Политический лидер в современной России

Политический лидер в современной России

Политический лидер в современной России

Содержание

Введение. 2

Типология политических ценностей. Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х. 2

Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России  11

Владимир Жириновский. 19

Заключение. 32

Список использованных источников. 34






Введение

Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.

Партия – политическая организация какого-нибудь общественного слоя, выражающая и защищающая его интересы, руководящая им для достижения определённых целей и имеющая свою программу.[1]

Партии, люди, продукты, города, профессии - перечисление можно было бы продолжить - обладают в глазах населения неким особым «образом». Этот образ не является совокупностью рациональных суждений; это преимущественно иррациональное отражение представлений, ощущений, оценок, ассоциаций в широком смысле, которое, подобно ауре, обволакивает все предметы сознания и несет на себе яркий отпечаток субъективного восприятия действительности. Так, при проведении опросов (независимо от их вида и задач) большинство респондентов легко сопоставляют предлагаемый набор характеристик или целые суждения с объектом, образ которого должен быть исследован, и решают, насколько хорошо (или плохо) они его описывают.

В настоящее время уже не вызывает сомнений, что у населения складываются определенные «образы» и игроков политической сцены. Однако вопрос о наполнении образов российских политиков и составляющих их показателях до сих пор остается предметом значительных споров. Довольно слабо исследована в отечественной литературе и проблема формирования, устойчивости и потенциала развития образов политических акторов. Тот факт, что образ политического деятеля в глазах электората может быть изменен, причем изменен сознательно и целенаправленно, априорно принимается разве что имиджмейкерскими агентствами.[2]


Типология политических ценностей.
Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х

Проблема политических ценностей в целом – междисциплинарная проблема и требует рассмотрения в микро- и макросоциальном масштабе с привлечением понятийного аппарата и научного инструментария различных наук. Изучение политических ценностей и попытка построения на основе эмпирических данных различных типологий является важной и актуальной исследовательской задачей. Анализ моделей функционирования и механизмов формирования политических ценностей и установок является необходимым путем поиска ответа об их сегодняшнем состоянии и генезисе в современной России, а также их влиянии на происходящие политические и общественные процессы.

Наличие индивидуальных (характерных для группы, слоя, общества) ценностей позволяет каждой личности в ходе развития выработать для себя индивидуальную иерархию, пользуясь набором уже созданных и одобряемых в данной культуре базовых ценностей.

Что же такое ценности? «Ценности – обобщенные представления людей о наиболее значимых целях и нормах поведения, определяющие видение ими действительности, задающие ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формирующие «жизненный стиль» общества. Система или совокупность доминирующих ценностей выражает в концентрированном виде особенности культуры и исторического опыта общества»[3]. Тем не менее это определение вовсе нельзя считать единственно существующим определением ценностей. Как отметил в одной из своих работ Н.Решер[4], горячее желание многочисленных исследований иметь единую ценностную терминологию, похоже, явилось единственной точкой согласия. Тем не менее анализ показывает, что встречающиеся в литературе определения в основном укладываются в две основные модели. Как правило, речь идет либо о терминальных ценностях (концепции того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия), либо об инструментальных (моральные ценности, ценности компетенции). С функциональной точки зрения инструментальные ценности активизируются как критерии, стандарты при оценке только модуса поведения, действий, а терминальные – как при оценке и выборе целей деятельности, так и допустимых способов их достижения. Усвоенные личностью ценности являются важнейшими детерминантами поведения индивида, его решений и выборов.

Изучение политических ценностей, а также тесно связанных с ними социальных установок имеет обширные традиции в литературе, философии, истории, социологии.

Политические ценности относятся к глобалальным ценностям, усваиваемым индивидом в процессе политической социализации. Их изучение может выявить глубинные процессы, происходящие в различных группах общества по отношению к политическим проблемам в широком смысле. На принятие конкретного электорального решения влияют во многом политические установки, которые являются более подвижными и гибкими.

Решения, принимаемые индивидом на основе определенной иерархии ценностей, в том числе политических, исходят не из абсолютных оценок альтернатив решений и действий, а из их субъективного восприятия. Поэтому степень активизации различных ценностей не в последнюю очередь зависит от когнитивных оценок рассматриваемых альтернатив. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации.

Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей: большинство граждан постсоветской России предпочитает советскую политическую систему (41%), но отчетливо осознает, что возврат к системе абсолютно невозможен благодаря усвоению отдельных аспектов либеральных ценностей (индивидуальные права и свободы, преобладание личных ценностей над государственными). В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями.

То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей.

В силу глубоко укоренившихся традиций большинство российских граждан убеждено в том, что именно государство в лице Президента и Правительства и органов исполнительной власти на местах должно отвечать за их благополучие. Этой патерналистской установкой сознание переходных обществ, в том числе и России, отличается от сознания западных либеральных демократий. В целом, согласно данным РОМИР, для россиян сегодня характерно предпочтение нормативного порядка наряду с апологией свободы как принципа общественного устройства. Так, самой важной обязанностью руководства страны 46,2% россиян считают поддержание порядка в обществе, а 42,5% - обеспечение соблюдения прав человека. Налицо сосущестование в общественном сознании различных ценностных систем.

Положительное отношение к демократии как политическому режиму, социальному идеалу и системе ценностей - одна из важнейших предпосылок успешных преобразований. Что касается восприятия демократии в России, то полностью удовлетворенных ее развитием опрос РОМИР вообще не выявил. Скорее удовлетворены, чем нет, - только 6% граждан. Не очень удовлетворены развитием демократии в России 39% опрошенных, а совсем не удовлетворены – 45,3%. Затруднились с ответом 8,6% россиян. Нынешнюю политическую модель, существующую в России, как очень плохую оценивают 37,2% опрошенных, в то время как политическую систему, существовавшую при коммунистическом режиме, в качестве очень плохой оценивают лишь 7,9% участников опроса. Налицо колоссальная неудовлетворенность респондентов сегодняшним демократическим устройством России и ностальгия по ушедшим временам. В России во многом сохраняются интеллектуальные и психологические стандарты тоталитарного общества.

Важной частью существующих стереотипов россиян является представление об необходимости вмешательства государства в экономику. Большая часть российской общественности (за исключением бизнесменов и молодежи – групп, где наиболее распространены либеральные ценности) высказываются за сильную роль государства в жизни общества, выражающуюся в гарантировании каждому гражданину дохода на уровне прожиточного минимума, обеспечении всех нуждающихся работой, жильем, - т.е. обеспечение базовых потребностей индивидов.

Перечисленные выше факторы, а также постоянная неудовлетворенность деятельностью Президента Ельцина и правительства, зафиксированная опросами общественного мнения в последние годы, сделали особо сильным тяготение значительной части россиян к фигуре нового политического лидера, актуализировали традиционалистские ценности, связанные с фигурой решительного, сильного вождя. Налицо противоречия и парадоксы ценностных систем и ориентаций, существующих в российском обществе.

Предлагаемая ниже типология – это лишь один из вариантов разработки проблемы политических ценностей на имеющейся информационной основе. Особенность методов типологизации заключается в том, что они ощутимо меняют контуры получаемых типов в зависимости от комбинации включаемых в уравнение показателей.

Для составления типологии были использованы данные независимого исследовательского центра РОМИР, который специализируется в том числе на проблематике изучения политических ценностей. РОМИР принимает участие в известном исследовательском проекте Р.Ингелхарта «Жизненные ценности», который проводится более, чем в 40 странах мира.

Исследование РОМИР, проведенное по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения в июне 1999, содержало обширный блок, посвященный ценностям и ценностным ориентациям российского населения в сфере политики.

На наш взгляд, наиболее адекватной методологией, позволяющей изучить морфологию российского политического сознания, является создание сложной многомерной типологии политических ориентаций, облегчающей понимание особенностей электорального, протестного и других форм поведения различных слоев населения РФ. С этой целью в исследование был включен ряд установочных суждений, уровень согласия с которыми измерялся по девятибалльной шкале. Каждое из суждений выступало в роли составной части общего показателя, список которых приводится ниже:

Отчуждение, рассматриваемое как уход от участия в деятельности различных политических и социальных институтов, а также ощущение невозможности что-либо изменить в окружающей жизни.

Консерватизм, понимаемый как нежелание каких-либо изменений, будь-то изменения в собственной жизни, или изменения в жизни общества.

Патриотизм, трактуемый как осознание себя гражданином своей страны, имеющей особые интересы, особый уклад и особую символику. Раскрывается, в частности, через отношение к государственным символам РФ.

Стремление к автаркии, понимаемое как желание обособиться от внешнего мира, закрыть доступ к источникам информации, иным, чем те, которыми пользуется респондент в настоящее время. В частности, автаркия раскрывалась через принцип «опоры на собственные силы», столь активно внушавшийся населению в годы развитого социализма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты