Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, %
—
—
74,5
79,2
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже прожиточного минимума, %
—
38,4
33,0
46,7
Денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг, % от общих расходов
—
71,0
80,0
87,4
Сбережения населения, % от общих расходов
—
22,7
11,0
4,4
Численность студентов вузов, тыс. чел.
184,6
197,4
244,0
262,1
Количество легковых автомобилей в личной собственности (на 1000 населения), шт.
61,9
88,2
121,9
131,2
Количество посещений театров (на 1000 населения)
238,0
172,0
181,0
217,0
Количество врачей (на 1000 населения)
39,0
41,6
44,4
45,8
Ввод в действие общей жилой площади (на 1000 населения), м2
527,0
190,0
357,0
294,0
Социальная политика на период выхода экономики из кризиса ставит своей целью стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2000–2010 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит ряд мер:
¾ политику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;
¾ социальную политику граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;
¾ обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.
В условиях распространения бедности, ухудшения состояния здоровья населения необходимо оказывать поддержку семье — важнейшей ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функции:
¾ не допускать сокращения государственных расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП;
¾ поддерживать определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10–15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);
¾ восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;
¾ сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества, что окажет положительное влияние прежде всего на бедных, которые имеют доступ только к государственному здравоохранению;
¾ сохранить доступность к системе образования, поскольку его влияние на уровень бедности состоит в том, что люди с более высоким образовательным уровнем, быстрее приспосабливаясь к изменениям на рынке труда, способны обеспечить себе достойный уровень доходов.
Основой социальной политики на период выхода экономики из кризиса является система государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания. Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов.
Согласно Закону Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» (№ 322-3 от 11.11.1999), в систему государственных минимальных социальных стандартов включаются:
1) в области оплаты труда: минимальная заработная плата (МЗП) — ее размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета; республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по единым коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда;
2) в области пенсионного обеспечения: минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца;
3) в области образования: перечень бесплатных и общедоступных образовательных услуг;
4) в области здравоохранения: нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение в пересчете на одного жителя страны;
5) в области культуры: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, которые устанавливаются государственными учреждениями культуры;
6) в области жилищно-коммунального обслуживания: нормы общей площади жилого помещения, перечень и объем коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам, а также максимально допущенная доля оплаты платежей за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, гарантируется предоставление бесплатного жилья или жилья по доступным ценам;
7) в области социальной поддержки и социального обслуживания: государственная помощь в связи с рождением ребенка и воспитанием детей. Для оказания материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации предусмотрены пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь, а также установлены нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.
Нормы государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь совместно с республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.
Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. При формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные учеными и специалистами соответствующих республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на душу населения, ежеквартально рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.
Назначение бюджета прожиточного минимума как социального норматива проявляется и в том, что он является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Признание граждан (семей) малообеспеченными служит основанием оказания им государственной социальной помощи.
Бюджет прожиточного минимума является основой для установления минимальных государственных социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем — до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет — это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. В 2 ч. – Мн.: АУприПРБ, 2007.
2. Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов В.А. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. – Мн.: БНИП, 1999. – 176 с.
3. Балашевич М.И., Махато Б.П. Эффективное государство: Исследование роли государства в стимулировании деловой активности в развивающихся странах. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 100 с.
4. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн, 2000.
5. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. Белорусский экономический журнал № 3, 2008.
6. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1. – Мн.: АУприПРБ, 1998.
7. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 1999.
8. Парельяда Ф.С. Промышленная политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под ред. В.В.Мишкевича. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 94 с.
Страницы: 1, 2