ставшее членом ООН. Грядет голосование и в Косово, после которого может образоваться еще одно признанное государство на Балканах.
В 90-е годы федерация дробилась по линии союзных республик. Сегодня процесс продолжается на другом уровне – отделение от государства автономий. Речь идёт о Косове и Метохии. Это очень опасно для России, как, впрочем, и для Македонии, и Сербии. В вопросе Косова и Метохии российские интересы имеют двойственный характер. Предоставление Косову независимости при одновременном признании КиМ «особым случаем», на чём настаивают сегодня европейские структуры и США, не позволит поднимать вопрос о признании независимости самопровозглашённых республик на постсоветском и постюгославском пространстве. Если же добиться, чтобы Косово стало универсальным случаем международного права, то можно будет решать вопросы статуса Приднестровья, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Республики Сербской и т.д. Но одновременно возрастает опасность попытки отделения от РФ отдельных частей территорий.
Сегодня у сербов присутствует страх от того, что Россия будет торговаться: «за Косово – Южная Осетия и Абхазия». Но сербы нам напоминают, что в случае осетин и абхазцев речь идёт об исконных народах на этой территории, а в случае с Косовом, по их мнению, ситуация иная: албанцы «узурпировали сербскую землю». По их мнению, Косово и Метохия может быть сравнима лишь с Суздалем, Владимиром, Псковом, Москвой, Новгородом.
И все же при благоприятном разрешении косовская модель может оказаться весьма перспективной для стран, в которых развиваются «центробежные тенденции», где, в отличие от ПМР, центром выступит уже Россия. Правовой прецедент весьма важен в вопросе определения правового статуса квазигосударства – а квазигосударственность сейчас является актуальной геополитической проблемой для России.
Приднестровье – уникальное русско-культурное квазигосударство. Несмотря на то, что русские являются в Приднестровье второй по численности этнической группой, данный регион был и остаётся российско-ориентированным. Здесь на протяжение 200 лет усилиями России – СССР формировался «форпост империи». Сегодня руководство Российской Федерации должно учитывать, что практически при любом развитии событий пророссийское квазигосударство невозможно вписать ни в какое региональное устройство без участия России. Эта русская республика (и в этом смысле она обречена) на протяжении 15 лет была и остаётся источником политической нестабильности и поводом для вооружённого противостояния. Отказываясь от своей исторической ответственности, Россия тем самым обрекает данное государственное образование и людей проживающих в нём на крайне непредсказуемое существование.
Военные столкновения начала 90-х имели под собой культурные (сегодня в Приднестровье любят говорить – «цивилизационные») противоречия. Вопрос о международном признании ПМР для России не является первостепенным. Для Москвы необходимы: внешнеполитическая стратегия и культурное самоопределение в отношении этого региона (и автоматически ряда других подобных регионов). Ведь культуре признание не нужно. С ней можно бороться только одним способом – тотально изменить этнический состав, например депортировать всё население, как это делал Сталин и как это происходит сегодня с сербами в Косово под «покровительством» сил КФОР.
Приднестровье является важным военно-стратегическим плацдармом России, обеспечивающим ей влияние в Юго-Восточной части Европы и на Балканах. Поэтому вопрос сохранения российского военного присутствия в ПМР как никогда актуален, особенно после ослабления российского военного присутствия в Крыму.
Следует помнить, что русская культура и российское присутствие в Приднестровье имеют глубокие исторические корни. В течение XVIII века именно на эти земли переселялась духовная и культурная элита Русской Православной Церкви, укрывавшаяся от гонений в послепетровскую эпоху и секуляризаторскую политику второй половины XVIII века. Выдающийся богослов той эпохи Паисий Величковский основал на этой территории сеть монастырей и духовных школ, внесших колоссальный вклад в «культурную колонизацию» этого края, а на втором шаге, вызвал новый духовный подъём XIX века в самой России.
Состояние «квазигосударственности», в котором оказалось Приднестровье сегодня, не может не сказаться негативно на экономическом, культурном, политическом состоянии региона. Очевидно, что Приднестровская Молдавская Республика обладает всеми чертами квазигосударства. Эти черты выражаются в ярко выраженной центробежной тенденции, наличии территориальной целостности, отсутствии правового статуса самостоятельного государства, наличии харизматичного лидера. В экономическом плане ПМР также соответствует критериям выраженной сельскохозяйственной направленности в экономике, индустриальной отсталости и активной эксплуатации наследия «имперского» прошлого (что подтверждает, например, кризисная ситуация в энергетике ПМР), хотя, по сравнению с РМ Приднестровье и обладает более развитым индустриальным потенциалом. Нетипичными для квазигосударственного состояния можно считать отсутствие этнической целостности ПМР, выраженную ориентацию на соблюдение прав всех национальных меньшинств и общее стремление к решению проблемы признания исключительно в рамках норм международного права.
Все заинтересованные стороны сегодня признают, что лучшим вариантом развития ситуации для ПМР может стать интеграция с Молдовой на федеральной основе при неукоснительном соблюдении принципа субсидиарности. Однако для Приднестровья осмысление содержания принципа субсидиарности сталкивается со сложившимися стереотипами закрепленными в таких понятиях, как: административно-территориальное деление, схемы расселения, размещение производительных сил в госплановском смысле, полномочия органов власти, взаимная ответственность. Поиск оптимальной модели приобретает особое значение для Приднестровской Молдавской Республики в условиях интеграционного процесса и построения новых для республики федеративных отношений.
Этот процесс осложняется предвзятым отношением европейских государств и США, представители которых осуществляют наблюдательные функции в регионе. Под влиянием этих стран правительство Молдовы стремится ограничить влияние России на территории ПМР и проводит собственную политику, направленную на формирование унитарного государства и ограничения самоуправления в Приднестровье. Это влияние никак не уравновешивается влиянием России, которая до сих пор не выработала четкой внешней политики по отношению к Приднестровью.
Однако события последних месяцев позволяют надеяться, что проблема ПМР, наконец, найдет устраивающее Россию и Молдавию разрешение. В конце апреля в «Независимой газете» появилось сообщение о скандале в Брюсселе, в центре которого оказались Москва, Кишинев и Тирасполь. Поводом для него послужило сообщение издания EUObserver о том, что между Россией и Молдавией существует некий секретный договор по урегулированию приднестровского конфликта, в который не посвятили других участников переговорного процесса – Украину, ОБСЕ, Евросоюз и США.
По данным журнала «The Economist» президент Владимир Воронин изложил новый подход, который предусматривает подписание совместно с приднестровским лидером Игорем Смирновым декларации, согласно которой Молдавия впервые признает правительство и руководство Приднестровья как законные структуры. Молдавский парламент будет выбираться избирателями по обе стороны. Приднестровье сохранит свой Верховный совет и будет иметь ведущих замминистров в национальном правительстве. Договор предусматривает проведение в ближайшие полгода параллельных перевыборов молдавского парламента и приднестровского Верховного совета. Если Молдавия пойдет на такую уступку, Россия обязуется вывести из региона остатки бывшей 14-й армии и все вооружения в течение 2 лет, и к 2009 году на смену войскам России придут невооруженные международные наблюдатели. Но и Молдавия обещает не менять статус нейтрального государства, что фактически исключает ее интеграцию в НАТО.
Заключение и выполнение такого договора было бы доказательством усиления российского геополитического влияния в этом регионе и создало бы прецедент для разрешения подобных ситуаций в будущем. Однако нельзя забывать, что приднестровско-молдавские переговоры уже не раз заходили в тупик. Сможет ли Россия употребить свое влияние для достижения соглашения – покажет время. ЕС и США такое соглашение, очевидно, не устроит, но учитывая результаты референдума в Приднестровье и событий в Косово, это лучший вариант решения проблемы.
Подытоживая, можно сказать, что осуществить переход от квазигосударственности к собственно государственному статусу (пусть даже в рамках объединенной РМ) ПМР мешает конфликт геополитических интересов, неразрешимый при сегодняшней непримиримой позиции сторон.
1. Аврутина Л.Г. Легитимация политической власти в России: анализ, проблемы, приоритеты. Дисс... канд. полит. наук. – М., 2001.
2. Автономов А.С. Федерализм: Российское измерение. www. federalmcart.ksu.ru.
3. Аболин О.Ю. Всемирный и европейский федерализм: вероятные перспективы // ПОЛИС. 1994. N 5. С.142 – 144.
4. Бальций Ю.Ю. Федерализм и локальная демократия в ФРГ. // «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма», Тирасполь. 2003. С.43-48.
5. Бобкова Е.М. Общественное мнение: механизмы формирования // «Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма», Тирасполь. 2003. С.61.
6. Будагов Р.А. История слов и история общества. М., 1971.
7. Винокуров Е. Анклавы в мировой экономике и политике: опыт последних десятилетий г. // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №9, С. 83-88.
8. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2000.
9. Гамова С. Брюссель просит предъявить пакт Воронина–Путина. // Независимая газета. 2007. 27 апреля.
10. Гражданское право. Под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого.. – М.,2000 Т.1.
11. Дерлугьян Г.М. Крушение советской системы и его потенциальные следствия: банкротство, сегментация, вырождение. // «Полис». 2000. № 2, 3.
12. Доклад «Приднестровский конфликт: прошлое и настоящее» //Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ. 2000. №9
13. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: Арктогея. 2000.
14. Дымов Д.Е. Конституционные гарантии целостности федерации в зарубежных странах. М., 1996.
15. Евангелиста М. Геополитика и будущее Российской Федерации. http://www.geopolitics.ru.
16. Замятин Д.Н. Национальные интересы как система упакованных политико-географических образов // «ПОЛИС». 2000. № 1. С.45-51.
17. Заргарян Р.А. Доктрина геополитики современной Восточно-Средиземноморской цивилизации: Турецкая угроза Восточно-Средиземноморской цивилизации – С.Пб: Алетейя, 2004.
18. Ильин М.В. Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) // ПОЛИС. 1994. № 1. С. 127–140.
19. Ильин М.В. Ритмы и масштабы перемен (О понятиях «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии). // «ПОЛИС», 1993, № 2, с.57–68.
20. Ильин М.В. Собирание и разделение суверенитета.// «ПОЛИС». 2001-№1. С.144 – 149.
21. Иноземцев В.Л. Караганов С.А. О мировом порядке XXI века // Россия в глобальной политике. 2006. №1. С.69-76.
22. История Приднестровской Молдавской Республики. – Тирасполь, 2001.
23. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М., 1974.
24. Коллинз Р. Предсказание в макросоциологии: случай Советского коллапса. // «Время мира», Альманах. Вып. 1: Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск. 2000.
25. Колосов В.А., Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации // Вестник МГУ, 2000. сер.5. №2.
26. Куббель Л.E. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.
27. Колосов В.А. Мироненко Н.С. Политическая география. М., 2003.
28. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Квазигосударственность.// «ПОЛИС». 2001. №2. С. 139-142.
29. Лукьянов Ф.А. Патовая ситуация (Интервью) // «Россия в глобальной политике» №8 .2006 info@pankisi.info.
30. Материалы Международной научно-практической конференции «Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство» 16 февраля 2006 г. – Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива». 2006.
31. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. Бергера П., Хантингтона С.– М.: «Аспект Пресс». 2004.
32. Мухаев Р.Т. Теория политики. – М.:Юнити-Дана, 2005.
33. Неклесса А.И. Ordo quadro – четвертый порядок: пришествие постсовременного мира.// «ПОЛИС». 2000. №6. С. 104-109.
34. Примаков Е. С кем дружить России? // Аргументы и факты. 2005. №51.
35. Суверенитет в условиях глобализации: опыт политик Запада и Востока. – М.: Наука, 2005.
36. Пэ О. Процесс международного признания бывших югославских республик – опасный прецедент для многонационального государства // Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 3. - М.: Весь мир, 1997. - С. 139-149.
37. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). – М. Политика, 1995.
38. Старовойтова Г. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. – СПб., 1999.
39. Фадеева Т.М. Федеральные модели Европейского Союза – Концепции и практика. – М.,1999.
40. Фельдман Д.И. Признание правительств в международном праве. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1961.
41. Фердросс А. Международное право. – М., 1959.
42. Федорчуков Я.Ф. О механизме выстраивания федеративных отношений между Молдовой и Приднестровьем. //Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма. – Тирасполь. 2003. С.128-129.
43. Хестанов Р. Недодержавие // Политический журнал. 2004. №8 С.56 - 59.
44. Чиркин В.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). – М., 2001.
45. Шарапова Е.В. Консервация непризнанных квазигосударственных образований как угроза национальной безопасности. // «Южнороссийское обозрение» 2003. Вып. 14. С.49-51.
46. Шаповалова Т.Н. Евразийский федерализм: контуры политико-правового проекта // Философия права. 2006. № 3.
47. Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. – М.,2001.
48. Шевчук Е.В. Доклад о работе Совместной Конституционной Комиссии. Газета «Приднестровье» №188 (2198) от 27 сентября 2003 года.
49. Штански Н.В. Принцип субсидиарности в федеративном устройстве государства // Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма – Тирасполь, 2003. С.113-117.
50. Янковский В.В. Переговорный процесс и позиции Молдовы и Приднестровья по проблеме федерализации. // Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма – Тирасполь, 2003. С.57-61.
51. Waters M. Globalization. London, 1995. P. 96.
52. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства // http://www.materik.ru
53. Независимое информационное агентство Peacekeeper.ru // http://www.peacekeeper.ru
54. Официальный сайт посольства республики Казахстан в Украине и Республике Молдова // http://kazembassy.com.ua/moldova
55. Юридическая Россия. Федеральный правовой портал // http://law.edu.ru
56. Информационно-аналитический портал «Новое армянское слово» // http://www.novarm.am/index.htm
57. Социально-гуманитарное и политическое образование. Система федеральных образовательных порталов // http://humanities.edu.ru
58. Журнал «Полис». http://www.politstudies.ru
59. Сайт «Российская ассоциация политической науки» // http://www.rapn.ru
60. Журнал «Политическая экспертиза» // http://www.politex.info
61. Научно-образовательный форум по международным отношениям // http://www.obraforum.ru
62. Фонд «Либеральная миссия» // http://www.liberal.ru
63. Институт стран СНГ. Институт диаспоры и интеграции. Информационно-аналитический бюллетень. http://www.zatulin.ru/institute
64. Геополитика http://www.geopolitics.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10