Перестройка в СССР

Мощным двигателем производства при рыночной экономике яв­ляется конкуренция, которая развивалась наравне вместе с капи­талистическими отношениями. Именно она и создает условия для реализации закона стоимости, но в ней заложено превышение пре­вышение производственных мощностей по сравнению с плате­жеспособным спросом регулируемого рынка.

Но как не регулируй рынок, все равно единственным источ­ником увеличения богатства является труд. Поэтому главным фак­тором оздоровления и тем более процветания экономики является неуклонное повышение производительности труда и уже на этой основе снижение издержек производства на единицу потреби­тельской стоимости. Очевидным является тот факт, что это воз­можно лишь или в условиях жесткой конкуренции, или на основе плановых цен, нормативов и тарифов, а главное, полной самосто­ятельности всех форм хозяйствования на равных условиях и заин­тересованности производителя в качестве и увеличении объемов выпускаемой продукции и соответствие ее цены платежеспособ­ности потребительского рынка.

К рынку надо переходить постепенно. Эта постепенность предполагает, что плановые отношения должны вытесняться рыноч­ными, а у нас плановые регуляторы уже сломлены, а для рыночных даже еще не созданы условия.

Мне кажется, надо прислушаться к разумным голосам из- за кордона, ни в коей мере не принебрегаф своими и не делая из страны колонию Запада, что сейчас происходит. Маргарет Тэтчер, в частности, сказала: "Вы в Советском Союзе пытаетесь сделать в течение, скажем, 5-10 лет то, на что нам понадобились столе­тия". Еще не лишнем было бы наряду с опытом капиталистических стран более внимательно изучить практику перехода к рынку от плана. Тем более, что на ряду с медленным переходом в Югосла­вии есть шоковое применение стихийных рыночных цен под воз­действием спроса и предложений в Польше, но не следует забы­вать, что в этих странах условия для перехода к стихийному ре­гулированию рынка существено отличаются от наших. Достаточно указать на единоличность сельского хозяйства, иные масштабы народног хозяйства и уровень монополизации. Но тем не менее, мы видим, что отказ от плана и переход к свободному рынку у них проходит достаточно сложно и непредсказуемо.

Мне кажется, что огромную роль в экономическом кризисе, которфй мы наблюдаем сегодня, сыграла радикальная экономи­ческая реформа. На мой взгляд, все основные причины кризиса можно извлечь из ее проведения и неудачного завершения.

К концу 1991 года страна оказалась в катастрофической си­туации- это ни для кого не новость. Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хо­зяйственных связей между производителями, отсутствии стимулов к производительному труду, утрате доверия к национальной валю­те. Усиливался спад производства. Экономическая ситуация усу­гублялась внешне- и внутриполитическими проблемами, связанными с распадом СССР. Ускорителем негативных процессов явилось тя­желое внешнеэкономическое и валютное положение страны, значи­тельный размер внешнего долга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое падение экспорта обусловило катаст­рофическую нехватку валютных средств. Налоговая система не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инф­ляции, рост денежной массы не поддавался контролю.

Но несмотря на все это, некоторые положительные сдвиги в ходе экономической реформы произошли. При всех трудностях и противоречиях, которые сопровождали реформу, удалось за корот­кий срок создать правовой каркас реформы, принять ряд осново­полагающих законодательных актов- о собственности, о земле, об аренде и акционерных обществах, о демонополизации экономики и ее разгосударствлени, о малых предприятиях и предпринима­тельсой деятельности.

Начали формироваться новые структуры, свойственные совре­менному рынку- регулируемому и социально ориентированному. Развивается процесс создания смешанной экономики, представлен­ной предприятиями различных форм собственности. Возникли пер­вые акционерные общества, арендные предприятия и кооперативы, фермерские хозяйства. За сравнительно короткий образованы и приступили к работе около 1,4 тыс. коммерческих и кооператив­ных банков. Создаются товарные и фондовые биржи, осуществляю­щие операции с ценными бумагами. Если учитывать короткий срок, за который были созданы эти новые структуры, то прогресс все же весьма заметный, хотя вопрос стоит не в наличие этих ком­мерческих стрктур, а в их работе и реальной пользе стране.

Но самое главное, все- таки не в этом. Произошли значи­тельные изменения в умонастроениях людей. Еще в начале преоб­разований казалось, что для достижения перемен достаточно лишь небольших поправок, что называется латания дыр существующей системы хозяйствования, а позже общество осознало необходи­мость коренного обновления экономических структур, создания принципиально новой модели хозяйствования, хотя сейчас вполне очевидно, что, хотя такая необходимость была, достигалась она совсем не теми путями, которыми надо было. У нас в стране, к сожалению, начиная с 1917 года, происходит все "революционным путем": Октябрьская революция, Революция в мышлении , Револю­ционные преобразования и т. д., вместо того, чтобы развитие шло эволюционным путем без всех этих дутых ускорений. Одна из основных причин наших неудач состоит именно в этом.

Так по началу же родилось мощное движение снизу в под­держку экономической реформы. Появились люди- предприимчивые, с деловой хваткой, отпали опасения, что в течение предшествую­щих десятилетий мы практически потеряли таких людей и вряд ли сможем восстановить. Хотя в месте с этим положительным штрихом следует отметить и отрицательный. Многие из этих людей вместо того, чтобы развивать промышленнность и экономику своего госу­дарства, решили просто наводнить страну товарами иностранного производства, причем не лучшего качества, тем самым, превратив ее в большую помойку и практически сделав придатком Запада. С горечью отмечу, что многие просто вдарились в торговлю, вместо того, чтобы заняться производством.

Все больше объединяются между собой различные союзы предпринимателей, укрепляя новую экономическую и общественно­политическую структуру, правда не очень понятно, как ее можно сейчас назвать. Это действительно достаточно мощное движение, неизбежно набирающее силу, способно стабилизировать экономику, остановить негативные процессы, но только лишь в сочетании тщательно продуманной, не ускоряемой, государственной и эконо­мической политикой.

Но тем не менее на лицо серьезная неудача в осуществлении экономической реформы, причин этому немало. Попытаюсь осветить некоторые из них.

Один из вопросов- вопрос об управлении самим процессом осуществления экономической реформы. Нетрудно увидеть, что это управление было построено нерационально и оказалось совершенно неэффективным. Это заключалось в том, что отсутствовало единство в управлении всеми взаимосвязанными между собой эле­ментами экономической реформы. Центральные экономические ве­домства- Госплан, Госснаб, Министерство финансов и другие­действовали разобщенно, каждое само по себе. Причем комиссия по экономической реформе была лишь одной из структур в этом многообразии учреждений.

Был нарушен принцип достаточности полномочий- один из важнейших принципов управления. Этот принцип, на мой взгляд, нарушался постоянно в течение предыдущих семидесяти с лишним лет. Этот принцип заключается в том, что цели и задачи, кото­рые ставились в данном случае перед этой комиссией, не совпа­дали с объемом реальных полномочий, которыми она располагала. Это несовпадение имело и другую, так сказать, нравственную сторону. Существовал огромный разрыв между ответственностью в глазах общества руководителей экономической реформы с реальным объемом прав и возможностей, которыми они были наделены.

Еще одной важной, на мой взгляд, причиной являются много­численные вмешательства в процесс подготовки и реализации эко­номической реформы. Эти вмешательства нарушали целостность за­мысла, проекта реформы. Оно исходили как со стороны законода­тельных органов, прежде всего Верховного Совета СССР, так и других государственных и общественных структур. Такое вмеша­тельство очевидно недопустимо еще и по той причине, поскольку оно не связано с прямой ответственостью тех, кто принимает ре­шения, за нарушение целостности подхода и возникающие негатив­ные последствия. Если еще учесть, что в годы проведения рефор­мы происходило серьезное ограничение полномочий самого прави­тельства, понижение функций и самостоятельности исполнительной власти, то совершенно очевидно, что при руководстве реформой возникло своего рода безвластие, откуда как следствия: наруше­ние целостности при осуществлении реформы, непоследователь­ность и половинчатость предпринимавшихся шагов.

Есть и другие, не менее серьезные причины, осложнившие проведение реформы и приведшие к серьезной дестабилизации об­щества и экономики. К ним можно отнести отсутствие обществен­ного согласия, разгул политических амбиций (достаточно посмот­реть на наших политиканов и депутатов, особенно в период их очередных и внеочередных сборищ). Все это перерастает по су­ществу в преступную игру, а ставкой в ней становимся мы, и в результате этого негативных результатов просто не может не быть.

Сейчас еще продолжается война законов, банков и разнооб­разных бюджетов. Под давлением обещаний, как бы заигрывая с различными слоями населения, явно спекулируя на национальных чувствах, принимаются решения, грозящие полным развалом бюд­жетной системы и денежного обращения.

Опыт прошедших лет проведения экономической реформы подт­вердил то, что известно из мирового опыта проведения радикаль­ных экономических реформ, на который надо было обратить более серьезное внимание. Можно расчитывать на успех лишь при нали­чии авторитетной исполнительной власти и обязательно при достижении общественного согласия, причем сила этой власти должна быть основана не на физической силе или красивых речах и обещаниях, а на действительно подлинном авторитете, доверии общества и уважении к Закону. Надо всеми силами добиваться уважения в народе и ответственности структур власти. Они долж­ны заручиться доверием и поддержкой народа на реализацию наме­ченной программы. После ее рассмотрения и одобрения исполни­тельная власть обязательно должна получить самые широкие пол­номочия и свободу деятельности, естественно в рамках закон­ности. Главное, высшая власть в правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где не соблюдается законность, там неизбежен административный произвол, хаос, коррупция, разгул преступности и другие негативные проявления, что сейчас у нас в стране налицо.

- 14 -

Список литературы

1. Д.  Валовой "Тайны овального зала Кремля." изд. "Прав­да" ,М., 1991

2. Л. Абалкин "Неиспользованный шанс." изд. "Политиз­дат",М., 1991

3. П.  Бунич "Новые ценности." изд. "Наука",М., 1989

4. "Народные депутаты СССР: экономика сегодня и завтра."

Сборник, изд. "Московский рабочий" ,М., 1990

5. "Программа углубления экономических реформ в России." изд. "Республика" ,М., 1992

3. "О коренной перестройке управления экономикой." Сбор­ник нормативных документов., изд. "Политиздат",М.,

1987


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты