*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая
власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах страны;
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.
Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.
Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть
состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не
является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и
не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает.
Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество,
строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть
свободным от общества.
Основные элементы власти
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы).
Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руковолить и готовности брать на себя ответсвенность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер.
Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными –
политические организации, субъектами наиболее высокого уровня,
непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и
организации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями
может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже
от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъета в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.
Границы отношения объекта к субъекту властнования простираются от
отжесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть
отсутсвует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств
объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями,
наличие или отсутствие у него авторитета.
Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь бесприкословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.
Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло
свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко
используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об
эффективности этого средства свидетельствует факт обретения независимости
Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским
властям.
Ресурсы власти
Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной власти. Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов.
В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».
Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.
Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального
статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают
с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являсь
экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус.
Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность,
престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.
Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического
принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их
ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их
вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.
Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом
власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества
и свободы – высших ценностей.
Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы.
Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит
другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические
ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и
распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и
т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих
многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации
чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и
объект.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты,
делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам
(формам); господство, руководство, организация и контроль.
Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит
к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к
взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и
общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых.
Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными
ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь
своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий
и движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно
ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и
усиление социального контроля над ними «снизу».
Природа подчинения
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на индентификации объекта субъектом власти.
Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличает власть от влияния – более широкой, чем власть категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъета на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.
Власть, базируюшаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.
Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации.
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.
Власть, базирующаяся на авторитете, т.е. высоко ценимых качествах,
которыми подчиненые наделяют руководителя, основана на согласии и означает
уважение к руководящей личности или организации. В зависимости от лежащих в
основе авторитета качеств он бывает научным (качество учености), деловым
(компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества),
религиозным (святость) и т.п.