Политические партии: сущность, становление, современное состояние

Но не для кого не секрет, что сегодня существуют и очень мощные в финансовом плане партии, которые, надо полагать, в государственной помощи не нуждаются. По оценкам некоторых экспертов, для того, чтобы преодолеть барьер на парламентских выборах, партии или блоку приходится тратить не менее двух миллионов долларов. Как правило, это теневые деньги, о происхождении которых избиратель не знает и никогда не сможет узнать. Истинные источники финансирования часто остаются тайной даже для самих членов партии. И именно эти деньги неизвестного происхождения могут привести к власти силу, для которой Конституция, демократия, права и свободы граждан не будут представлять особой ценности.

В этой связи необходимо подробнее рассмотреть вопрос о меценатах, то есть людях и организациях, поддерживающих деятельность партий пожертвованиями, финансирующих избирательные кампании. Как правило, информация о них тщательно скрывается. По этому поводу М. Бебер писал: "По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав"[12]. Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать как физические, так и юридические лица - владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка с их стороны действительно незаменима для партии, но в таких случаях возможно управление партией извне. Исходя из этого, большинство законодательств демократических государств ограничивает возможность финансовой поддержки политических партий, в том числе и из-за рубежа. Нужно отметить, тот факт, что ряд политических партий сегодня материально зависит от финансово-олигархических групп только потому, что они не имеют должной государственной поддержки.

Некоторые политические партии располагают значительной собственностью, к которой могут относится здания и сооружения, жилые помещения, оборудование и инвентарь, типографии, а также другое имущество необходимое для обеспечения деятельности партии. Так, в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты,  дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, (включая авиацию). На счетах партии в стране и зарубежных банках были накоплены значительные суммы, для оплаты расходов партийных функционеров.  

Во многих демократических странах предприятия и организации партий, осуществляют хозяйственную деятельность. Под ней понимается, как правило, издательская деятельность, направленная на пропаганду программных целей партии, продажа сувениров с изображением символики партии и т.п. Доходы от такой предпринимательской деятельности партии не могут быть перераспределены между ее членами и должны использоваться только в уставных целях (в большинстве случаев допускается использование партией своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в ее уставе). Результаты всей хозяйственной деятельности партии находят отражение в ее хозяйственном отчете, они облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны ежегодно публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. 

В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты. Причем они должны предоставлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.

Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований и общую сумму расходов на предвыборную кампанию. Но зачастую фактически партии тратят куда больше, чем, как говорится, могут себе позволить на законных основаниях. Поэтому-то и необходимо не только иметь представление о процессе финансового обеспечения и траты денежных средств политическими партиями, но и стремится  сделать этот процесс как можно более прозрачным.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Особенности политических партий

сегодняшней России.
 А. Становление многопартийности в России.


Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в со­вершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный харак­тер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.

Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.

Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «об общественных объединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых. 

Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.

Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам — около 1-1,5 тыс. человек).

Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри - и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом,  а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.

Волна "народофронтовского" движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.

К этому периоду относится появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.

1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.

В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты