Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Любая политическая система нуждается в признании ее со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.
Возможность признания политической системы обществом более вероятна, если она выражает объективные потребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс.
В чем проявляется признание и поддержка политической системы? Прежде всего, – в соблюдении законов, в выплате налогов, в выполнении воинского долга, участии в голосовании, лояльном отношении к власти, заинтересованности в политической информации и др.
Если политическая система не пользуется доверием, она теряет устойчивость. Попытки продлить ее существование с помощью насилия не дают конечного позитивного результата. “Как выразился выдающийся французский дипломат Ш. Тайлеран: “Со штыками можно сделать все, но на них нельзя сидеть””.[35]
К политической системе предъявляются и определенные требования, на которые она реагирует неоднозначно: либо реализует их, либо стремиться подавить и тем самым усугубляет ситуацию, может довести ее до состояния кризиса. В то же время общество не должно предъявлять к системе слишком завышенные требования, которые она не может удовлетворить в силу объективных обстоятельств. Подобные требования “приводят к “перегрузке” системы и завершаются, как правило, общей стагнацией”.[36]
В свою очередь, сама политическая система подвержена особому воздействию правящей элиты, принимающей политические решения, которые далеко не всегда обусловлены общественными потребностями и интересами (так вьетнамская и афганская войны велись не по воле американского и советского народов).
5. Заключение.
Существует немало работ, в которых раскрываются (и при этом нередко преувеличиваются) методологические возможности и черты теории политической системы. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржуазной литературе за последние годы появляется все больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания в адрес теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М. Вайнштейна о том, что “принятие учеными на вооружение концепции системы вовсе не означает разрешения каких бы то ни было из существующих теоретических проблем. Оно означает лишь условное определение тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии о политической жизни в целом”.[37]
Нередки также замечания ряда политологов и социологов (особенно тех, кто выступает против представления о теории политической системы, как о глобальной и методологически универсальной концепции) о том, что применение различных вариантов теории политической системы следует ограничивать лишь определенными сферами политической жизни, в которых “они могли бы быть в максимальной степени полезными”[38], и целями, которым они служат и ради достижения которых они, собственно, и существуют. “Будучи далеко не совершенным инструментом научного познания, - скептически отзывается о методологических возможностях теории политической системы американский политолог П. Нэттл, - концепция системы, даже в ее самом узком смысле, находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками и противниками” и проявляться лишь как минимально полезная концепция ввиду ее противоречивого понимания и толкования.[39]
В адрес теории политической системы, рассматриваемой в методологическом плане, западными авторами высказывается немало и других критических замечаний. Однако они отнюдь не свидетельствуют о методологической несостоятельности или об отсутствии в ней, каких бы то ни было рациональных зерен и достоинств.
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных регионах, подобные стабильные системы (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”.[40] В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.
Список литературы, использованный при выполнении курсовой работы.
Перевалов В. Д. Политическая система развитого социализма (вопросы правосубъектности и законности). Свердловск, 1984.
Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций. - М.: Юрид. лит., 1983.
Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974.
Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981.
Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
[1] См. Перевалов В. Д. Политическая система развитого социализма (вопросы правосубъектности и законности). Свердловск, 1984. - С. 7
[2] См. там же.
[3] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.60.
[4] Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). М.: Изд – во МГУ, 1981. - С. 11 – 12.
[5] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. - С. 61.
[6] См. там же.
[7] См. там же. - С. 62
[8] Г. Н. Манов. Государство и политическая организация общества. М.: Изд-во “Наука”, 1974. – С. 214.
[9]См. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 64.
[10] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 66.
[11] См. там же.
[12] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 68.
[13] Г. Н. Манов. Государство и политическая организация общества. М.: Изд-во “Наука”, 1974. – С. 222.
[14] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 70.
[15] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 71.
[16] См. там же.
[17] Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 273.
[18] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 134.
[19] См. там же – С. 135.
[20] Егоров С. А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций. М.: “Юрид. Лит.”. 1983. – С. 98.
[21] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 72.
[22] См. там же.
[23] Там же – С. 73.
[24] Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 273.
[25] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 75.
[26] Там же. – С. 76.
[27] Там же. – С. 77.
[28] Г. Н. Манов. Государство и политическая организация общества. М.: Изд-во “Наука”, 1974. – С. 223.
[29] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 135 – 136.
[30]Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 275.
[31] Там же – С. 276.
[32] Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 37.
[33] Там же – С. 37-38.
[34] Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 137.
[35]Чудинова И. М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1995. – С. 139.
[36] См. там же.
[37] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд – во МГУ, 1993. – С. 76.
[38] Там же – С. 77.
[39] Там же.
[40] Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - С. 274.