политический режим

политический режим

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика политического режима…………...……………………...4

1.1 Понятие политического режима……………………………………………..4

1.2 Признаки политического режима……………………………………………6

2. Типы современных политических режимов………...…………………….7

Заключение…………………………………………………………………..….12

Список литературы…………………………………………………………….13


Введение

Цель данной работы дать характеристику политического режима. Показать основные признаки и типы политических режимов.

Политический режим, одна из составляющих формы государства. Под политическим режимом понимается характер разделения власти (её организация) между аппаратом государства и обществом.

Эта категория указывает:

- какими политическими правами и свободами обладают граждане страны;

- преимущественно какими методами государство осуществляет свои функции – с помощью насилия или ненасильственным путём.

В данной работе будем придерживаться общеизвестной классификации политических режимов:

- демократический;

- антидемократический.


1. Характеристика политического режима

1.1 Понятие политического режима

Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.1

Согласно этой точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический (государственный) режим

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично (см. схему).                                                                                                      СХЕМА


Антидемократический

Демократический

                                                                                                                                                                                                                         

Либерально - демократический

Консервативно-демократический

тоталитарный

фашистский

авторитарный

деспотический

 


                      И другие                                                   И другие

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят по подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создаёт определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения её рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления – реальную принадлежность власти определённым субъектам политических действий, способы владения и удержания её и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем.1

Политический режим обеспечивает стабильность и определённую упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально – политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально – политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением типом легитимности.

1.2 Признаки политического режима

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):1

- степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

- характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- тип политического поведения; характер политического лидерства;    

- доминирование определённых методов (убеждения, принуждения, и т.п.) при осуществлении политической власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;


2. Типы современных политических режимов

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.1

 Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;

- предполагается существование правового государства и гражданского общества;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;

 - силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся по демократическим контролем общества;

- доминируют методы убеждения, компромисса;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

- гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.1

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально – демократические и консервативно – демократические режимы. Если либерально – демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдаётся личности, её правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно – демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарные режим (от латинского totus – весь, целый полный). В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.1

Основными характеристиками тоталитарного режима являются следующие:

- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

- общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознаёт этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; прав и свобод человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют чёткие гарантии их реализации;

- фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений.1

Основные характеристики авторитарного политического режима:

- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-  роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

-  суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

-   сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

-   сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

-   существует частичный плюрализм;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.1

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

 

Заключение

Политический режим – совокупность приёмов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Это одна из составляющих формы государства, под политическим режимом понимается характер разделения власти (её организация) между аппаратом государства и гражданским обществом.

Категория «политический режим» указывает: какими политическими правами и свободами обладают граждане страны; преимущественно какими методами государство осуществляет свои функции – с помощью насилия или ненасильственным путём.

Что же касается типов политических режимов, то все они, по общепринятой классификации, относятся либо к демократическим, либо к антидемократическим.


Список литературы

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: 1997.

3. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

4. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М..: Юристъ, 2001.

5. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. /Отв. Ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 4, 7.

6. Ракитская И. Ф. Теория государства. Спб., 1999.

7.Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. Гл. 6.


1 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М..: Юристъ, 2001. С. 76.

1 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: 1997. С. 81.

1 Ракитская И. Ф. Теория государства. Спб., 1999. С. 127.

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 73.

1 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М..: Юристъ, 2001. С. 79.

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 75.

1 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М..: Юристъ, 2001. С. 82.

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 98.




Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты