Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин – штрихи к политическому портрету

Партийные группировки в Думе были усилены за счет кандидатов, прошедших по одномандатным округам, но это не меняло общей картины.

Итоги выборов фактически явились поражением Гайдара и его команды, авторов и исполнителей радикальных экономических реформ. В то же время весьма ограниченные возможности были у левых партий (КПРФ и АПР). Большая часть депутатов занимало центристские позиции. Многое зависело от того, как поведет себя фракция Жириновского, набравшая больше всего голосов по партийным спискам.

Власть и общество в 1994 – 1995 гг.

В феврале 1994 г. в соответствие с положением новой Конституции Ельцин обратился к депутатам Федерального собрания с ежегодным Президентским посланием. В своем Послании он признал, что реформы идут с огромными издержками и пообещал, что в политику будут внесены существенные коррективы, связанные с усилением роли государственного регулирования. Подобные признания были вызваны тем, что итоги трех лет его президентства оказались катастрофическими. Национальный доход России за 1991 – 1993 гг. уменьшился на 40 %. Объем промышленного производства на 32 %. Уровень жизни населения сократился в 2 раза. Ельцин знал и о том, что его личный рейтинг упал до 15 %.

Падение популярности было особенно неприятно в связи с тем, что осенью 1993 г. накануне разгона парламента Ельцин дал публичное обещание провести досрочные президентские выборы в июне 1994 г. Хотя это обещание не имело юридической силы, но политической проблемой для президента оно оставалось, что побуждало его к определенным маневрам. Весной 1994 г. Ельцин подписал с группой лояльных к нему партий и общественных движений так называемый «Договор об общественном согласии», в которое включил положение о нецелесообразности досрочных президентских выборов. Мнение остальных значение не имело.

Первые месяцы работы парламента показали, что там преобладали депутаты, с которыми правительство могло договориться, что и обеспечивало возможность проведения правительственного курса в рамках парламентской демократии без какой-либо откровенно жесткой демонстрации силы президентской власти. Определенное представление о том, как правительство договаривалось с депутатами, дает помощник президента Г. Сатаров: «Отсутствие в Думе пропрезидентского (проправительственного) большинства заставляло исполнительную власть прибегать к «нестандартным» ходам для «продавливания» своих решений. Фактически это сводилось в той или иной мере к подкупу в виде раздачи льгот, преференций и т. п. для коммерческих структур, стоявших за депутатскими фракциями (группами)»[30].

В результате таких маневров в 1994 г. никаких кардинальных изменений в социально-экономической политике президента не произошло.

Нельзя сказать, что Ельцин ничего не предпринимал. Он пытался сделать некоторые шаги по преодолению наиболее негативных последствий реформ, и судьба этих попыток весьма показательна. Так Ельцин, осознав губительность для России нарастающей утечки капиталов за рубеж, поручил Центробанку РФ и Государственному таможенному комитету провести мониторинг расчетов по экспорту. За 1994 г. было выявлено 8 тысяч случаев невозврата экспортной выручки, но заведено всего 200 уголовных дел, из которых до суда дошли единицы. В 1995-м при проверке экспортных контрактов на общую сумму 73 млрд. долларов, обнаружилось, что в Россию вернулся только 51 млрд. По данным западных экспертов из России в этот период по всем каналам уходило около 40 млрд. долл. ежегодно. Ельцин не покончил с такой ситуацией потому, что это означало поднять руку на интересы новой экономической элиты страны, которая поддерживала его все эти годы. Это означало пойти и против позиции Запада, деловым кругам которого была очень выгодна экономическая ситуация в России. Поддержка Запада была крайне важной для Ельцина.

В середине 1994 г. завершился этап чековой приватизации, в ходе которого было приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % – предприятий общественного питания, 76,4 % – предприятий бытового обслуживания. Крупные предприятия в основном превратились в акционерные общества. Их приватизация шла по схеме, когда трудовой коллектив сохранял за собой 51 % акций, а остальные ушли в свободную продажу за ваучеры. В большинстве случаев директора госпредприятий стали главами акционерных обществ и начали постепенно скупать акции рядовых работников, превращаясь в крупных собственников. В результате ваучерной приватизации 40 млн. граждан стали акционерами АО или чековых фондов. Однако доходы рядовых акционеров были весьма незначительными, или же их вообще не было.

С лета начался новый этап – денежной приватизации. Государственную собственность продолжали покупать те немногие, кто обладал информацией, связями и деньгами. Характерной особенностью второго этапа приватизации стало быстрое складывание нового типа собственников, под контроль которых переходили важнейшие предприятия и целые отрасли производства. Причем в силу различного рода махинаций эта собственность приобреталась по крайне низким ценам, что обогащало узкий слой собственников, но опустошало казну страны. Так 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. были фактически проданы за 7,2 млрд. долл. США. Например, автомобильный завод им. Лихачева в Москве был продан за 4 млн. долл., в то время как стоимость его основных фондов составляла на момент продажи не менее 1 млрд. долл.

К концу 1994 г. по настоянию Думы были подведены общие итоги чековой приватизации и первого этапа денежной. Результаты оказались страшными. Государственная собственность была роздана за копейки. Доходы государства от продажи своего имущества составили 1 трлн. рублей, что было в 2 раза меньше, чем доходы от приватизации в маленькой Венгрии. Лакомые куски достались иностранцам, в том числе в жизненно важных отраслях промышленности. Депутаты Думы были возмущены. Ельцин переместил А. Чубайса с должности главы Госкомимущества на должность вице-премьера и назначил председателем ГКИ приглянувшегося ему главу администрации Амурской области В. Полеванова, поручив разобраться с итогами приватизации. Он стал разбираться и обнародовал массу неприятных фактов. «Партия власти» начала бешеную кампанию против В. Полеванова, и тот был уволен Ельциным с поста председателя ГКИ, пробыв на нем всего два месяца. Итоги приватизации остались неизменными.

Неизменным оставался и весь курс «реформ». Страна проедала ресурсы, накопленные в советский период. Левые фракции Думы пытались отправить правительство в отставку, но им не хватало голосов для этой акции.

Социально-экономические итоги 1994 г. были следующими: по сравнению с 1993 г. объем промышленного производства сократился еще на 20 %, объем сельскохозяйственного производства – на 12 %, объем ВВП – 13 % .

Однако никаких серьезных социальных протестов в стране не было. После расстрела парламента в октябре 1993 г., большинство людей не верили в возможность что-либо изменить в своей судьбе, не верили в это и лидеры оппозиции.

Чеченская война.

В конце 1994 г. ситуацию в стране резко осложнила начавшаяся война в Чечне. Чеченская война стала закономерным следствием развала СССР и явилась лишь одним из кровавых конфликтов, вспыхнувших на постсоветском пространстве. В этих конфликтах уже к началу 1994 г. погибло около 150 тыс. человек.

Чеченская война по своим масштабам превзошла все другие конфликты. Уже осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел выдвинутый сепаратистскими силами генерал Дж. Дудаев, который объявил о независимости Чечни. Российский парламент не признал законность новой власти в Чечне и ее актов об отделении от России. Однако реально повлиять на ситуацию в республике Москва не могла.

Министерство обороны России не смогло даже вывести из Чечни оружие и боевую технику Советской Армии, находившиеся на территории республики. Чеченские власти беспрепятственно осуществили его захват. С тем, чтобы как-то сохранить лицо, в мае 1992 г. П. Грачев, министр обороны РФ, узаконил передачу Дудаеву 50 % вооружений, но на деле в руках Дудаева оказались все самолеты, танки, БМП, БТР, артсистемы, зенитно-ракетные комплексы, 90 % противотанковых средств и 80 % стрелкового оружия.

Чечня оставалась для России одним из субъектов РФ с прозрачными границами. Ситуация усугубилась быстрой криминализацией новой власти в Чечне, что также было следствием криминализации экономики в России. Чечня, не признающая центральную власть, стала удобной зоной для осуществления незаконных сделок чеченскими и российскими предпринимателями. Через Грозный шла незаконная торговля крупными партиями нефти и нефтепродуктов. Большие проблемы возникли и для железнодорожного сообщения с южными регионами России и ее южными соседями. По данным комиссии, созданной Думой, в 1994 г. в республике было совершено 405 нападений на поезда с целью грабежа грузов и пассажиров. Ситуация в Чечне была опасна тем, что создавала прецедент, которому хотели следовать сепаратистские силы в ряду других республик Российской федерации.

Москва пыталась свергнуть Дудаева силами внутренней оппозиции, но это не удалось. Тогда в декабре 1994 г. президент России отдал приказ ввести российские войска в Чечню.

Первой крупной акцией войны стал штурм Грозного, который начался 31 декабря. Операция проводилась силами, не достаточными для прорыва хорошо подготовленной обороны. В итоге главная цель – президентский дворец – был захвачен только к 19 января. Полный контроль над городом федеральные войска установили только в марте. По данным Генштаба в боях за чеченскую столицу и на подходах к ней федералы потеряли 1426 чел. убитыми, 4630 ранеными, 96 солдат и офицеров оказались в плену; противник потерял свыше 7 тыс. убитыми, 600 пленными. Дудаевцы отрицали последние цифры. В ходе боев в Грозном погибло несколько тысяч мирных жителей.

В течение марта федералы заняли крупные населенные пункты равнинной Чечни. Затем Ельцин дал добро на ликвидацию баз боевиков в горных районах. К середине июня федералы заняли главные центры сопротивления – Ведено, Шатой, Ножай-Юрт. Основные силы боевиков были разбиты. Их общие потери, по докладам федералов, с начала операции составили более 12 тыс. убитыми. В военном отношении операция близилась к завершению.

Однако 14 июня чеченский отряд Ш. Басаева захватил в городе Буденновске Ставропольского края около 1500 заложников в городской больнице. После неудачного штурма больницы спецподразделениями МВД и ФСБ глава правительства РФ В.С. Черномырдин вступил в контакт с Ш. Басаевым и договорился о прекращении боевых действий в Чечне и начале мирных переговоров. В итоге переговоров стороны пришли к соглашению об обмене пленными по схеме «всех на всех», разоружении боевиков при сохранении в селах небольших отрядов самообоороны, выводе федеральных войск и проведении свободных выборов.

Военные действия прекратились со 2 августа, но обе стороны не верили друг другу. Чеченцы выдали малую часть оружия и пленных. В горах готовились новые отряды боевиков. 6 октября в результате теракта был тяжело ранен командующий Объединенной группировкой федеральных войск в Чечне генерал А. Романов. Войска возобновили локальные операций по силовому разоружению чеченских боевиков. Война продолжалась.

Она крайне негативно сказывалась на ситуации в российском обществе. Большинство граждан России, выросших в условиях межнационального мира, не понимало, как власти могли довести дело до такой страшной войны. Большие потери военнослужащих привели к тому, что многие российские матери были против того, чтобы отдавать своих детей на службу в армию. Общество сотрясали разговоры о страшной коррупции, сопровождавшей эту войну.

Война в Чечне ярко показала глубокий и всесторонний кризис Российского государства. Она оттолкнула от Ельцина и многих его бывших сторонников. В оппозиции к президенту по чеченскому вопросу оказалась и думская фракция Е. Гайдара, что вызвало раскол в ее рядах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты