Государства, получившие статус "наименее развитых" пользуются особым вниманием мирового сообщества. Они имеют возможность получать кредиты, займы и гуманитарную помощь на льготных условиях.
Страны с централизованной плановой экономикой
В период с 1917 по 1990 год страны, в которых проживает треть мирового населения (сначала Россия, а позже другие), отказались от рыночной экономики во имя построения социалистического общества с системой централизованного планирования. Этот грандиозный эксперимент оказал очень значительное влияние на экономическую и политическую карту мира.
Какие же государства избрали для себя такой путь развития? Это республики бывшего СССР, страны Центральной и Восточной Европы, Куба, а также азиатские государства — Китай, Вьетнам, Монголия и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Это были страны социалистического лагеря. Мир стал двухполюсным, разделенным на капиталистическую и социалистическую системы.
После распада СССР, в начале 90-х годов в большинстве стран этой группы произошли очень существенные изменения в политике и экономике — они возвращаются к рыночной системе. Лишь четыре государства по-прежнему считаются социалистическими – Китай, Куба, Вьетнам и КНДР. Однако и в экономике, и в политике этих стран наблюдаются существенные сдвиги. Они также включают в свою систему хозяйства элементы рыночной экономики.
Остальные государства, в том числе более десяти восточноевропейских стран, пятнадцать новых независимых государств бывшего СССР и Монголия, относят в настоящее время к странам с переходной экономикой, которым предстоят грандиозные преобразования на пути перехода от плана к рынку. Процессы в этих государствах выходят за рамки стандартных реформ, так как имеют глубинный и системный характер. Перестройка экономики задача не из простых.
Продолжавшаяся в течении десятилетий практика социалистического строительства в рамках административно-командной системы привела к серьезным искажениям в структуре хозяйства этих стран.
Экономические реформы в странах с переходной экономикой сопровождаются разрушением авторитарной политической системы. Этим странам приходится преодолевать резкий спад производства во всех отраслях экономики, во внешней торговле, а также диспропорции и искажения структурного характера, порожденные централизованным планированием.
Различия между лидирующими и отстающими в группе стран с переходной экономикой в значительной степени обусловлены выбором пути преобразований: это либо быстрые системные реформы, либо постепенные преобразования и сохранение элементов старой системы.
Переходные процессы еще далеки от завершения, на ряд важных вопросов ответы до сих пор не найдены. Конечная же цель перехода к рынку – создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей устойчивый рост уровня жизни населения.
Международные организации
Роль международных организаций
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.
Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.
Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.
Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г. - 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных) взаимодействий.
Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.
И все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.
Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.
Организация Объединенных Наций (ООН)
Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
- ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
- ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
- В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
- Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
- ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) более чем из 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).
На данный момент ведутся широкие дискуссии по вопросу реформации ООН: расширение сферы деятельности, изменение порядка финансирования, перестройка работы Секретариата, повышение эффективности работы и т.п. В целом же предпосылки для радикальной трансформации ООН в настоящее время выглядят не очень значительными – как по причине несовпадающих взглядов государств-членов (и нежелания многих из них пойти на слишком крутые перемены), так и ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма peгулирования международных отношений.
Особенно актуальной эта проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.