Ответственность власти перед народом
Реферат
На тему: Ответственность власти перед народом: необходимость и формы.
Содержание:
Введение ___________________________________________________3 стр.
1. А что же такое ответственность? _____________________________4 стр.
2. Проект закона об ответственности власти______________________7 стр.
Заключение ________________________________________________11 стр.
Список используемой литературы _____________________________12 стр.
Введение.
Проблема ответственности такая же древняя, как само человечество.
Ответственность государства перед обществом, с точки зрения осуществления власти, укрепления страны и обеспечения благополучия граждан привлекала пристальное внимание еще древних философов.
В античной Греции, прежде всего в трудах Платона, обсуждается вопрос о том, в какой степени человек несет ответственность за сознательный и добровольный выбор поступка. У Аристотеля это связано с незнанием или знанием человеком закона, осуществляемого им непроизвольных и произвольных действий.
В XX веке люди, народы, государства более всего страдали от безумной политики, злонамеренных и несостоятельных политиков, произвола и безответственности власти. Особенно в России, где ущерб стране и народу от властного произвола нарастал скачкообразно.
В ХХ1 существенно ничего не изменилось. Нынешняя власть оценивается большинством граждан как самая безответственная, обманная, разорительная. Людей мучает вопрос, как обуздать власть, заставить ее считаться с интересами большинства, сделать подотчетной обществу и законам. Власть – это те люди от которых в основном зависит качество нашей жизни, а порой и сама жизнь.
Сказанное обусловливает
актуальность исследования политической ответственности высших эшелонов власти,
которые взаимозависимы с региональными властями и это взаимодействие является
существенным фактором эффективности государственного управления в целом и
реализации активной социальной политики как важнейшего фактора становления
России социальным государством.
1. А что же
такое ответственность?
Ответственность власти перед народом — политический принцип, означающий, что лица, облечённые властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. В настоящее время включается в политические программы многих российских политиков и партий.
Например, Геннадий Зюганов руководитель КПРФ в своей предвыборной платформе обещает... восстановить ответственность власти перед народом. Ни один министр не должен быть назначен без согласия законодательной власти. Парламент и депутаты в свою очередь должны быть подконтрольны и подотчетны избирателям. Будут обеспечены условия для широкого общественного диалога: свобода деятельности политических партий, свобода мнений и вероисповеданий, свобода информации. Все общественно-политические сипы, действующие в рамках закона, получат доступ на государственное радио и телевидение. Не народ для власти, а власть для народа. Такой же позиции придерживаются Вячеслав Володин, секретарь президиума партии Единая Россия и Леонид Кучма.
Ответственность власти имеет много выражений. Прежде всего, это — эффективное руководство страной, обеспечивающее ее движение вперед в экономике, социальной, духовно-нравственной, культурно-образовательной, научно-технической, оборонной и других сферах. Это выполнение на деле провозглашенных целей, программ, обязательств и обещаний, регулярный отчет за дела, ответы на больные вопросы, которые волнуют общество, чувствительность к нуждам сограждан, неофициальное личное общение с ними, признание своих ошибок и энергичное исправление их и многое другое. Но особенно важно наличие в стране государственных и общественных механизмов спроса с власти за возможный вред, который она может — сознательно или неосознанно — нанести людям, состоянию и положению государства.
Самоотверженная борьба европейских народов, особенно в последние 3-4 столетия и прежде всего в ХХ веке, породила и усиливала мировую тенденцию повышения ответственности власти перед обществом. Она еще нигде, даже в самих развитых странах, не реализована в той мере, как должно было бы быть. Ибо там превалирует ответственность власти перед частью населения — наиболее богатыми, влиятельными слоями, а большинство имеет для этого весьма ограниченные возможности: выборы раз в 4-5 лет, редкие референдумы и т.д. Идее ответственной власти предстоит реализоваться в XXI веке, если произойдут решающие сдвиги в социальной активности и организованности народных масс.
Но тем не менее, дело, начатое буржуазными революциями в Европе, подхваченное другими народами, привело к рождению и развитию такого нового явления, как политическая, юридическая, общественно-нравственная ответственность власти перед гражданами.
Обсуждаемая тема действительно актуальна, и трудно определить предмет этой темы, потому что всякий раз, когда мы начинаем говорить об ответственности федеральных органов власти, мы начинаем искать, кто виноват. Однако речь в данном случае должна идти исключительно об эволюционном, очень длительном процессе приведения государственного "организма" в чувство после всех переломов и контузий. Поэтому, как мне кажется, в первую очередь России не хватает терпения и мудрости.
Говоря об ответственности, мы, по-моему, путаем гражданскую ответственность, уголовную ответственность и конституционно-правовую ответственность. Если кто-либо нарушил российское законодательство, то для привлечения его к ответственности не надо принимать специальный закон, - для этого есть уголовное, административное законодательство. Органы власти несут скорее политическую, социальную ответственность. Кроме того, институт ответственности требует четкого определения компетенции и ресурсов органов государственной власти. А у нас, как известно, нет ни того, ни другого. Какая может быть ответственность в таких условиях? Попробуем выделить основные признаки конституционно-правовой ответственности:
Первый. В отличие от гражданской и уголовной ответственности, четко и однозначно урегулированных нормами соответствующего законодательства, конституционно-правовая ответственность на сегодняшний день весьма фрагментарно и нечетко прописана и в Конституции РФ, и в федеральных законах, что создает иллюзию отсутствия нормативно закрепленного института конституционной ответственности. В этом проявляется исконно российская слабость правовых, и особенно конституционных механизмов регуляции властных отношений.
Второй. Большое влияние на практику реализации существующей модели конституционной ответственности оказывают отечественные традиции правоприменительной практики, которые исторически призваны были хотя бы отчасти компенсировать несовершенство норм права. В силу неразвитости российских демократических механизмов государство не может гарантировать сегодня ни применения мер ответственности в случае явной необходимости сделать это, ни ее реализации строго в рамках закона. Это ведет, с одной стороны, к безответственности власти, а с другой - к использованию юридических механизмов ответственности в целях, далеких от публичного интереса.
Указанные факторы привели к тому, что ответственность органов публичной власти, не будучи подкрепленной соответствующей законодательной базой, постоянно находит свое воплощение в основном вне рамок “правового поля”. В качестве ярких примеров такого подхода к вопросам ответственности можно назвать и т.н. “дело Скуратова”, и отставку губернатора Приморского края, и многое другое. Все более очевидным становится тот факт, что курс на построение в России демократического правового государства настоятельно требует переоценки многих традиционных взглядов, в том числе на сущность и роль института конституционной ответственности, а также формирования качественно новых концепций совершенствования ее законодательной базы.
Наша страна сегодня вновь оказалась у порога кризиса, грозящего затронуть практически все сферы общественной жизни: политическую, социально-экономическую и духовную. Непродуманные действия и решения власти усугубляют и без того непростое положение гражданского общества. Поэтому провозглашение курса на укрепление государственности должно как минимум подразумевать совершенствование механизмов конституционно-правовой ответственности как гарантии дальнейшего поступательного движения России по намеченному Конституцией пути демократии.
2. Проект закона об ответственности власти.
Ответственность является важнейшим свойством общественного деятеля любого уровня, а также института власти при принятии и реализации политического решения. Кроме того, проблемой ответственности уже долгое время интересуются представители различных наук и просто наблюдатели за политической жизнью.
Одним из первых, кто предложил конкретный механизм практической реализации ответственности власти, был российский оппозиционный политик и публицист Юрий Мухин. Его проект предусматривает принятие специального Закона «О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации». Реализация этого закона предусматривает введение контроля над высшими выборными руководителями государства путём проведения референдума по истечении срока правления президента и депутатов с возможными исходами: «Заслуживает поощрения», «Без последствий» и «Заслуживает наказания». В первом случае представитель власти объявляется героем и ему отдаются соответствующие почести, во втором случае — к нему ничего не предпринимается, а в третьем — представитель власти отбывает тюремное заключение, равное сроку его правления. Закон предполагается принять через механизм референдума, а организовать сбор подписей с целью инициировать проведение референдума планируется с помощью предназначенной для этой добровольной организации граждан под названием «Армия Воли Народа» (сокращённо — АВН).
Предлагаемый механизм ответственности власти соответствует принципам предложенной Мухиным концепции демократического управления, в рамках которой на первое место ставятся интересы дела, а не указания вышестоящего начальства.
Вряд ли найдется в России политик, который откажется поболтать на тему об ответственности государственной власти. Тема эта звучит серьезно, актуально и т.д., но дальше болтовни дело не идет. Почему? Потому что ответственности без заранее предусмотренного наказания не бывает.
Водитель автобуса за свои ошибки, повлекшие гибель или травмы пассажиров, будет наказан - посажен в тюрьму. Заранее предусмотрены для этого соответствующие статьи в Уголовном Кодексе. Руководителей Чернобыльской АЭС после аварии посадили на 10 лет. И статьи за халатность для таких руководителей в Уголовном Кодексе также предусмотрены заранее.
А как наказаны депутаты ВС СССР за развал страны, повлекший обнищание и гибель миллионов людей? Никак? Тогда в связи с чем называть их "ответственными"? А то, что их не избрали на еще один срок - так это не наказание. Водителя автобуса за незнание правил дорожного движения тоже снимут с работы, но разве это наказание?
Вот и получается, что и президенты, и депутаты, и сенаторы болтают о своей ответственности, являясь, по сути, самой безответственной частью населения России. И это положение ведет к разграблению и уничтожению нашей Родины.
Политическая цель Армии Воли Народа — исправить это положение: сделать и Президента РФ, и депутатов, и сенаторов ответственными людьми. То есть, предусмотреть для них в законах России заранее оговоренное наказание за плохое управление страной.
АВН предлагает прямым волеизъявлением народа в Конституцию РФ внести статью 138.
Статья 138. Федеральное Собрание и Президент избираются населением с единственной целью - законами и указами организовать население (ныне живущих дееспособных граждан) на защиту народа (населения и будущих поколений) от духовного и материального ухудшения жизни.
Плохая организация защиты народа Российской Федерации Федеральным Собранием и Президентом является не имеющим срока давности преступлением против народа Российской Федерации.
В рассмотрении данного преступления членом суда народа над Федеральным Собранием и Президентом является каждый гражданин Российской Федерации.
А в обеспечение статьи 138 Конституции РФ принять Закон "О суде народа России над Президентом и членами Федерального собрания Российской Федерации".
Целью Закона является предоставление народу Российской Федерации возможности поощрить или наказать Президента и членов Федерального Собрания и тем заставить их обеспечить народу конституционную защиту и улучшение жизни. Ухудшение жизни народа без веских причин является преступлением против народа, улучшение жизни - подвиг. По данному Закону Президент и все без исключения члены Федерального Собрания РФ объявляются преступниками или героями в зависимости от результатов своего правления. Признание преступления или подвига Президента и членов Федерального Собрания совершается судом народа над ними. Каждый избиратель выражает свою волю в этом вопросе на основе только своего собственного убеждения относительно вины и заслуг власти России. Суд народа над Президентом проводится в момент выборов нового Президента, суд народа над членами Федерального Собрания проводится в момент выборов новых депутатов в Государственную Думу. Исполнение приговора может быть:
— отсрочено, если Президент или депутат Госдумы вновь избран, а у члена Совета Федерации не истекли полномочия в регионе;
— отменено, если Президент или член Федерального Собрания с отсроченным приговором на новом суде получит вердикт "Достоин благодарности";
— сокращено наполовину, если Президент или член Федерального Собрания с отсроченным не отбытым приговором получит вердикт "Без последствий".
Наказания по приговору суда народа суммируются.
Если избиратели примут решение "Без последствий", то члены высших органов власти РФ, не имевшие ранее наложенных наказаний, покидают свои должности без последствий для себя. Если суд народа признает работу Президента и (или) членов Федерального Собрания "Достойной поощрения", то все, не имеющие не отбытых наказаний по данному Закону, становятся Героями России со всеми правами и льготами, дающимися этим званием.
Закон о суде народа над властью вводит механизм ответственности власти перед избравшим ее народом и устанавливает право народа при каждых новых выборах в депутаты, мэры, президенты и др. судить депутатов (мэра, президента, губернатора), работавших предыдущий срок и, в зависимости от воли и предпочтения избирателей подвергать их моральному, материальному или иному наказанию.
Заключение.
Сегодня нашей стране нужны такие люди, за которыми бы последовали тысячи и тысячи, кто ясно бы понимал, куда идет, и кто четко и внятно мог бы объяснить другим, во что верит, каким видит завтрашний день своей жизни, своей семьи, своего города и своей страны. Ответственность и власть взаимосвязаны между собой. Можно сказать, ответственность – это корневая система власти и авторитета. Если человек находиться на том или ином посту, то в первую очередь человек должен определить меру своей ответственности. За что он готов отвечать? Чтобы претендовать на власть, человек должен согласиться за что-то отвечать. Если он ни за что не отвечает, то зачем ему власть?
Авторитет человека
напрямую зависит от меры его ответственности. Чем больше ответственность, тем
выше авторитет и влияние. Чем меньше ответственности, тем меньше авторитета и
влияния. И естественно, если человек не несет ответственности, то он не имеет
никакого влияния.
Знать, как надо делать – это еще не ответственность. Решение о том, что все,
что необходимо, будет сделано, – это и есть ответственность.
Ответственные люди – это надежные люди, на которых можно положиться.
Ответственность имеет в себе тройную гарантию: во-первых, это гарантия на
инициативу, во-вторых, это гарантия на успех, в третьих, это гарантия на
качество. Поэтому ответственные люди это люди инициативные, результативные и
качественные.
Я считаю, что принятие новой статьи нужно обязательно. Именно эта статья поставит нашу власть на место. Тем самым, представляя себя на выборах, кандидат должен будет подумать, а сможет ли он нести ответственность перед народом. Мне кажется, что с помощью такой системы наша власть будет более ответственной, более прозрачной для народа.
Список используемой литературы.
Интернет ресурсы
1. avn.thelook.ru
2. www.niiss.ru
3. ru.wikipedia.org
4. www.budgetrf.ru
5. www.rusk.ru
6. www.council.gov.ru
Книжные издания
1. Мишин В.М. Механизм ответственной власти. // Под ред. Головко В.В. – Днепропетровск: Центр политического анализа, 2001.