Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начало 20 веков)

8 июня 1906 г. состоялось заседание группы, на котором было избрано специальное бюро и определено ее название: Партия "мирного обновления"

Задача, прокламировавшаяся Партией мирного обновления (ПМО), - содействовать формированию политического центра, способного нейтрализовать одновременно и силы революции, и силы реакции. Такой центр должен был привести к “мирному берегу” сначала Государственную думу, а затем и все общество. Постепенное реформирование общественной жизни при сохранении преемственности политических институтов и поддержке сильного (но не авторитарного) государства - только такой путь, по убеждению мирнообновленцев, был возможен в крайне неоднородной и взрывоопасной среде, именовавшейся российским обществом.

Партия мирного обновления являлась партией крупной буржуазии и помещиков и занимала промежуточное положение между октябристами и кадетами, отличаясь от них главным образом особенностями своей тактики. Программа Партии мирного обновления была близка к программе октябристов и предусматривала проведение буржуазно-демократических реформ, законодательное решение рабочего вопроса, сохранение помещичьего землевладения, переселение безземельных крестьян в окраинные районы с выкупом части помещичьих земель и расширением малоземельных наделов за счёт государства.

В 3-й Государственной думе (1907) Партия мирного обновления объединилась с партией демократических реформ во фракцию "прогрессистов", ставшую ядром созданной в 1912 году партии прогрессистов (окончательное наименование - Прогрессивная партия мирного обновления).

Органы управления партией - общие собрания членов, местных комитетов или ЦК. Устав партии предусматривал проведение съездов, которые должны проводиться не реже одного раза в год. Съезду принадлежало право определять основные направления деятельности, вносить изменения в устав, избирать ЦК, утверждать его отчеты. ЦК избирался на один год и обязан был выполнять постановления съездов, публиковать от имени партии разные акты, давать руководящие указания местным организациям и др.

Главная задача, ставившейся перед Партией мирного обновления, - содействовать формированию политического центра, способного нейтрализовать одновременно и силы революции, и силы реакции. Такой центр должен был привести к успокоению сначала Государственную думу, а затем и все общество.

Постепенное реформирование общественной жизни при сохранении преемственности политических институтов и поддержке сильного государства - только такой путь, по убеждению мирнообновленцев, был возможен в крайне неоднородной и взрывоопасной среде, именовавшейся российским обществом.

Название партии подчеркивало ее отрицательное отношение к насилию, откуда бы оно ни исходило. Мирнообновленцы порицали правительство за его грубые расправы и кровавые экспедиции. Но еще большее возмущение вызывал у них революционный террор.

Аграрная программа партии предусматривала наделение землей малоземельных и безземельных крестьян. Наряду с использованием для этого казенных, удельных, кабинетских, церковных, монастырских не исключалось и принудительное отчуждение некоторых категорий частновладельческих земель - за выкуп на началах "справедливой оценки".

Большое место уделялось вопросам переселения, организации дешевого кредита, урегулирования арендных отношений и цен, поднятия культуры земледелия. Согласно программе, решение аграрного вопроса передавалось в руки центральных и местных учреждений, организованных на паритетных началах из помещиков, крестьян и представителей исполнительной власти.

Мирнообновленцы высказывались за конституционную монархию.

Программа включала в себя также разделы о народном просвещении, финансовой и экономической политике. Согласно идеям ПМО, понижалось косвенное обложение и постепенно отменялись косвенные налоги, вводилось прогрессивное подоходное и имущественное обложение, понижались таможенные пошлины (если это не мешало развитию народного хозяйства), декларировалась независимость государственного контроля и Государственного банка.

Предусматривался пересмотр всего рабочего законодательства применительно к принципам, обеспечивающим защиту интересов трудящихся. Признавалась свобода стачек, отступление от этого правила допускалось лишь в отношении тех забастовок, которые "грозили правильному течению государственной и общественной жизни". Намечались также меры по сокращению рабочего дня, охране труда, государственному страхованию наемных работников.

Прогрессивная партия (прогрессисты).

К 1908 г. сложились предпосылки для сближения политически активных кругов московской буржуазии и группы интеллектуалов из Партий мирного обновления и кадетов. Часть правых кадетов типа П.Б. Струве, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, В.А. Маклакова, М.В. Челнокова, А.В. Тырковой выступила с критическим пересмотром идейных, программных и тактических основ собственной партии, стала “наводить мосты" с передовыми представителями московских промышленных кругов.

На протяжении 1905- 1907 гг. прогрессисты так и не смогли создать собственной политической организации. Представители этого идейного течения или входили в самые различные партии либерального толка, или же придерживались внепартийной ориентации. Они не имели никакого влияния ни в I, ни во II Государственных думах.

Ситуация несколько изменилась в третьеиюньский период. На выборах в III Думу им удалось получить 28 депутатских мандатов. Лидером (и соответственно председателем) думской фракции прогрессистов стал крупный донской землевладелец (825 десятин земли) Иван Николаевич Ефремов.

Центристская позиция прогрессистов импонировала определенной части думских депутатов, что и обеспечивало численный рост фракции. Если в I сессию во фракции насчитывалось 28 человек, то во II - 36, в III - 39, в IV - 39, V - 37. Вне Думы прогрессисты группировались вокруг редакций журнала “Московский еженедельнике и газет “Слово” и “Утро России”.

На фоне организационного развала кадетской и особенно октябристской партий, имевшего место в 1908-1911 гг., отчетливо прослеживается процесс организационной консолидации прогрессистски настроенных элементов политически активной части буржуазии и деловой интеллигенции. Прогрессисты, образно говоря, явились своего рода оттяжным пластырем, который притягивал к себе разнородные элементы из октябристской, мирнообновленческой, кадетской и их около партийной среды.

Процесс организационного оформления прогрессистов в самостоятельную политическую организацию усилился во время избирательной кампании в IV Думу. На выборах прогрессисты получили 32 депутатских мандата и вместе с примыкающими их фракция начитывала 48 человек.11-13 ноября 1912 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд, на котором были приняты думская программа, тактика, избраны руководящие органы. Основные требования программы сводились к следующим пунктам:

1) отмена положения об усиленной и чрезвычайной охранах, устранение административного произвола;

2) отмена избирательного закона 3 июня 1907 г.,

3) расширение прав народного представительства;

4) реформа Государственного совета;

5) свобода слова, печати, собраний и союзов;

6) неприкосновенность личности, свобода совести;

7) культурно-национальное самоопределение народностей, входящих в состав империи;

8) отмена сословных ограничений и привилегий;

9) реформа городского и земского самоуправления. В заключении программы говорилось о необходимости установления в стране “конституционного монархического строя с ответственностью министров перед народным представительством”.

Съезд прогрессистов, бесспорно, являлся важной вехой на пути политической консолидации деловых кругов русской (прежде всего московской) буржуазии и определенных слоев интеллигенции. Однако замыслы лидеров прогрессистов превратить свою организацию в общероссийскую так и не были реализованы. Во-первых, им не удалось расколоть партию кадетов и привлечь на свою сторону ее правые элементы. Правые кадеты прекрасно осознавали организационную слабость этого течения и предпочитали остаться в рядах своей партии, которая имела достаточно прочный авторитет и влияние в широких общественных кругах. Во-вторых, им не удалось привлечь на свою сторону и левых октябристов, предпочитавших после раскола Союза 17 октября в ноябре-декабре 1913 г. идти за своим лидером А.И. Гучковым. Единственное, что удалось сделать прогрессистам, - это создать в ряде крупных городов комитеты прогрессивных избирателей, поддерживавших связи с думской фракцией. И самое главное. Прогрессисты оказались не в состоянии осуществить “политическое объединение торгово-промышленников даже левого фланга”. Основная масса российской буржуазии отличалась большим недоверием и скептицизмом по отношению к политическим партиям, предпочитая действовать в привычных рамках собственных профессиональных организаций.

Социальная база партии. Известно, что из 39 членов ЦК было: дворян - 29, потомственных почетных граждан - 9, сословная принадлежность одного члена ЦК неизвестна. Из 29 дворян 9 принадлежали к высшей титулованной знати, из них 4 имели придворные звания; 8 были тайными, действительными статскими и статскими советниками, 14 дворян являлись землевладельцами, из них 11 - крупными. Из 9 потомственных граждан было 7 домовладельцев и один крупный землевладелец.12 членов ЦК так или иначе были связаны с различными формами торгово-промышленной и финансовой деятельности. Итак, в ЦК прогрессистов основную роль играли два социальных элемента - крупные помещики и крупные капиталисты. Они и составляли социальную основу прогрессизма.

Что же касается социального состава думских фракций прогрессистов, то из 55 человек (депутаты, избранные в III и IV Думы, учитывались один раз) было: дворян - 27, крестьян - 13, купцов - 9, священников - 4, мещан - 1, казаков - 1 человек. Один из дворян имел графский титул и придворное звание; пятеро являлись тайными, действительными статскими и статскими советниками; шестеро - уездными предводителями дворянства и председателями губернских и уездных земских управ; один - земский начальник; один - городской голова; один - председатель окружного суда. Кроме того, в дворянскую часть думских фракций входили: два профессора, два присяжных поверенных, два военных в чине генерал-майора и полковника, два врача и один инженер.

В IV Думе фракция прогрессистов продолжала занимать центристские позиции. На партийной конференции, состоявшейся в самом начале октября 1913 г., прогрессисты внесли некоторые коррективы в политическую линию, намеченную на ноябрьском съезде 1912 г. В решениях конференции, с одной стороны, отмечалось, что фракция должна “стремиться к реальной законодательной деятельности”, а с другой - подчеркивалось, что она будет активно проводить свою программу, не считаясь с “возможностью роспуска Думы". Конференция указала, что может наступить такой момент, когда единственным реальным средством думской борьбы с правительством должно будет стать “отклонение бюджета в целом".

Благодаря центристской позиции фракции прогрессистов оппозиционное большинство в IV Думе складывалось гораздо чаще, чем это имело место в III Думе. Совместные голосования либеральных партий (октябристов, прогрессистов и кадетов) по целому ряду законопроектов и предложений в той или иной мере способствовали созданию предпосылок для формирования в Думе “Прогрессивного блока", при помощи которого они рассчитывали проводить реформы. Однако организационно сформировать такой блок в 1912-1914 гг. либералам не удалось.

Думская и особенно внедумская деятельность прогрессистов значительно оживилась в годы Первой мировой войны. На заседании IV Думы 26 июля 1914 г. прогрессисты заявили о своей поддержке правительства в доведении войны до победного конца. Они проголосовали за военные кредиты, приняли участие в созданных правительством в 1915 г. особых совещаниях (по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты