Политические партии необходимо отличать от других организаций в политической системе: политических движений, заинтересованных и вооруженных групп.
Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в обществе. Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно.
Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для достижения политических целей средства физического насилия.
в) Задачи, функции, права и обязанности политических партий
В XIX в. политические партии представляли
собой организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами. Современные взгляды на политические партии, как на постоянно
действующий институт политической системы, роль которого отнюдь не
ограничена лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для
новейшего законодательства о политических партиях.
К политическим относятся:
- участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- рекрутирование политических кадров;
- содействие осуществлению политических прав граждан;
- осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая функция.
Важное значение придается идеологической функции - агитационно-
пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного мнения и политического сознания граждан.
Если суммировать соответствующие положения законодательства отдельных стран, то можно выделить следующие права политических партий:
1) политические права и свободы: право участвовать в формировании и
деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и телестанции, печатные органы); право создавать с другими политическими партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными политическими партиями и их международными объединениями;
2) имущественные права: право собственности; право заниматься
разрешенной законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное государственное финансирование, предоставление различного рода налоговых льгот и привилегий).
Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все
права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими.
Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение
получает закрепление в качестве основных таких прав, как право на свободный
доступ к государственным средствам массовой информации и получение государственной финансовой поддержки. Эти основные права конкретизируются как специальными законами о политических партиях, так и иными законодательными актами (избирательными законами, законами о финансировании политических партий, законами о парламентских фракциях и т. п.).
Следует отметить, что в конкретном перечне обязанностей политических
партий, предусматриваемом законодательством отдельных стран, находят свое отражение особенности их политического развития. Так, в освободившихся странах, где сильны межэтническая рознь, сепаратизм и регионализм, важное значение приобретают такие обязанности, как уважение территориальной целостности, укрепление национального единства
г) Функции политических партий
Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, определения союзников и противников среди участников политического процесса, включающих, кстати, и иные партийные образования.
Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий является политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти.
Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законодательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на распространение определенных идей, внедрение их в массовое сознание граждан.
д) Типы партий и партийных систем
Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий - идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты), прагматические, или «патронажные» (3. Ньюмен) - ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.
Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма). Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д.
е) Разновидности партийных систем
Собственно партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности, многопартийные (конкурентные, состязательные) - с одной доминантной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типоло-гизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в п. 3 ст. 13 Конституции РФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль партии в структурировании результатов выборов заметно уменьшилась. Часто люди голосуют не за партию, а за "имидж" того или иного кандидата, созданный коммерческими средствами массовой информации.
Благодаря своей гибкой современной структуре партии могут успешно влиять на избирателей, отражая в своих программах различные требования социальных групп.
Тем не менее, нет института, который успешнее справлялся бы с тремя важнейшими функциями - передачи власти, политической мобилизации масс и легитимации существующих режимов, чем партии.
В работе были рассмотрены такие понятия как «группы интересов», «партии», их сущность, функции, типология и происхождение…
Анализ является поверхностным и вскрывает самые заметные и существенные стороны партогенеза и функционирования политических партий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. - Краткий политологический словарь.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. - Введение в политологию. 2000 г.
3. Малетин С.С. – Политология
4. Гостева С.Р. - Лекция по дисциплине Политология. Государство и политические режимы.
5. Малетин С.С. - Политология. Учебное пособие. 1998 г.
6. Политология. Учебник под редакцией профессора М.А. Василика
7. Малетин С.С. - ПОЛИТОЛОГИЯ. Авторизованное учебное пособие для студентов заочного отделения. Новосибирск - 1998
Страницы: 1, 2