Политическая концепция И.А. Ильина

Политическая концепция И.А. Ильина

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО "Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева"

Гуманитарный факультет

Кафедра философии и социальных наук






Реферат

По дисциплине: "Политология"

Политическая концепция И.А. Ильина




Выполнил: студент гр. МТ-81

Баранова М.В.

Проверил: преподаватель

Алексишин А.С.








Красноярск 2010


Оглавление


Введение

1. Проблема суверенитета

2. Проблема власти

3. Проблема представительства

4. Проблема выборов и голосования

5. Проблема права и правового государства

6. Проблема гражданского общества

7. Проблема монархии и республики

8. Проблема частной собственности и земли

9. Политическая директива спасения России

Заключение

Список источников



Введение


Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 марта (9 апреля) 1883[1], Москва — 21 декабря 1954, Цолликон) — русский христианский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-"непредрешенцев", тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын[2][3][4]

В государстве обязательным элементом является наличие Конституции, но если обратить внимание на все те, которые у нас были, можно заметить, что они далеки от совершенства, существует немало проблем мешающих становлению российской государственности.


 

1. Проблема суверенитета


Рассмотрим одну из первых статей всех конституций постреволюционной России: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ" (Ст. 3, п. 1 К РФ), "Вся власть в СССР принадлежит народу" (Ст. 2 К СССР и К РСФСР). "Суверенитет" от фр. souverain — высочайший, высший, верховный, самодержавный (в средние века суверен — тот, кто не платил налогов) означает верховную власть, верховенство. Идея народного суверенитета принадлежит французскому мыслителю Ж.-Ж. Руссо и развита им в теории так называемого общественного договора. Согласно Руссо, в основе правильного государственного устройства должен лежать общественный договор, т.е. взаимное согласие членов общества относительно формы этого устройства. Идея народного суверенитета совмещает принцип индивидуальной свободы с началом общежития при условии, что все одинаково подчиняют свою личную волю воле общей и вместе с тем становятся равноправными участниками этой общей воли.

Однако здесь возникают проблемы, заключающиеся в принципиальной трудности определения общей воли и в абсолютности народного суверенитета как верховной власти народа (на самом деле это фундаментальные трудности демократии, её безрелигиозного основания в отличие от монархии), что хорошо понимал и сам Руссо. "Поэтому, — пишет он, — дабы это общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно молчаливо заключает в себе следующее обязательство, которое одно только может придать силу другим обязательствам, а именно: если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принуждён к повиновению всем политическим организмом; а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным, так как соглашение в том и заключается, что, предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости. Это условие составляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно одно делает законными гражданские обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям" [14]. Простыми словами, народный суверенитет означает известное в логике противоречие — "верховенство над верховенством", "парадокс лжеца" или в математике — "множество всех множеств". Поэтому, чтобы избежать этого противоречия, Руссо тайно "раздваивает" народ на государственное и общественное объединение, внося в них дуализм, а это прямой источник анархического мировоззрения вплоть до современных положений — "суверенитет личности выше суверенитета государства". Проект сахаровской конституции в этом отношении — самое крайнее проявление этого рафинированого анархизма: реакция на тоталитарный строй привела к перенесению центра тяжести на права человека, на гражданское общество, к "идее суверенитета независимых государств", к сведению государственных функций до минимума. Остроумное замечание, хотя и не по этому поводу, но по существу об этом, сделал С. Аверинцев, когда в общении с Сахаровым он видел в его мыслях, мироощущении, словах человека XVIII века — таковым Сахаров и был.


2. Проблема власти


Ярким примером в нашем случае является понятие власти. Вот что пишет известный религиозный философ и богослов Сергей Булгаков: "Власть двойственна по природе, — она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения, причём и то и другое в основе своей имеет иррациональный и мистический характер. Власть, сознающая себя законной, а не самозванной, ощущает в себе волю, право и силу повелевать, — с инстинктивной царственностью, без рассуждения или рефлексии; равно и лояльное повиновение должно быть не рассудочным, но непосредственным и в известном смысле не рассуждающим, слепым. Таков инстинкт власти, первоначальный и тёмный. Область утилитарно-рассудочная, как ни велико её значение в жизни власти, всё-таки не является для неё решающей. Анархизм в своих построениях обычно не считается именно с этим инстинктом власти, порождающим всё новые её формы, он хочет побороть феноменологию власти, не затрагивая её онтологии. Конечно, власть не может быть только чистым произволом правителей, и в принудительную форму права, облечённого защитой организованного принуждения, может быть закономерно включено не всякое содержание, а лишь принимаемое или попускаемое фактическим правосознанием"

Ильин сформулировал шесть аксиом власти [21], нарушение которых приводит к искажению, ослаблению или злоупотреблению властью. Эти аксиомы таковы:

1) Государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия.

2) Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

3) Государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.

4) Политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

5) Программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.

6) Государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.


 

3. Проблема представительства


Вторая проблема — механизм этой "народной власти", её представление и осуществление: "Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР" (Ст. 2 К СССР); "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (Ст. 3, п. 2 К РФ); "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей" (Ст. 32, п. 1 К РФ). Во всех остальных проектах в той или иной форме содержится пункт о представительстве народной власти. Именно здесь имеется определённое затруднение.

Никакое представительство народа не в состоянии выразить подлинные его интересы, всякое уверение в этом депутатов, народных избранников — либо наивность, либо лицемерие, а скорее всего стандартное "клише", в которое уже не верят ни избиратели, ни их представители. Но даже, если исходить из того, что "ничего лучшего человечество не придумало", то возникает не менее сложная проблема.


4. Проблема выборов и голосования


"Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" (Ст. 3, п. 3 К РФ). Выборы — основной элемент всякой демократии. "Право голоса есть признанная за человеком сила суждения и сила решения в государственных делах" [23]. Право голоса может мыслиться как элементарная власть, которая становится значительной после всенародного голосования. Однако существующие в мире системы выборов и подачи голосов (вотирования) признаются единодушно неудовлетворительными, потому что они формальны, нацелены на количество, а не на качество, являются функцией рекламы, денежных вложений в предвыборную кампанию (сейчас практикуется привлечение средств криминальных структур в обмен на получаемую ими депутатскую неприкосновенность), часто фальсифицируются, подтасовываются (отсюда такое большое количество наблюдателей, цели которых часто не ясны). Реально же действует закон моральной и интеллектуальной селекции, о котором в 1981 году поведал автору этих сток югославский академик Евген Пусич (специалист по вопросам государственного устройства и организации общественной жизни): "Во всех странах и во всех обществах лучшие люди, которые могли бы принести наибольшую пользу для государства и народа, отодвигаются на периферию жизни. Их не обязательно убивать, как это делал Сталин, их можно оставить в живых, но общественно изолировать, как это делал Тито. В США нет интеллектуальной селекции, но есть моральная". Каждому не трудно проиллюстрировать этот закон Евгена Пусича, — вот почему так популярны фразы: "Политику делают грязными руками", "Политика грязная вещь", "Этот политик плохой, но следующий будет ещё хуже", "Альтернативы (имярек) нет", "Каждый народ имеет такого правителя, которого заслуживает" и т. п. Пессимистичны слова эти, но за ними стоит нехитрое наблюдение. На самом деле существует правильное государственное устроение (своё в каждой стране), правильная политика, истинные политики и примерные граждане; по крайней мере теоретически должны быть, в противном случае мир был бы циничным, общежитие невозможным, а жизнь человеческая бессмысленной — не таков замысел Бога о человеке, и верующая душа с этим согласиться не может. Вот почему учение Ильина о правосознании, о правлении лучших, об истинной политике имеет жизнеутверждающее значение [24]. Платон говорил, что лучших людей надо палками заставлять править государством. Власть должна быть бременем и служением лучших людей. В своей Конституции Ильин предлагает сложную систему выборов (перебора) граждан для решения этой существенной в государственном строительстве задачи. Ограничение политической дееспособности (философия неравенства) является существенным регулятором в этом процессе, и после последних выборов это стали понимать многие.


5. Проблема права и правового государства


Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут отчасти походить друг на друга. Поэтому было бы несправедливо при таком неравенстве налагать на них равные требования. С другой стороны, "все люди как разумные живые существа, носящие в себе влечение к счастью и к полноте духовного бытия, скрывающие в себе голос совести и способность к нравственному совершенствованию, — имеют одинаковое, по справедливости равное притязание на жизнь, на удовлетворение, на развитие своих благих способностей и на свободу добрых проявлений. Это равенство не состоит, разумеется, в том, что все имеют безграничную свободу, или что никто никому не обязан подчиняться, или что всякий волен делать, что ему угодно. Нет, свобода каждого человека простирается лишь до тех пределов, у которых начинается свобода других людей" [28].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты