Относительное сравнение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе

Такое положение позволяет предотвратить ситуации, когда религиозные общины стремятся полностью ограничить контакты своих сторонников с окружающим миром и исключить их из общественной жизни государства (например, Свидетели Иеговы)

Все взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству нашей страны.

Религиозные организации могут участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки

В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.

Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.

Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Система образования в Республике Беларусь носит исключительно светский характер, не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии.

В учреждениях образования не допускаются создание и противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций. Тем не менее, учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности с согласия родителей во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Отсюда заметно, что государство стремится обеспечить гражданам светское образование, но не стремится сделать его полностью нерелигиозным. Традиционные для нашей страны религиозные системы и их организации имеют значительный опыт положительного педагогического воздействия на подрастающее поколение, и способны помочь школе в выполнении государственного заказа при воспитании граждан. Государство осознает это. В тоже время, обязательное изучение каких-либо религиозных систем в школах создаст лишнюю учебную нагрузку и не позволит в полной мере реализовывать положения о свободе совести.

Назначаемый Президентом орган государственного управления осуществляет контроль над исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций .

Такой орган:

- готовит предложения по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь.

- обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросу взаимоотношений государства и религиозных организаций;

- проверяет и контролирует деятельность религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их уставов, дает обязательные предписания об устранении выявленных нарушений;

- принимает участие в рассмотрении республиканскими органами государственного управления вопросов, связанных с соблюдением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

- осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств, выполняющими аналогичные функции;

- получает от республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

- ведет Государственный реестр религиозных организаций;

- оказывает по просьбе религиозных организаций содействие в достижении ими договоренностей с государственными органами и содействует укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

- дает местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях;

- назначает государственную религиоведческую экспертизу, создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы с участием соответствующих специалистов и привлечением в случае необходимости представителей религиозных организаций;

- обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации (для религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий);

- осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

- по запросам республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц дает заключения по видам и формам религиозной деятельности..

Из полномочий и задач органа государственного контроля по делам религии становится ясно, что государство не стремится к изоляции деятельности религиозных организаций, полного исключения их влияния на общественную жизнь. Наоборот, руководство страны проявляет живой интерес к деятельности таких организаций, стремится анализировать ее и делать соответствующие выводы, которые позволили бы избежать эскалации напряжения в религиозной и общественной жизни страны, профилактике развития экстремистских культов и иных идеологий, проповедующих насилие как форму борьбы.

Для этого в нашей стране и создан Государственный реестр религиозных организаций.

Отдельные реестры ведут областные и Минский городской исполнительные комитеты. Сведения, включаемые в реестры религиозных организаций, в десятидневный срок передаются областными, Минским городским исполнительными комитетами в республиканский орган государственного управления по делам религий.

В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано, если по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных настоящим Законом;

нарушен порядок создания религиозной организации, установленный настоящим Законом.

Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практики, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой данной общиной, о формах и методах ее деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии, а также иные значимые сведения по запросу республиканского органа государственного управления по делам религий

Религиозными организациями в нашей стране признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозными общинами признаются объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Они должны образуются по инициативе не менее двадцати граждан Республики Беларусь, действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Контроль над исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Нарушение законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, проявившееся в создании и деятельности религиозных организаций, их органов и представителей, направленной на осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности; создании религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях; вовлечении несовершеннолетних в религиозные организации, осквернении почитаемых в религии предметов, культовых сооружений, мест паломничества и захоронений; нарушении тайны исповеди, влечет ответственность, установленную законом.

Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случаях: повторного в течение года нарушения законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу; осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности; осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При этом необходимо проведение государственной религиоведческой экспертизы.

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Государство может предоставлять религиозным организациям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь .

Религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям.

После ликвидации религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование юридическими и физическими лицами, возвращается лицам, предоставившим имущество.

При ликвидации религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Республики Беларусь.

На имущество культового назначения, находящееся в собственности религиозных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, религия сильно влияет на различные сферы в жизни общества. Традиционные религии находятся в состоянии сотрудничества с государством и его механизмом, легитимизируя государственную власть и проводимую ей политик. В тоже время, некоторые ответвления традиционных религий (старообрядцы и амиши в христианстве, сикхи и хариджиты в исламе и д.) предусматривают полную изоляцию своих последователей от государственной жизни, в том числе неуплату налогов, невыполнение воинской обязанности, принципа всеобщего обучения и т.д. В таких случаях государство жестко и бескомпромиссно борется за ограничение влияния таких учений в обществе. Некоторые же новые религиозные культы носят полностью деструктивный характер и направлены на насилие против инакомыслящих, полного передачи имущества последователей руководству секты и т.д. Некоторые предусматривают коллективное самоубийство как проявление высшей готовности следовать вере.

Именно в этой связи возникает вопрос необходимости политического регулирования деятельности религиозных объединений, иными словами, государство стремиться предотвратить причинение вреда своим гражданам по каким-либо соображениям.

Законодательство нашей страны предусматривает свободу совести для всех граждан, невмешательство государства в дела религиозных организаций в той степени, которая позволит гражданам свободно выражать свои религиозные чувства, не причиняя при этом вреда другим людям. Государство признает роль христианства, иудаизма и мусульманства в формировании традиционной культуры, предусматривает возможность проникновения и деятельности в стране других культов после проведения соответствующей государственной экспертизы. Религиозные организации в нашей стране пользуются определенными льготами в коммерческой деятельности и налогообложении. В тоже время, законодательство предусматривает процедуру ликвидации религиозных объединений деструктивного характера и санкции против проповедников экстремизма и политики неподчинения государству.

религиозная система общество

Список использованных источников

1. Васильев. Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: 1998. 420 с.

2. Введение в политологию. М.: 1998. 446 с.

3. Всеобщая история государства и права: учебник / под ред. К.И. Батыра. М.: «Юристъ», 1998. 456 с.

4. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. N 2054-XII // (в ред. Законов Республики Беларусь от 31.10.2002 N 137-З, от 21.07.2008 N 416-З)

5. Ирхин, Ю.В. Политология / Ю.В. Ирхин М., 1996. 440 с.

6. Кодекс Гражданский Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 08.07.2008)

7. Мельник. В.А. Политология / В.А Мельник. Мн., 1999. 494 с.

8. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии учебных заведений. М.: 1999. 380 с.

9. Рене, Д. Основные правовые системы современности / Давид Р. Печатается по изданию: М.: «Прогресс», 1988. 790 с.

 


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты