Каждый год, Первого, Девятого мая, Седьмого ноября сотни пенсионеров по свей стране выходят на митинги протеста против существующей власти. Их требования стали уже традиционными: «Смена правительственого курса», «Нт разграблению страны». По сути, в этом, и в голосовании на выборах проявляется политическое поведение даной социальной группы.
На наш взгляд примечательнен один факт. Отличие политической активности пенсионеров России от Западных людей того же возраста в том, что пенсионеры за рубежом менее политически активны, в целом. Кто-то из них можетбыть членом муниципального совета или даже представлять какую-либо политическую организацию. Но учавствовать в митингах, протестовать – это дело молодежи и работающих людей среднего возраста. Т. е тех людей, кто является реальными субъектами общественно-политической жизни.
В России все по другому. Активная, работоспособная часть населения демонстрирует относительную политическую пассивность и абсентеизм, очень опасные в наше время переходного пеиода. А пенсионеры являются наиболее дисциплинированной, политически активной частью общества, дающий почти стопроцентный показатель на выборах.
Мы объясняем это привычкой выработанной годами Советской власти, когда явка на выборах составляла 99, 99% от общего количества избирателей. И люди старшего возраста продолжают «давать» эти проценты. А младшие поколения и люди среднего возраста не так сильно подвержены привычке голосования и относятся к этому акту пассивно.
А участие пенсионеров в митингах мы объясняем ппсихологическим эффектом поддержки. Многие пенсионеты живыт одни, без детей, круг общения их узок. А на митинге, демонстрации они встречают людей, блтзких им по возрасту и по решаемым проблемам. Вместе вспоминают молодость, а, так как жили при власти коммунистов, то и поддерживают их же.
Но, отметим, что с каждым годом активных сторонников КПРФ все меньше. Это и заслуга государства, повышающего пенсии, и объективные причины. Также добавим, что ошибочно приписывать всем людям пожилого возраста приверженность «красным» взглядам и идеям. Многие пенсионеры вместе с молодыми людьми приветствуют те преобразования, которые происходят в нашем обществе на протяжении последних 11 лет.
Выше мы описали две социальные группы, которые являютсяв определенносм смысле полюсами социальной общественности людей. На одном –молодежь, студенчество, только еще начинающая социально-значимое функционирование в обществе; с другой – пенсионеры, выходящие постепенно из структуры активных общественных отношений. В своей работе мы отметили особенности поведения этих групп-полюсов в российской политике на современном этапе.
Для более глубокого понимания общественно-политических процессов, происходящих в сегодняшнем обществе России рассмотрим политическое поведение российских менеджеров и предпринимателей.
Начать анализ отношения представителей т.н. «новой волны» российского общества к политике мы хотели бы с демонстрации уровня законопослушности вышеназванной группы. Ниже мы приводим результаты опроса, проводивщегося на базе репрезентативной выборки Мосгорстата, в аперле 1993 г.
В результате, анализу подверглись 277 анкет руководителей предприятий всех форм негосударственной деятельности.
Для выяснения общего отношения предпринимателей к соблюдению законодательных норм им была предложена следующая модельная ситуация : «представьте, что принять постановление правительства или местных органов власти, создающее ощутимые трудности в работе предприятий Вашего профиля. Как Вым лучше действовать в такой ситуации, если нет реального контроля за соблюдением этого постановления?».
Ответы руководителей продемонстрированы в Таблице №1 .
Необходимо отметить и некоторые специфические результаты. Так болнн законопослушны предприниматели – женщины, а также руководители более старшего возраста. С уровнем образования руководителей особой связи нет, так же как и с размерами подведомственных им предприятий. В большей степени более склонны соблюдать узаконенные нормы руководители, занятые производством товаров производственно-техноческого назначения, финансовой и издательской деятельности. А более предрасположены к игнорированию правовых норм производители потребительских товаров и работающие в сфере медицинского обслуживания. Затрудняющихся ответить более всего среди деятелей общепита.
Из всего, приведенного выше, можно сделать определенные выводы. Во-первых, поведение предпринимателй регулируется не столько формально, сколько нормамипостоянно воспроизводимых как продукт живого взаимодействия хозяйствующих субъектов. Во-вторых, сказывается установка советского периода на психологи. «двойственного стандарта». И, в-третьих, сказывается необходимость обойти множества противоречивых бюрократических предписаний свыше, чтобы продолжать свое дело.
Рассмотрев отношение людей бизнеса к соблюдению законов, убедившись, что современные российские условия не позволяют всегда соблюдать издаваемые властью законы, мы можем перейти к рассмотрению поведения людей бизнеса и управления в политической системе современной России.
Прежде всего необходимо отметить тот факт, что к реальной власти, в Думу, в губернаторы, представители деловых кругов почти не стремятся. Но влияние на власть, властные отношения, людьми бизнеса оказывается достаточно умело и носит, часто , скрытый характер. Правда, в данном случае, Россия не является исключением. Вор всех странах мира влияние на власть оказывают крупные финансово-промышленные группировки. на наш взгляд, политической партии, отражающей интересы людей бизнеса не существует.
Причина, по-видимому, именно в вышеназванной разобщенности деловых кругов России. Они еще не вполне осознали свою корпоративность, необходимость консолидирования усилий в достижении политических и экономических целей. Каждый бизнесмен- сам по себе, сам за себя. В регионах становление производительного капитала происходит также с определенными трудностями.
Политическая партия, отражающая интересы людей бизнеса, просто необходима. «Теневой» сектор предпринимательства становится все обширнее. И это, по словам Елены Паниной, председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимательства, вина правительства. Высокие, часто неоправданно, налоги; таможенные тарифы- вот главные причины «ухода» бизнеса в тень».
Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод. Промышленники и предприниматели, обеспечивая отечественный рынок товарами и услугами, как никто реально оценивают всю сложность и многообразие политического процесса в современной России. Они готовы к любому диалогу с властью, с целью повышения эффективности работы экономических направлений российского рынка товаров и услуг. Политический консенсус, полифоничность решений для деловых людей России стоят очень многого. Ведь от стабильности в политической жизни общества напрямую зависит экономическая стабильность, так необходимая бизнесменам.
Отдельно мы рассмотрим отношение к власти, и политическим отношениям в частности, менеджеров. Эта новая формация общества представляется нам интересной для изучения по той причине, что именно от управленцев всех рангов зависит эффективная работа многих отраслей жизни России. Что же главное ждет сообщество менеджеров от власти? Прежде всего- стабильности, прозрачности в отношениях с бизнесом, власти разумных законов. Стабильность необходима для преемственности власти; что, в свою очередь, гарантирует продолжение стратегического курса на развитие рыночной экономики и сильного правового государства. Интересен тот факт, что менеджеры, как и бизнесмены, ожидают от власти реализации комплекса государственных мер, позволяющих развивать эффективный законопослушный бизнес, защищенный от чиновничьего произвола и посягательств криминала.
Как считают менеджеры, речь может идти даже о диктатуре закона. Но только в том случае, если в России будет стабильная и непротиворечивая законодательная база. Сейчас таковой нет, хотя в течении 90-х годов предпринимались попытки по ее созданию. Сами менеджеры ждут от власти привлечение наиболее успешных управленцев в государственные структуры, причем не обязательно только в правительство.
Проанализировав политическое поведение различных социальных и возрастных групп в современной России, сделаем определенные выводы:
Во-первых, наблюдается общая пассивность социальных групп по отношению к политическому процессу. Наибольшую активность проявляют люди старшего возраста, пенсионеры. Но их активность носит пассивных характер, так как выражается, в основном, в участии в митингах и демонстрациях. Менее всего проявляют политическую активность молодежь. И это, как отмечалось нами ранее, является одной из особенностей российского политического процесса.
Во-вторых, и это также важный факт, не наблюдается тенденции к объединению людей бизнеса с целью создания единой партии для выражения своих политических и экономических интересов. Это, в свою очередь, не способствует повышению эффективной работы институтов государства.
Таким образом, мы установили, что политическое поведение различных социальных и возрастных групп в России неоднозначно и многоаспектно.
§3 Особенности политического экстремизма в России.
Политический экстремизм выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.[1]
Поведение экстремистов, в отличие от умеренных радикалов, также выступающих за решительные политические мероприятия, не вписывается в рамки закона, нарушает конституцию данной страны, как и другие государственные и международные правовые нормы. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм.
В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства. Примером экстремизма на международной арене может служить внешняя политика тоталитарных режимов, выражающаяся в экспорте различных глобалистских идей: «пролетарской революции» (СССР), «нового порядка» (нацистская Германия), «исламской революции» (фундаменталистский Иран).
В России ныне представлено большое количество форм политического экстремизма. Фундаментом для экстремизма служит:
а) затяжной социально-экономический кризис, затронувший все слои и части общества;
б) обнищание и падение уровня жизни значительной части населения;
в) тотальная криминализация общественной жизни, включая властные структуры;
г) потери единых целей «общего дела».
Экстремизм в постсоветской России обнаруживается в массовом выходе политической жизни из правовых норм, прежде всего в виде этнических консолидированных и вооруженных сепаратистских движений. Особое место, в данном случае, занимают радикальные исламисты, которые своими незаконными действиями подвергли опасности гражданский мир и территориальную целостность российского государства. Эта форма политического экстремизма наиболее ярко проявила и, к сожалению, проявляется до сих пор в чеченском конфликте. Со стороны чеченских вооруженных формирований имели место многочисленные нарушения международно признанных норм и правил ведения войны, например, стремление перенести войну в глубь России, захват людей в рабство и обмен их на своих пленных сторонников, террор против мирных жителей.
Шамиль Басаев, один из руководителей незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, угрожал России «ядерным и биологическим» терроризмом: «Полкило урана на Москву – и этот город перестанет существовать».[2]
Салман Радуев, другой известный чеченский «полевой командир», объявив однажды «о начале широкомасштабной железнодорожной войны против России», впоследствии взял на себя ответственность за несколько взрывов на вокзалах, в частности в Воронеже, Пятигорске и Армавире. Он обещал также взорвать нефтепровод, «потому что он служит интересам России, а она наш враг, пока не признает нашу независимость».[3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12