Политические системы

Значительную роль в жизни современного общества играют политические партии. Это атрибут любой развитой политической системы. (К се­редине 90-х годов в более чем 100 странах действовали свыше 550 партий.) Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление объединить различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Политические отношения представляют разновидность общественных отношений и складываются в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. Их можно разделить на три группы. Прежде всего это отношения между классами, нациями и государства­ми. Меж­классовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании со­ответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном об­ществе. Эти так называемые вертикальные отношения складываются в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руко­водства и управления на социально-экономические, политические и куль­турные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуще­ствления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учрежде­ниями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организа­циями, объединяют понятием политической системы общества.

 Существенным элементом политической системы являютcя политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. На­сколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответству­ющих политических систем. Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. Ясно, например, что принципы диктатуры пролета­риата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые (или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовмести­мы с существующими ныне в западных индустриальных обществах поли­тическими системами.

Через политические принципы и нормы получают официальное при­знание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои.

В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной по­литической системе, оказывают регулирующее воздействие на политиче­ские отношения, а через них и на другие виды общественных отно­шений.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и по­литической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки, оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. И крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в поли­тическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные ин­тересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общест­венном развитии, в политической системе общества в частности. Она слу­жит концептуальной основой программы социально-экономических и поли­тических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей, идеология выполняет в политиче­ской системе либо консолидирующую, стабилизирующую роль, либо роль дестабилизирующую, деструктивную.                    

Для функционирования политической системы исключительно большое значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углублен­ного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности политические отношения и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, уста­новок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде всего в том, что она способствует обеспечению стабиль­ности политической системы. Хотя в социально разнород­ном обществе неизбежно существование и контркультуры, которая направ­лена против господствующей системы власти и играет дестабилизиру­ющую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для полити­ческой жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и их органи­заций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов. политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п. От соответствия принимаемого решения доминирующей политиче­ском культуре зависят степень эффективности и методы его реализации.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая куль­тура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора 'за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказы­вает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего .места и активной роли в жизни общества.

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях. В обоб­щенном плане они заключаются в следующем. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его суще­ствования, социальную и национальную структуру, демографические и эко­логические процессы, уровень образования населения, состояние обще­ственного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международ­ное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируют­ся основные группы coöèàëüíûõ интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Например, в нынешних условиях в нашем обществе, пожалуй, самая сложная для политико-властных структур задача заключается в том, чтобы найти баланс различных социальных интересов при переходе к рыночным от­ношениям.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исклю­чительно важное значение для жизнеспособности и нормального раз­вития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

III.  Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.


При  рассмотрении в качестве примера переходного периода от феодализма к капитализму данный вопрос был частично рассмотрен. Учитывая надстроечный характер политических систем уточним, что в зависимости от характера связей системы могут быть целостными (орга­ническими) или суммативными. Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий характер, формируются органические систе­мы. Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумме свойств его частей.

По мнению некоторых политологов (А. Холла и Р, Фейджина ), целостность и суммативность явля­ются, очевидно, не двумя разными свойствами, а крайними случаями одного и того же свойства — системности. Целостность суммативность - понятия друг - друга исключающие, т.е. политической системе на 100% целостной не присущи признаки суммативной и наоборот.

Поэтому можно представить некоторую шкалу, где стопроцентная целостность совпадает с ноль-процентной суммативностью. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности. При этом основное системообразующее  правило выглядит так: пока права целого больше прав его частей, целое сохраняет свою целостность (высшее проявление системности); как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативное и в конце концов перестает быть целым (распа­дается).


IV.  Вывод (заключение)

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит нерв социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
































                       ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.





1.  Ажгибкова Г.Н., Федорова Н.Н. “Социальные основы политических систем.” - М  .1991

2. Борисов В.К. “Теория политической системы.” СПН. 1992.

3. Основы теории политических систем -М : НАУКА 1985.

4. Фарукшин М.Л. “Политическая система общества”. СПН 1991.

5. “Актуальные вопросы философии  “ ВПА им В.И. Ленина 1994.












Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты