Политическое лидерство и политическая элита
p>3. Демократический лидер проявляет отзывчивость, заботливость о подчиненных, ценит человеческие и деловые качества в людях. Авторитарный оценивает человека с позиций общественного положения прежде всего.
4. Демократический лидер ведет себя естественно, уважительно, склонен критически пересматривать свои решения в зависимости от ситуации, менять мнения и оценки, если они не точны или устарели. Авторитарный стремится выглядеть "высшим существом", он ориентируется в своей деятельности на элитарную группу, не меняет сложившегося о людях мнения, своих решений, считая их единственно правильными и неизменными и т.д.
Итак, для лидера демократического стиля требуется хорошее знание людей, умение подбирать толковых помощников, которые могли бы стать дополнением к личности лидера по своим качествам, были бы способны спорить и дискутировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Демократический стиль лидерства требует эрудированного, умного лидера. Этот стиль более труден, но и более эффективен.
Важнейшей проблемой политического лидерства является такое политическое явление как "имидж", т.е. образ политического лидера, образ руководителя страны, депутата и т.д.
Чем выше по положению руководитель, лидер, тем меньше он непосредственно общается с людьми, которые все более имеют дело с образом этого лидера. В ходе политической практики в массовом сознании формируется "имидж", образ политического деятеля, который может соответствовать реальному лицу.
Результат сравнения реального лица и образа определяет отношение к политическому деятелю широких слоев населения (поддержка, доверие и т.д.).
Всякое общество по своей внутренней структуре делится на классы, социальные слои, группы и т.д., на тех немногих, кто правит, и тех многих, кем правят.
Те, кто правит, называются политической "элитой" (истеблишментом). Понятие
"элита" ныне прочно утвердилось не только в политической литературе, но и в реальной жизни.
Термин "элита" происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Политическая элита – это социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства.
Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги". Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, что обуславливает их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы. Это дает основание ставить вопрос о политической элите как носителе политико-управленческих качеств.
Политическая элита, ее властные отношения обладают структурным постоянством. При изменении персонального состава элиты властные отношения были всегда постоянны. Сменялись монархи, министры, парламентарии и т.д. в ходе истории, а отношения господства и подчинения между элитой и массами оставались. Всякое правление неизбежно предполагает господство немногих над многими.
Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:

. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, который имеет высокую общественную значимость и соответствующее стимулирование;

. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода привилегий, т.к. эта деятельность прямо связана с распределением ценностей и ресурсов;

. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

. политической пассивностью широких народных масс, чьи жизненные процессы не лежат непосредственно в сфере политики и т.д.
Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, оппозиционную (т.е. контрэлиту); высшую, которая принимает значимые решения для всего государства; среднюю, которая отражает общественное мнение; административную – это служащие-управленцы (бюрократия). Кроме того, существует еще и субэлита, куда входят руководители крупных корпораций, высшие армейские и милицейские чины, руководители партий и профсоюзов, руководители СМИ и т.д. В состав политической элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают огромное влияние на принятие политических решений. Они не могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, но в определенное время могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Таким образом, элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика – это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, выражающая интересы общества.
Существуют еще "закрытые" и "открытые" системы рекрутирования элиты, которые связаны с политическим режимом общества. "Закрытые" системы рекрутирования элиты характерны для недемократических режимов, где они составляют так называемую номенклатуру. В таких системах существует бюрократическая иерархическая лестница или кастовость.
Демократическому обществу соответствует "открытая" система рекрутирования элиты, где представителе любых общественных групп могут претендовать на лидирующие позиции, где избиратели страны осуществляют отбор в элиту, где немного формальных требований, чтобы занять руководящую должность и т.д.
Элита в обществе, управлении, экономике и т.д. выполняет различные функции:

. осуществляет стратегическое руководство страной (классом, социальной группой и т.д.);

. формирует политические цели, программные документы движения, общества и т.д.;

. регулирует и координирует взаимоотношения социальных групп, слоев, классов, а также отношения с другими государствами;

. является основным резервом руководящих кадров, центром расстановки руководителей в политическом и государственном управлении.
Элита для выполнения функции управления использует прежде всего бюрократический аппарат. Элита намечает цели деятельности государства, а аппарат их реализует. Если между элитой и бюрократическим аппаратом нет единства целей, то аппарат может саботировать решения элиты. Бюрократия обладает иерархической структурой, в ее рамках существует разделение труда, она обладает административной властью, которую и использует с различной степенью добросовестности. Бюрократизм тем сильнее в обществе, чем слабее общественный контроль над носителями власти. Чем значительнее роль демократических институтов и принципов, закона в обществе, тем меньше самодовлеющая роль бюрократии. Бюрократ (чиновник, служащий) получает свое место из рук старшего по чину, а не из рук своих подчиненных. Это и определяет одно из главных условий всесилия и социально-политической устойчивости бюрократии – ее абсолютную независимость от народа.
Итак, элитарность современного общества – это реальность. Конечно, она может исчезнуть с установлением общественного самоуправления, но пока это не реально.
Для демократического государства главное не борьба с элитарностью, а формирование профессиональной, полезной для общества элиты, не отчужденной от народа, не превращенной в привилегированный слой, а подконтрольной обществу. Решать эту задачу можно, привлекая представителей различных социальных групп и слоев во власть, т.к. социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию.
Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. На нижних ступеньках управленческой пирамиды низшие слои населения представлены больше, чем в верхних эшелонах власти.
Но более важной гарантией социальной представительности элиты по сравнению с социальным происхождением является организационная (партийная, профсоюзная и т.д.) принадлежность руководителей. Она связана с их ценностными ориентациями. Партии, профсоюзы и т.д. имеют возможность воздействия на своих представителей. Кроме того, государственные и общественные институты тоже имеют свои механизмы контроля за элитами
(выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д.).
Рассмотрим сущность, роль, состав новой российской политической элиты. Это очень важно для формирования демократического общества в стране и перспектив ее развития. На начальных этапах развития российской демократии за нее выступали: интеллигенция, которая осознавала бесперспективность старого режима; идейные противники коммунизма; репрессированные, диссиденты, политзаключенные; некоторые представители партийной (КПСС) и хозяйственной элиты; прагматики в управленческих структурах, которым лишь бы править; карьеристы из самых различных слоев общества, для которых демократия – просто способ оказаться на вершине иерархической лестницы.
Однако не все представители из перечисленных слоев вошли в новую элиту, многие оказались несостоятельными в политическом управлении. "Новая" политико-управленческая элита (на 72–75 %) – выходцы из старой партийной и хозяйственной верхушки. Конечно, "реформаторы" значительно разбавили и хозяйственную, и особенно политическую элиту. Демократические преобразования подняли на верхние этажи власти тех, кто занимал малопрестижные ступеньки иерархической лестницы, а также вовлекли в политику и интеллигенцию. Это изменило состав элиты в целом, но не качественно. Многие борцы за справедливость присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.
Можно сказать, что сегодня нет единства в управленческой элите, в целях, в программе движения общества, нет единой национальной идеи, которая объединила бы и элиту, и большинство членов общества. Внутри самой элиты идет острая борьба за личную власть, чему подчиняются цели и функции государственной власти. Слабостью политической элиты является отсутствие широкой новой социальной опоры, в стране только начинается процесс нового классообразования, незначителен и слаб средний класс и т.д.
Политическая элита слаба и в духовной сфере, не только отсутствием четкой идеологической ориентации, но и нравственными ценностями, отсутствием четкой долговременной программы переустройства, демократизации общества.
Стремление перенести на российскую почву западные ценности приводит к обратному результату: свобода понимается как безответственность и вседозволенность, конкуренция – как право сильного, индивидуализм – как эгоизм и т.д. Стремление сформировать идеологическую позицию, единую национальную идею упирается в лозунг деидеологизации, который был весьма популярен в борьбе с КПСС, со старым строем. Таким образом, новая российская элита пока не выработала целостную систему идей, которые были бы способны объединить все слои населения в борьбе за правовое демократическое общество.
Итак, важнейшим фактором развития общества являются политические отношения, где проявляются более емко социальные интересы классов, социальных групп, индивидов. Основой этих отношений является власть. Регулируя взаимоотношения различных социальных слоев общества, политика сохраняет тем самым целостность общества. От того, какие социальные группы и их лидеры участвуют в политическом процессе, как распределяются политические силы в нем, какова политическая элита, зависят поступательные процессы развития общества. Власть и политика реализуются исключительно через интересы различных социальных групп, во главе которых стоят лидеры. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального взаимодействия, он как бы олицетворяет собой те или иные групповые ориентации и направления, персонифицируя политические процессы. В политической жизни нашей страны в настоящее время необычайно возрос спрос на людей, способных профессионально исполнять роль и функции политических лидеров, без которых невозможно развитие общества.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты