Политические аспекты деятельности предпринимательских структур: система взаимоотношений с органами в...

В-шестых, люди, пришедшие из специфического советского предпринимательства - сезонных, строительных бригад, старательских артелей, комсомольских центров технического творчества молодежи, студенческих стройотрядов и др. Все эти объединения быстро переросли в посреднические коммерческие структуры.

При всей разнородности социальных источников, стартовых позиций и используемых ресурсов представители перечисленных потоков имеют немало общего. Прежде всего, это разрыв со старой системой. Общими были и высокий потенциал активности, и склонности к действию, и наличие возможностей для действия. Далее. Все они в той или иной степени и форме действовали и прежде, находя для себя ниши в социалистическом хозяйстве, что требовало от них известной изворотливости. Сейчас же появился законный канал для реализации накопленного потенциала в открытые предпринимательские действия. Их объединяет отличительная особенность Российского предпринимательства. В сложившемся рыночном обществе предприниматель, как бы ни были его действия новыми, воспроизводит доминирующие социальные отношения. В России  собственно-производственная функция предпринимателя сопровождается социальными действиями, которые направлены на изменение социальных отношений, на создание новых (приватизация, формирование  независимых субъектов гражданского общества и др.).

Итак, появилась новая социальная сила. Предпринимательский слой только начинается формироваться и его влияние на политику пока невелико. Вместе с тем, с момента своего зарождения представители бизнеса оказались вовлеченными в политику, но сами они занимают по крайней мере две позиции. Первая, наиболее распространенная, - это их нежелания участвовать в политических действиях. Но жизнь такова, что они втягиваются в закулисную политическую игру. Другая позиция - прямое участие в политической жизни. Уже сегодня в России можно назвать целый ряд заметных политических фигур, для которых успешно предпринимательство стало прологом политической карьеры.

Однако, независимо от его позиции, предприниматель втянут в политические процессы, как собственник и работодатель. В условиях, когда государство уходит из сферы социальной защиты народа, вырастает ответственность работодателя. Система их отношений с рабочим и служащим, с обществом в целом заставляет обратить внимание на этику предпринимательства. Это особенно актуально для России, если мы вспомним источники формирования слоя предпринимателей.

На Западе  постоянно обсуждаются проблемы этики предпринимательства, причем она принимается не просто, как этика деловых отношений, а как явление, влияющее на социальный климат, психологию и ценностные ориентации  общества. Нам эти исследования полезны не только, как отражение особенностей Западного бизнеса, но и как богатый и ценный опыт. Нам в этом опыте важнее всего следующее:

1.       предпринимательская культура и этика;

2.       международные измерения предпринимательства;

3.       роль потребителей и их влияние на формирование предпринимательской этики;

4.       необходимые качества  предпринимателя.

Считается, в частности, что на Западе такие качества, как склонность к повседневному целеустремленному труду, независимость, гибкость, личная ответственность, поддаются формированию и развитию. Поэтому в систему образования закладываются гуманитарные науки, влияющие на развитие характера. Стимулировать деловой дух, готовность к риску нужно через систему  производственного обучения и широкого образования, делая упор на мотивации, творческие устремления личности. Это формирует предпринимателей политически активных и социально ответственных. Удастся ли нам этого добиться, покажет время.

В механизме взаимодействия предпринимателей и властных структур обязательно есть еще один субъект - население, которое выступает решающим тогда, когда формируется власть. Население в момент выборов само есть власть. Вместе с предприниматели тоже участвуют в выборах, а главное - имеют деньги, особую силу, способную оказать формирования власти не меньше влияния, чем все население. Поэтому предприниматели, как совокупное целое, также есть власть и в тот момент, когда формируется госвласть, и тогда, когда госвласть создана и функционирует госвласть в интересах собственников.

Население и предприниматели, сформировав власть и оказывая затем на нее в меру сил давление, попадают под регулирующее воздействие госструктур. Последние устанавливают налогообложение, ведут политику приватизации, плохо или хорошо охраняют собственность, свою и частных лиц. Недовольство или удовлетворение политикой государства скажутся затем на новом витке борьбы за госвласть.

Хищнический характер предпринимательства происходит не от субъективных намерений, желание предпринимателей, а от общей экономической ситуации. В России в этих условиях особо прибыльны торгово-купеческий и ростовщический капитал. Промышленный капитал малоприбылен, идет бегство капитала из производственной сферы в торговлю и кредит. При общей политической и экономической нестабильности выгодны только краткосрочные деловые операции. Над всем витает дух быстрой наживы.

На другом  полюсе (власти) дело обстоит не лучше. В "Известиях" от 1 февраля 1994 г. о всеобщей коррупции госвласти свидетельствует Е. Гайдар. Следовательно, два полюса рассматриваемого взаимодействия определяются ныне так: хищническое предпринимательство и коррумпированная власть. Таково единство друг без друга не существующих противоположностей, способных к "взаимообогащению".

Дискутируемая ныне в программах экономического реформирования России проблема степени государственного вмешательства в экономику не может быть решена по принципу: "или-или". Если исходить из факта всеобщей коррупции госвласти, то регулирование ведет к развалу экономики. Но то и другое существует одновременно, и, поэтому, объективно правы и не правы оба.

Это исторический тупик: регулировать надо, но нельзя.

Власть кровно заинтересована в развитии предпринимательства не только с точки зрения прямого удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, но и с точки зрения его занятости, обеспечения работой, а значит, и его жизнеобеспечения. Проблема комплексная, тут и пособия по безработице, и система подготовки и переподготовки кадров, сохранение и создание новых рабочих мест, тут проблемы социальной защиты на селения, и весь клубок вопросов, связанных с преступностью и необходимостью борьбы с нею. Эта работа ведется властями через муниципальные и государственные структуры. Вошедшие в рынок акционерные общества - бывшие госпредприятия и оставшиеся госпредприятия, как налогоплательщик, так товаропроизводители, и как самый объемный рынок труда, и как крупнейшие владельцы объектов соцкультбыта волнуют городскую власть чрезвычайно.

К сожалению, федеральные органы власти и федеральные органы не являются настоящими хозяевами предприятий, не управляют ими как предприниматели, не заботятся об извлечении прибыли. Федеральные власти - одни из самых не надежных деловых партнеров. Государство, оказавшись собственником объектов соцкультбыта приватизированных предприятий, в нарушение Закона о собственности, не содержит эти объекты надлежащим образом, а органы, представляющие федеральную власть в этом вопросе, до сих пор собственниками этой затратной сферы себя не осознали и вместе организации соответствующей работы ищут того, кто добровольно или принудительно взвалил на себя чужой груз.

Итак: предпринимательство и власть при всех различиях и противоречиях - суть две стороны одной и той же медали. Одно без другого существовать просто не может. Власть вправе ждать и требовать от предпринимателей самостоятельности, инициативы, строгого соблюдения законов, регулирующих предпринимательство, глубокого знания законов общества, в котором мы все живем, и уважения к правам каждого гражданина России, которые защищает власть.

Основа взаимоотношений предпринимателей и властей - Закон. Действующие законы разделяют интересы: у предпринимателей - это прибыль, у власти - интересы населения. Нельзя получить прибыль от бизнеса, к которому у населения нет интереса, в то же время, невозможно удовлетворить интересы населения, не имея крепкого предпринимателя и надежного налогоплательщика.

На современном этапе серьезное взаимодействие пока отсутствует. Власть обращается к предпринимателям, когда нужны деньги, в остальных случаях предприниматель держится подальше от власти. То есть связи случайные. Необходимо налаживание этого взаимодействия. Предприниматели, которые возглавляют крупные предприятия, на сегодня уже прошли стадию организации бизнеса и хорошо понимают, что без благоприятного отношения властной среды, нормальной работы не будет, не будет и серьезного нормального развития их предприятия. Нормальные условия - это, прежде всего, нормально живущие люди, которые работают на нашем предприятии. Это же нужно и власти, значит власть должна быть заинтересована во взаимодействии. Но пока этого взаимодействия не получается. И больше всего виноваты в этом властные структуры.

Сегодня государство воспринимает предпринимателей, как людей, занятых торговлей.

Серьезный бизнес - очень законопослушен, налоги платит аккуратно и власть должна повернуться к предпринимателям, чтобы с их помощью соединить и другие производственные процессы, производственные ресурсы и рабочую силу. Только в результате этого процесса и создается национальное богатство, которое используется для повышения благосостояния людей страны. Если бизнес успешен, - хорошо живет огромная масса людей, занятых в различных сферах негосударственных предприятий. Хороший бизнес платит налоги, и в бюджете достаточно средств для финансирования социальной сферы. Что конкретно нужно сделать для налаживания нормального взаимодействия? Всем главам администраций иметь список предприятий, которые больше платят налогов. Если какое-либо предприятие обращается к власти - посмотреть, какая строчка в этом списке соответствует этому предприятию и оказать соответственно помощь. Надо провести аудиторскую проверку некоторых муниципальных предприятий, которые не обеспечивают жизнь города, но могли бы быть приватизированы. Если какое-то предприятие дотируется - сделать его немуниципальным.

Налоговая политика на местах. В декабре принят указ Президента, значительная часть прав по налогам передается на места. Предприниматели не удовлетворены налоговой политикой государства и уже забыли, что такое чистая прибыль. Имеется масса примеров, когда в начале года набирают людей, а в конце года их увольняют. Для того, чтобы на местном уровне эта ошибка не повторилась, надо при главах администрации создать совет по формированию грамотной налоговой политики на местах. Проблема не в том, что не все платят. Нужно добиться, чтобы все работали в одинаковых условиях. В приватизации сейчас упускается самое главное - она проходит не в интересах широких слоев населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



1.      Носов В. Предприятие и государство: механизм взаимодействия. // Проблемы теории и практики управления 1993, № 6;

2.      Блинова А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. 1994, № 1;

3.      Андреев С. Структура власти и задачи общества. // Нева, 1989, № 1;

4.      Симонян Р. Предпринимательство и власть. // Диалог, 1993, № 5-6;

5.      Лапина Н. Предпринимательство в политическом пространстве. // МэиМО, 1993, № 6;

6.      Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и стратегия социального действия. // МэиМО, 1993, № 6;


       и другая литература





Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты