Партии и политические системы в современном обществе

·               Вовлечение части населения в активную политическую деятельность. Тем самым часть населения входит в политическую систему.

·               Политическое воспитание и просвещение, разъяснение населению политической и социально-экономической ситуации, существующей в обществе.

·               Сплочение граждан на основе общности их интересов.

·               Выявление соотношения сил в обществе на основе политических позиций партии.

·               Разработка и принятие политических решений, участие в их реализации.

·               Отбор на руководящие должности, партийное обучение, формирование партийной элиты.

·               Контроль исполнения государственных программ, давление на государство, если его политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

·               Координация и согласование действий с другими участниками политического процесса.

·               Корректировка политического курса партии на основе механизма обратной связи.

·               Защита политической системы от общества. Недовольство общества направляется не на саму политическую систему, а на правящую партию или ее лидеров.

·               Обеспечение единства и согласия в партийных рядах.

·               Расширение состава партии – так называемое рекрутирование, работа партии с массами для пополнения ее рядов, привлечение новых членов.

·               Совершенствование партийной структуры – налаживание эффективных связей и взаимодействий между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями.

·               Укрепление финансовой базы партии – решение финансовых проблем, контроль партийной кассы.

·               Формирование политических лидеров и элит – обучение, воспитание, подготовка политических лидеров и своих представителей во властных структурах.

·               Развитие отношений с другими субъектами политической жизни, налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями.

 

Сущность партийной системы


В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.

Партийная система - это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление (пособие, стр. 130). Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».[5]

Партийная система характеризуется количеством существующих в политической системе политических партий, наличием или отсутствием доминирующей политической партии, уровнем политической конкуренции между партиями.


Классификация партийных систем

Различают следующие типы политических систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

1.                 Однопартийная политическая система.

В таких системах правящим статусом обладает одна партия.

Вся полнота политической власти принадлежит правящей политической партии. Все политические решения принимает данная партия, и администрация государства выполняет ее решения. Выборные механизмы либо отсутствуют, либо имеют формальный характер. Все виды политической активности в обществе контролируются. Правящая партия объявляет себя наилучшей из возможных партий (или даже единственно возможной), способной наиболее эффективно решать общественные проблемы.

Существование однопартийной системы может быть закреплено юридически. В таком случае запрещено даже номинальное существование других партий. Это однопартийная система в строгом смысле этого слова. Наличие однопартийной системы может быть и не закреплено юридически, но фактически иметь место. В этом случае существуют и другие партии, но они малочисленны, не играют какой-либо значимой роли в политической жизни государства, жестко контролируются правящей партией, подвергаются цензуре.

Однопартийные политические системы имеют некоторые особенности в зависимости от того, существуют они в коммунистическом или фашистском государстве, или в развивающихся странах.

При коммунистическом режиме правящая партия объявляет себя выразительницей интересов всего народа, руководящей и направляющей силой общества, его авангардом. Партия активно занимается идеологической работой, просвещает и убеждает население.

При фашистском режиме правящая партия разжигает фанатизм, и фактически не занимается политическим просвещением населения. Она по-военному организована, ее функции схожи с функциями полиции или службы безопасности.

В развивающихся странах правящая партия занимается созданием у населения национального самосознания, его мобилизацией и вовлечением в политическую жизнь. Но иногда за однопартийной системой в развивающейся стране скрывается авторитарный режим.

Монополия на власть, существующая при однопартийной системе, создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество.

Опыт различных стран показывает, что общество с однопартийной политической системой подвержено стагнации, так как отсутствует конструктивная критика правящей партии и эффективный механизм выявления и исправления ее недостатков и слабых мест. И тем более исключена возможность отстранения правящей партии от власти. Однопартийная система целесообразна только как временное явление, в исключительных, чрезвычайных условиях.

2.                 Двухпартийная политическая система.

В двухпартийной политической системе функционируют две сильные политические партии, каждая из которых обладает мощной поддержкой населения в лице среднего класса, имеет шансы победить на выборах и способна править самостоятельно. Одна из партий получает большинство на выборах и становится правящей, а вторая – оппозиционной. Эти партии постоянно сменяют друг друга. Кроме двух сильных партий, возможно существование и других партий, не имеющих существенного влияния на политическую жизнь государства и не могущих соперничать с двумя основными.

Двухпартийные системы бывают двух видов:

·                   Классическая. Две основные партии собирают на выборах до 90% голосов, а остальные партии лишены возможности осуществлять политическую власть.

·                   Система «две плюс одна партия» или «две с половиной партии». Две основные партии собирают на выборах до 75% голосов, и существует третья партия, значительно менее сильная, но тем не менее способная оказать влияние на исход выборов, поддержав одну из основных партий. В этом случае основные партии должны учитывать третью.

Также двухпартийные системы различают по дисциплине голосования:

·                   Жесткий вариант – когда все представители партии должны голосовать строго определенным образом.

·                   Мягкий вариант – представитель партии голосует по своему усмотрению.

У двухпартийной системы есть свои плюсы. В случае недовольства политикой правящей партии избиратель может на выборах отдать голос партии оппозиционной. Т.о., правящая партия более ответственно подходит к правлению. Кроме того, при двухпартийной системе происходит постепенное смягчение идеологических конфликтов между партиями и их постепенный переход на более умеренные позиции, что делает политическую систему более устойчивой, нежели, к примеру, многопартийная система.

3.                 Многопартийная политическая система.

При такой системе функционируют несколько партий (больше двух), каждая из которых достаточно сильна, может оказывать существенное влияние на политическую жизнь, но не способна к самостоятельному правлению. Каждая партия имеет свои четко определенные идейно-политические и идеологические позиции. Спектр этих позиций располагается от крайне левых до крайне правых. Завоевать большинство голосов на выборах ни одна из партий не может, соответственно ни одна партия не может быть выразителем интересов всей нации. Поэтому правительство формируется из представителей различных партий, образуются коалиция, союз из нескольких партий. Во избежание чрезмерной фрагментации в ряде стран установлен минимум голосов, который должна набрать партия, и в случае недобора голосов она не имеет возможности иметь представителей в парламенте. В связи с этим в предвыборный период мелкие партии заключают соглашения друг с другом, объединяются, чтобы иметь возможность выдвигать своих кандидатов на выборах.

Многопартийные системы бывают трехпартийные, четырехпартийные, пятипартийные, атомизированные и др.

Трехпартийная система. При такой системе функционируют и имеют большое влияние на политическую жизнь три партии. Обычно две из них - наиболее сильные, а третья играет вспомогательную роль, так как не способна самостоятельно придти к власти.

Четырехпартийная система. Здесь действуют четыре сильные партии, представляющие интересы приверженцев правых и левых политических взглядов. Это происходит там, где общество разделено на два соответствующих лагеря. Оппозиции находятся слева и справа от правительства и конфликтуют друг с другом.

Атомизированная система. В данном случае нет необходимости подсчитывать точное количество функционирующих политических партий. Достигается предел, за которым это уже не важно.

Пятипартийная система, также как и атомизированная и квазипартийная часто маскируют фактически однопартийную систему. Т.е. при существовании многочисленных партий политическая власть в стране фактически принадлежит одной партии, а остальные не имеют политического влияния.

Существует также такой вид многопартийной системы, когда законом оговорено максимально допустимое количество партий в обществе.

Многопартийная политическая система обусловливает альтернативность мышления и действий населения, позволяет не допустить монополизации власти одной партией, дает возможность людям с различными политическими убеждениями реализовывать свои интересы.

Однако наряду с достоинствами, многопартийная система имеет и ряд недостатков:

·                   некоторая фрагментарность способствует неустойчивости коалиций и нестабильности правительства, делает его подверженным кризисам;

·                   различные интересы различных слоев общества не объединены под один общий знаменатель, а распылены по разным партиям;

·                   избиратель не участвует в принятии крупных национальных решений;

·                   неискушенному избирателю бывает сложно разобраться в программах всех существующих партий и выбрать одну, за которую он будет голосовать.


Современные особенности политических партий

 

В последние полтора-два десятилетия уменьшается зависимость между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. В социал-демократических партиях снижается доля рабочих, слои населения с низкими доходами все чаще голосуют за либеральные или консервативные партии, а средний слой – за левые партии. Партия все чаще ориентируется не на свою четко ограниченную группу, а на различные слои, на которые претендуют и другие партии. Партии перестают быть сугубо классическими, и становятся в некоторой степени народными, выражающими интересы различных слоев населения.

Чтобы привлечь наибольшее число избирателей, партии вынуждены обращать внимание на самые разные сферы общественной жизни и включать в свои программы разнообразные требования, озвучивать свою позицию по самым различным вопросам.

Еще одна тенденция – возрастание фрагментации партийных систем, появление все больших партийно-политических альтернатив, возрастание роли экологических партий.

Избиратели все чаще меняют свои политические пристрастия, переходя от одних партий к другим, что свидетельствует об увеличении автономии избирателя по отношению к партиям.

Появился феномен «негативного голосования», когда избиратель голосует исходя не из того, кого он хочет видеть во властных структурах, а исходя из того, кого он отвергает.

В России партийная система пока еще имеет переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции. Единая система политической коммуникации отсутствует, отсутствует взаимопонимание между участниками политического процесса и согласие относительно общих целей и способов их достижения. Отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития затрудняет формирование многопартийной системы, так как нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Интересы различных общественных сил еще недостаточно структурированы и представлены в политической системе. Для многих современных российских партий характерна слабая организационная структура, неопределенность социальной базы, невнятно сформулированная программа и идейно-политическая платформа.

Заключение


В данной работе определена сущность политических партий и партийных систем, определены функции, описана их структура и классификация по различным признакам, а также отмечены современные особенности политических партий и партийных систем – как в России, так и за рубежом.

Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. В деятельности партий проявляются важнейшие демократические принципы – политический плюрализм, выборность должностных лиц, представительство. Они представляют интересы различных классов, социальных групп, слоев населения, выражают их потребности и цели, являются связующим звеном между обществом и государством. Партии превращают частные интересы отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Политические партии, в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваемые как единая партийная система, определяют жизнеспособность и функционирование всей политической системы в целом. Можно сказать, что они исполняют роль несущей конструкции политической системы.

Список использованной литературы


1.                 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007.- 488 с.

2.                 Панарин А.С. Политология. Учебник; издание 3-е, переработанное и дополненное.- М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, 488 с.

3.                 Политология: Учебное пособие./В.А. Барсамов и др.; под ред. Б.И. Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с.

4.                 Политология: Учебное пособие./Л.Н. Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А. Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274 с.


[1] Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007., стр. 214

[2] Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2007., стр. 214

[3] Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 126

[4] Политология: Учебное пособие./В.А.Барсамов и др.; под ред. Б.И.Кретова, 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002., стр. 215

[5] Политология: Учебное пособие./Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н.Гончаренко, В.А.Лимонова – СПб.: СПбГИЭУ, 2007., стр. 130


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты